Двойной обгон


Комментариев нет

Здравствуйте, уважаемый читатель.

Продолжаем обсуждение дорожных ситуаций. На этот раз — двойной обгон на загородной трассе.

Что такое «двойной обгон»? Если простыми словами, двойной обгон — это обгон транспортного средства в момент времени, когда данное обгоняемое ТС совершает обгон другого ТС.

В коротком изложении, двойной обгон — это обгон обгоняющего. В ситуации задействованы минимум три автомобиля (транспортных средства). Как правило, это «передний», «средний» и «задний» авто.

«Передний» автомобиль — это тот, кого начал обгонять «средний», а «задний» автомобиль будет обгонять и «среднего», и «переднего».

Событие, которое позднее назовут «двойной обгон», технически может реализоваться в двух сценариях.

Первый сценарий — это сознательный обгон едущего впереди транспортного средства, приступившего к выезду на встречную полосу, т.е. обгон обгоняющего в момент начальной стадии его обгона.

По этой схеме первым начинает обгон «средний» автомобиль, а «задний» автомобиль стремится обогнать «среднего», когда тот уже едет по встречной полосе.

Данный сценарий маловероятный, потому что многие понимают, что обгон обгоняющего автомобиля на двухполосной! дороге (иногда не имеющей хорошей обочины) это очень рисковый маневр!

Дело не в запрете, и не в сумме штрафа за нарушение правил обгона, а в том, что психически здоровый человек не пойдет сознательно на двойной обгон по первой схеме, потому что это действительно рискованно.

Соответственно, решиться на такой сценарий может водитель, который куда-то не просто спешит, а перед ним стоит вопрос жизни и смерти, т.е. цель «доехать» выше собственной безопасности.

Второй сценарий — это когда «средний» автомобиль начинает выезд на встречную полосу для обгона «переднего» в момент, когда «задний» автомобиль уже едет по встречной полосе, совершая обгон «средней» и «передней» машин.

Второй сценарий двойного обгона наиболее вероятный, потому что происходит по причине того, что водитель «среднего» автомобиля, приступая к обгону, по каким-то причинам не видит «заднего» авто, который УЖЕ совершает обгон.

В результате создается ситуация, когда «средний» автомобиль выезжает на встречную полосу в момент, когда «задний» авто уже разогнался, но еще не успел обогнать едущих впереди.

И что в этой ситуации остается делать водителю «заднего» автомобиля? — либо тормозить, либо пытаться обогнать обгоняющего! Но тормозить в этих условиях не всегда бывает безопасно и результативно.

 

Двойной обгон это следствие нарушений одновременно двух положений пункта 11.2 ПДД:

  • запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • запрещается выполнять обгон в случаях, если следующее за вами транспортное средство начало обгон.

Причем, данные запреты действуют в случаях, когда обгон, как маневр, на участке дороги разрешен в принципе.

В подавляющем большинстве случаев двойного обгона нарушителем этих запретов является водитель «среднего» автомобиля.

Теперь, по порядку. Посмотрите короткий видеоролик. Двойной обгон на примере дорожной ситуации.


Автор видеоролика

Если приглядеться, то впереди микроавтобуса, которого догонял «видеорегистратор», движется еще один автомобиль. Можно догадаться по едва различимой тени.

Как только произошел разъезд со встречными машинами, «регистратор» приступил к обгону едущих впереди двух машин – начал выезд на встречную полосу.

Секундой позже водитель микроавтобуса тоже решил пойти на обгон, и начал смещаться влево, занимая место перед «регистратором».

Без дтп

Очень похоже на то, что водитель микроавтобуса не обратил внимания на ситуацию слева-сзади своего автомобиля — он не увидел, что его уже начали обгонять.

Но звуковой сигнал «регистратора» подсказал, что там кто-то есть, и в конечном итоге «регистратору» удалось благополучно завершить обгон.

Фактически, это был двойной обгон, но как следствие перечисленных выше причин, в целях избежать аварийной ситуации с едущим навстречу грузовиком.

 

Какие ошибочные действия допустили участники дорожной ситуации? По факту, ДТП не произошло, но, ведь, можно было избежать в т.ч. и нервного напряжения.

Водитель микроавтобуса не убедился в том, что едущее сзади него транспортное средство уже стало его обгонять (пункт 11.2 ПДД). В добавок, он не включил указатель левого поворота (пункт 8.1 ПДД).

«Регистратор» в этой ситуации тоже не безгрешен. Есть два момента, на которые есть смысл обратить внимание.

Первое: звуковой сигнал. В пункте 19.10 ПДД есть такие строки: «Звуковые сигналы могут применяться только: для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов; …».

Подача звукового сигнала в этом случае носит рекомендательный характер, т.е. не обязательный, и в большинстве случаев многими игнорируется. А зря.

В нашем случае, перед началом обгона звуковой сигнал пришелся бы очень кстати.

Если обгоняемый не видит в зеркалах обгоняющего, или не понимает, что его намереваются обогнать, нужно привлечь его внимание предупредительным звуковым сигналом.

Второе: собственно, сам двойной обгон. Двойной обгон как маневр есть нарушение ПДД, поэтому, если возможно, то нужно стараться избегать нарушений.

Предлагаю ознакомиться с материалом статей Применение звукового сигнала и Что такое «маневр» в ПДД.

«Регистратор» мог пропустить микроавтобус вперед, и продолжить обгон вслед за ним, а мог бы отказаться от обгона. Правильность решения во многом зависит от конкретной ситуации на дороге.

В статье Маневрирование в дорожном потоке изложен алгоритм выполнения обгона. Там же вы найдете некоторые рекомендации водителям как обгоняющего, так и обгоняемого автомобиля.

Ну и в статье О дистанции, скорости и приемах вождения есть видеоролик, на котором известный инструктор объясняет и показывает, как следует выполнять обгон правильно.

На этом, анализ и обсуждение дорожной ситуации «двойной обгон» можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «двойной обгон» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Что такое безопасная скорость;
Обгон «паровозиком»;
Обгон «паровозиком» (продолжение);
Обгон «паровозиком» (заключение);
Правила обгона и ошибки при его выполнении.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.