Для чего тормозам нужна система АБС


Комментариев нет

Anti-lock Braking System (анти блокировочная система тормозов)

Анти блокировочная система тормозов (АБС) на сегодняшний день является, наверное, самой распространенной системой, повышающей безопасность движения.  Почему она носит такое название — анти блокировочная? Ответ ниже.

Поведем повествование от третьего лица. Во время повседневной езды, если нужно остановиться, водитель, обычно, нажимает на тормоз плавно, в результате этого автомобиль плавно замедляется. А что делать, если вдруг неожиданно на пути возникло препятствие? В таком случае необходимо или очень быстро остановиться, или объехать препятствие, если есть такая возможность.

В результате, водитель резко жмет на педаль тормоза, колеса блокируются (перестают вращаться), и если автомобиль тут же не не остановился, то по инерции он продолжает движение юзом. В такой ситуации, как ни крути руль – машина будет двигаться прямо, она становится неуправляемой. Вот тут и приходит на помощь АБС.

Что представляет собой система АБС и как она работает? Это совокупность датчиков, модуляторов и блока управления. Вся эта конструкция встраивается в тормозную магистраль автомобиля. При торможении датчики отслеживают угловую скорость вращения колес и в момент, когда колеса блокируются, подают сигнал на блок управления, который в свою очередь дает команду модулятору снизить давление в тормозном контуре.

Давление снижается – тормозные колодки разжимаются и колеса восстанавливают вращение. Следом на модуляторы поступает команда усилить давление – колодки опять сжимают тормозной барабан, не доводя до момента блокировки колес. И так в течении всего времени, пока водитель давит на педаль тормоза. При этом каждое колесо тормозит индивидуально, а электроника по своим параметрам контролирует этот процесс.

Как тормозит опытный водитель, если на машине нет анти блокировочной системы? Он регулирует силу нажатия на тормозную педаль, не допуская блокировки колес, или применяет так называемое ступенчатое или импульсное торможение.

Как только автомобиль начнет скользить, водитель отпускает педаль тормоза и колеса начинают вращаться. Сцепление с дорогой возрастает, и машина снова становится управляемой. В этот момент можно повернуть руль на необходимый угол. Водитель вновь нажимает на педаль тормоза до момента блокировки и снова отпускает. Таким образом ему удается и тормозить, и рулить одновременно.

Эта методика очень действенная, но требует определенных навыков и дополнительных усилий. АБС делает то же самое, только в несколько раз быстрее и точнее, потому что работу АБС обеспечивает электроника.

 

С ABS тормозить очень легко. И не просто тормозить, а еще остается возможность вращать руль во время торможения. Достаточно ударить (или очень резко надавить) ногой по тормозам и ждать остановки. Именно ударить, потому что ABS включается в работу на грани блокировки колес. Если просто надавить педаль тормоза, то система не сработает.

Но нужно учитывать некоторые особенности в работе электроники в процессе торможения. Эти особенности сказываются на длине тормозного пути.

Дело в том, что система АБС работает правильно только при наличии контакта всех четырех колес с дорожным покрытием. На чистом сухом асфальте, по сравнению с  автомобилем без АБС, тормозной путь сокращается примерно на 15-20 процентов. А на мокром, скользком или сыпучем покрытии, тормозной путь увеличивается.

Более того, на очень скользкой дороге может создаться ощущение, что машина с АБС практически не тормозит. Это объясняется слабым сцеплением колес с дорогой и системе требуется больше времени, чтобы остановить автомобиль — это особенность электроники.

Похожий эффект наблюдается при экстренном торможении на гребенке, когда колеса автомобиля совершают подскок и кратковременно оказываются «подвешенными» в воздухе – в этот момент АБС включается раньше и тормозной путь сильно увеличивается.

Отсюда можно сделать вывод, что АБС не всегда сокращает тормозной путь. Хорошо это или плохо, может решить конкретная ситуация, просто нужно знать и учитывать особенности этой системы на дороге. Главное достоинство АБС в том, что в процессе экстренного торможения у водителя сохраняется возможность подруливать, и автомобиль остается управляемым. Если простыми словами — есть возможность и тормозить, и рулить (т.е. объехать на тормозах) одновременно.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Еще по теме из раздела: Безопасность

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.