Прерванный обгон


2 комментария

Здравствуйте, уважаемый читатель.

Продолжаем обсуждение дорожных ситуаций.

На этот раз — встречный разъезд с автомобилем через левую обочину во время обгона.

Неконтролируемый маневр произошел благополучно по сравнению с тем, что могло случиться.

«Работа над ошибками» будет ниже, после видеоролика, а сначала — небольшое предисловие.

Обстоятельства следующие: длинный затяжной изгиб дороги, колонна машин, которую наш участник намеревается обогнать, хорошая погода и встречный автомобиль!

Что необходимо предпринять в первую очередь, если вы готовитесь к обгону? Учитывая, что маневр связан с выездом на встречную полосу, необходимо обеспечить его безопасность.

Сначала вы оцениваете общую дорожную обстановку на предмет возможности и правомерности осуществления обгона.

В первую очередь нужно убедиться, что в данном месте обгон не запрещен ПДД. Обычно, запрет вводят на конкретном участке в связи с высокой вероятностью возникновения ДТП в процессе обгона.

Есть смысл обратить внимание на геометрию дорожного участка: есть ли у дороги подъем или уклон, дорога относительно прямая, или имеет существенный изгиб.

А также важно обратить внимание на то, как далеко видно обстановку на дороге, какова скорость дорожного потока, есть ли встречные машины и как далеко они находятся.

Затем, нужно прикинуть расстояние, которое вам придется преодолеть по встречной полосе, и в каком, примерно, месте вы сможет благополучно вернуться на свою половину проезжей части.

В данном случае важно время, как быстро вы сможете освободить полосу встречного движения. Чем сильнее вы разгоните ваш автомобиль, тем времени на обгон будет потрачено меньше.

Далее, если требования ПДД и условия для безопасности выполняются, и вы принимаете решение обгонять, тогда, собственно, следует сам маневр — обгон.

См. статью Правила обгона и ошибки при его выполнении.

 

Бывает и так, что во время выполнения обгона встречный автомобиль приближается быстрее, чем вы предполагаете, и вариантов у вас, как обгоняющего, остается всего два.

В зависимости от обстоятельств, можно прекратить обгон и вернуться на свою полосу, а можно попытаться успеть завершить обгон до разъезда со встречным автомобилем.

Подобное изменение ситуации есть смысл просчитать заранее, и быстро принять решение, потому что и попутный поток машин, и встречный автомобиль продолжают двигаться навстречу друг другу, точка «встречи» неминуемо приближается.

Посмотрите короткий видеоролик. Встречный разъезд через левую обочину во время обгона.


Автор видеоролика

Прерванный обгон перевоплотился в своеобразный «трюк», встречный разъезд прошел через встречную обочину, описал дугу и закончился в кювете, только уже на своей стороне дороги.

Этот трюк завершился, можно сказать, благополучно. Благополучно по сравнению с тем, чего удалось избежать — лобового столкновения.

Проанализируем эту ситуацию в целом, и рассмотрим ошибки, которые допустил водитель автомобиля, выполняющего обгон.

Прежде чем приступить к обгону, нужно видеть обстановку далеко впереди обгоняемого транспортного средства, чтобы была возможность спрогнозировать ситуацию по ходу выполнения маневра.

Водитель автомобиля «Ваз», начавший обгон, двигался почти вплотную к грузовику, чем лишил себя должного обзора дороги впереди по движению.

 

Перед началом обгона следовало «отпустить» грузовик немного вперед, т.е. увеличить дистанцию до него. Что водитель «Ваза» выиграл бы в этом случае?

Во-первых, увеличив дистанцию, он наверняка смог бы увидеть знак, запрещающий обгон, и, может быть, отказался бы от обгона.

Запрещающий знак остался в слепой зоне обзора для водителя «Жигулей» (за грузовиком он просто не был виден), и для инспектора, если бы тот оказался неподалеку, это не оправдание. Т.е. факт нарушения – налицо.

Во-вторых, если не обращать внимания на то, что в данном месте обгон был запрещен, то увеличив дистанцию, он бы успел как следует разогнаться перед тем, как выехать на встречную полосу.

Имея хороший разгон перед началом обгона, он бы легко сумел обойти одну транспортную единицу, и вернуться на свою полосу. И даже, несмотря на нарушение, обгон прошел бы безопасно.

