Обгоняя, смотри на обгоняемого


Комментариев нет

7-я статья из 11 в серии Дорожные ситуации. Обгон

Название подсказывает, что рассматриваемый в этой статье случай, имеет непосредственное отношение к осуществлению обгона.

Разбор случая будет проведен на примере реальной дорожной ситуации.

Исходные данные: прямой и открытый участок дороги вне населенного пункта. Три полосы проезжей части дороги постепенно переходят в две полосы с прерывистой разметкой 1.5 посередине.

Впереди «регистратора» в попутном направлении движется несколько легковых машин. После разъезда со встречным автомобилем, встречная полоса становится свободной, и «регистратор» начинает обгон.

Препятствий для маневра нет. По крайней мере, никто из впереди едущих машин не подает никаких сигналов о намерениях выехать на «встречку», все движутся «в своей полосе».

Когда «регистратор» выезжает на встречную полосу и продолжает свой разгон, то происходит следующее:

Водитель первого по ходу обгоняемого автомобиля включает указатель левого поворота, и тоже приступает к обгону своего «переднего» автомобиля.

Образовывается ситуация двойного обгона, но не в классическом его исполнении, когда происходит обгон обгоняющего, а в необычном варианте, когда обгоняемый сам начинает обгон, не видя, что его уже обгоняют.

Обгон обгоняющего это всегда опасный обгон по одной простой причине: на проезжей части может не хватить места для безопасного разъезда «попутчиков».

А если в этих обстоятельствах появляется еще и встречный автомобиль, тогда уже невозможно точно описать ближайшую перспективу, но это будет 100% напряженная обстановка.

Посмотрите короткий видеоролик. Обгон обгоняющего, изначально, таковым не является. Таким он становится в процессе развития дорожной ситуации.

И, не смотря на опасную ситуацию, даже в этом случае у водителей есть шанс избежать ДТП.

Кто из водителей первым обнаружит опасное сближение, и первым примет меры, чтобы не столкнуться?


Автор видеоролика

Как видно из видеозаписи, ни один из водителей не предпринял никаких мер для того, чтобы избежать столкновения, и оно неминуемо произошло.

 

Юридический виновник этого ДТП – водитель красного автомобиля, потому что он нарушил требование пункта 11.2 ПДД : обгон запрещен в случае, если следующее за ним транспортное средство начало обгон.

Если посмотреть на эту ситуацию не с точки зрения нарушения правил обгона, а из возможностей избежать ДТП, то можно увидеть как минимум два варианта безаварийного выхода из сложившегося положения.

Но, почему-то, ни один из участников ими не воспользовался.

Рассмотрим ошибочные действия водителей, ставшие настоящей причиной ДТП, с целью не допускать их в своей практике вождения. Начнем с ошибок «регистратора».

Прежде чем приступить к выполнению обгона (справедливо для любого маневра), сначала необходимо убедиться в том, что ваши действия будут понятны окружающим вас участникам дорожного движения.

Если едущий сзади автомобиль еще не приступил к обгону, то целесообразно смотреть на «поведение» автомобиля, который намереваетесь обогнать.

Ситуация, которую требовалось понять, была прямо перед глазами. Если внимательно посмотреть запись, то поведение водителя красной «Калины» было вполне предсказуемо.

Еще до включения левого «поворотника» было видно, что автомобиль потихоньку смещается влево. Как вариант, нужно было предположить, что его водитель как бы «примеряется» к выезду из своей полосы.

И поскольку «регистратор» в этот момент уже фактически начал свой обгон, и начал маневр первым, то нужно было подать звуковой сигнал для предупреждения об обгоне.

Подробнее — в статье Применение звукового сигнала.

Право на это дает пункт 19.10 ПДД, в нем есть такие строки: «Звуковые сигналы могут применяться только: для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов; …».

Был у «регистратора» и другой вариант, даже на тот случай, если обгоняемый не обратит внимания на звуковой сигнал: притормозить, и дать возможность тому красному автомобилю выехать вперед.

Если бы «регистратор» поступил таким образом, то столкновения удалось бы избежать.

Перед ДТП

Теперь ошибочные действия водителя красной «Калины». На момент ДТП он выступал в роли обгоняемого.

Всякий раз, когда вы планируете выезд из занимаемой полосы, необходимо своевременно обозначать свое намерение указателями поворотов.

Чтобы появление сбоку другого автомобиля не стало неожиданным, нужно постоянно следить за ситуацией вокруг своей машины (впереди, сзади и с боков).

Для этого есть зеркала заднего вида, и еще есть смысл проверять взглядом слепую зону с поворотом головы в нужную сторону.

 

Похоже на то, что водитель «Калины» совсем не смотрел ни в зеркала, ни сбоку от своей машины, и свою помеху с левой стороны он даже не увидел, а, скорее всего, почувствовал, когда обе машины «притерлись».

По этой причине (ошибки наблюдения за дорожной обстановкой) он и стал участником ДТП.

Обгон как маневр, связан с повышенным риском, и его благополучный исход во многом зависит от того, как участники ситуации, вовлеченные в этот процесс, понимают происходящее.

См. статью Что такое безопасный маневр.

В серии статей по основам вождения автомобиля есть статья Маневрирование в дорожном потоке. В ней расписан алгоритм выполнения обгона, т.е. последовательность действий водителя во время осуществления этого маневра.

Там же есть что-то вроде рекомендаций водителям как обгоняющего, так и обгоняемого автомобилей в плане обеспечения безопасности.

И еще в статье О дистанции, скорости и приемах вождения есть видеоролик, на котором известный инструктор по контраварийной подготовке водителей объясняет и показывает, как следует выполнять обгон правильно.

На этом разбор дорожной ситуации «обгон обгоняющего» можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «обгон», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Правила обгона и ошибки при его выполнении;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Обгон «паровозиком» (заключение);
Смотрим на дорогу правильно;
Нарушения правил обгона;
Двойной обгон.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Встречный чирк по зеркалуОбгон завершился за дорогой >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.