Для чего тормозам нужна система АБС


Комментариев нет

Anti-lock Braking System (анти блокировочная система тормозов)

Здравствуйте, уважаемый читатель.

В этой статье поговорим о том, для чего тормозам нужна АБС.

Анти блокировочная система тормозов (АБС) на сегодняшний день является одной из самых распространенных систем, повышающих безопасность движения.

Такое название она получила благодаря своей функции, заключающейся в том, чтобы в процессе торможения не допустить блокировки колес.

Известно, что на заблокированных колесах автомобиль становится неуправляемым: колеса едут «юзом», и при этом невозможно повернуть руль. АБС эту проблему устраняет: происходит эффективное торможение, и при этом сохраняется возможность рулить.

Это, по сути, и есть ответ на вопрос «зачем нужна АБС». Ниже по тексту — объяснение, как все это происходит.

Что представляет собой АБС и как она работает? Это совокупность датчиков, модуляторов и блока управления. Вся эта конструкция встраивается в тормозную магистраль автомобиля.

При торможении датчики отслеживают угловую скорость вращения колес и в момент, когда колеса блокируются, подают сигнал на блок управления, который в свою очередь дает команду модулятору снизить давление в тормозном контуре.

Давление снижается – тормозные колодки разжимаются и колеса восстанавливают вращение. Следом на модуляторы поступает команда усилить давление – колодки опять сжимают тормозной барабан, не доводя до момента блокировки колес.

И так в течении всего времени, пока вы давите на педаль тормоза. При этом каждое колесо тормозит индивидуально, а электроника по своим параметрам контролирует этот процесс.

Как тормозит опытный водитель, если на машине нет анти блокировочной системы? Он регулирует силу нажатия на тормозную педаль, не допуская блокировки колес, или применяет так называемое ступенчатое, импульсное торможение.

Как только во время торможения автомобиль начнет скользить, опытный водитель приотпускает педаль тормоза и колеса начинают вращаться. Их сцепление с дорогой возрастает, и машина снова становится управляемой. В этот момент можно повернуть руль на необходимый угол.

Далее, водитель вновь нажимает на педаль тормоза до момента блокировки, и снова отпускает. Таким образом ему удается и тормозить, и рулить одновременно.

Эта методика очень действенная, но требует определенных навыков и дополнительных усилий. АБС делает все то же самое, только в несколько раз быстрее и точнее, потому что работу АБС обеспечивает электроника.

 

С АБС тормозить очень легко. И не просто тормозить, а еще остается возможность вращать руль во время торможения. Достаточно ударить (или очень резко надавить) ногой по тормозам и ждать остановки.

Именно очень резко надавить, потому что АБС включается в работу на грани блокировки колес. Если просто надавить педаль тормоза, как при обычном плавном торможении, то система не сработает.

Еще нужно учитывать некоторые особенности в работе электроники в процессе торможения. Особенность работы электроники сказывается на длине тормозного пути.

Есть некое убеждение, что АБС сокращает тормозной путь. Это не так, точнее, не совсем так и не всегда. Дело в том, что АБС работает правильно только при наличии контакта всех четырех колес с дорожным покрытием.

На чистом сухом асфальте, по сравнению с  автомобилем без АБС, тормозной путь сокращается примерно на 15-20 процентов. А на мокром, скользком или сыпучем покрытии, тормозной путь увеличивается.

Более того, на очень скользкой дороге может создаться ощущение, что машина с АБС практически не тормозит. Это объясняется слабым сцеплением колес с дорогой и системе требуется больше времени, чтобы остановить автомобиль — это особенность работы электроники.

Похожий эффект в работе АБС также наблюдается при экстренном торможении на гребенке, когда колеса автомобиля совершают подскок и кратковременно оказываются «подвешенными» в воздухе – в этот момент АБС включается раньше и тормозной путь сильно увеличивается.

Отсюда следует, что АБС не всегда сокращает тормозной путь. Хорошо это или плохо, станет понятно в какой-то конкретной ситуации, но нужно понимать особенности этой системы, и учитывать их на дороге.

Главное достоинство АБС в том, что в процессе экстренного торможения у вас сохраняется возможность рулить, и автомобиль остается управляемым.

Другими словами — есть возможность и тормозить, и рулить одновременно (т.е. объехать препятствие или повернуть на тормозах).

Это, собственно, и есть ответ на вопрос: зачем нужна АБС.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Безопасность

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.