Что получилось в действительности? Водитель «Ваза» выехал на встречную полосу сразу из-под «кормы» грузовика, не имея достаточного ускорения для обгона. Т.е. как ехал спокойно за ним, так и выехал на встречку.

На встречке

Скорость автомобиля была недостаточна для начала обгона, а оборотов двигателя не хватало для «рывка». Это результат движения не на «той» передаче.

Другими словами, вы давите на газ, а автомобиль не разгоняется, потому что обороты у двигателя низкие, и в данный момент ему не хватает мощности. А встречная фура, тем не менее, стремительно приближается.

Следовало переключиться на низшую передачу КПП, и начать разгон еще в своем ряду, чтобы к моменту выезда на встречную полосу иметь хорошее ускорение.

См. статью О дистанции, скорости и приемах вождения. В ней есть видеоролик, в котором инструктор объясняет и показывает, как целесообразно выполнять обгон.

В результате, водитель принял решение спастись от столкновения на левой (встречной) обочине. Далее вступили в действие законы физики (разность силы сцепления колес автомобиля на разнородном дорожном покрытии).

На обочине сцепление у левых колес автомобиля с дорогой уже стало другим, и автомобиль «потянуло» в сторону.

Естественная реакция водителя в этот момент — тормозить и удержать автомобиль рулевым колесом, но он не справился.

 

Когда автомобиль одной стороной на скорости цепляет колесами обочину с покрытием отличным от того, что на проезжей части (там — асфальт, а на обочине грунт), нужно очень крепко держать руль (не давать ему вращаться), и плавно гасить скорость.

Ну а чтобы не оказаться в похожей ситуации во время выполнения обгона, нужно заранее прогнозировать изменение обстановки, и всегда оставлять себе возможность, в случае необходимости, вернуться на свою полосу.

Почему именно на свою полосу, а не на встречную обочину, как в видеоролике?

Потому что в критический момент ваш встречный оппонент будет уходить вправо! на свою обочину. Обычно там (на левой для вас обочине) и происходит «встреча» транспортных средств.

Чтобы иметь возможность или быстро ускориться, или быстро замедлить свой автомобиль, необходимо поддерживать «нужные» обороты у двигателя. См. статью Управление автомобилем. Часть 5. Разгон.

Кто-то сможет возразить, и скажет, что это, ведь, Жигули, чего с них взять, была бы иномарка, такого бы не произошло. Ничего подобного. Дело не в устаревшей «Классике», а в приемах вождения.

Это относится к любым автомобилям с механической КПП: двигатель развивает мощность на определенных оборотах в соответствии с выбранной скоростью.

На этом, разбор дорожной ситуации и разбор ошибок можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «встречный разъезд во время обгона», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Удачно разошлись;
Движение в потоке;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Почему важно соблюдать дистанцию;
Нарушения правил обгона;
Правила обгона и ошибки при его выполнении.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Николай

    26.10.2015 19:15

    Вопрос. При обгоне пересек прерывистую линию, заканчивая обгон, переехал сплошную разделительную линию.

    Возврат в свою полосу через сплошную линию будет нарушением или нет?

    В правилах не обозначено (нет знака действия) разделительной, и оценить хватит ли её невозможно.

  2. Сергей Д.

    26.10.2015 20:34

    Здравствуйте Николай.

    Завершение обгона через сплошную линию разметки однозначно расценивается как нарушение.

    За него может определяться наказание или в виде лишения прав на 4-6 мес., или в виде штрафа за пересечение сплошной линии. Все зависит от обстоятельств на дороге.

    Если инспектор на месте не может определить степень вины водителя, то определять наказание будет суд. Подробнее — в статье Завершение обгона через сплошную линию разметки.

    Там, где разметку плохо видно на дороге, нужно учиться определять начало сплошной линии по косвенным признакам, например, ближе к концу подъема прерывистая разметка по-любому перейдет в сплошную.

    Между прерывистой разметкой 1.5 и сплошной 1.1 будет удлиненная прерывистая разметка 1.6.

    Также на изгибах дорог, перед пешеходными переходами, перекрестками и пр. Когда едете – понаблюдайте за дорогой, ну и запоминайте где что и как.

    Ну и для информации — статья Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.