Памятка

Популярные статьи

Разбор дорожных ситуаций

Интернет-магазин автомобильной литературы

Это может быть интересно

Главная » Дорога

Прерванный обгон

17 сентября 20152 комментария
Прерванный обгон
4-я статья из 7 в серии Дорожные ситуации. Обгон .

Встречный разъезд с автомобилем через левую обочину во время прерванного обгона. Разбор дорожной ситуации.

В ранее опубликованной статье Удачно разошлись, была рассмотрена одна из дорожных ситуаций опасного встречного разъезда с автомобилем, завершающим обгон. Тот случай, благодаря действиям соседних водителей, окончился благополучно, без ЧП.

В этот раз ситуация также связана с обгоном, и условия задачи даже немного похожи на те, что в предыдущем случае: длинный затяжной изгиб дороги, колонна машин, которую наш участник намеревается обогнать, хорошая погода и встречный автомобиль! Но, несмотря на схожесть ситуаций, этот случай несколько другой.

Когда водитель готовится к обгону, что в первую очередь ему необходимо предпринять? Учитывая, что этот маневр связан с выездом на встречную полосу, ему необходимо обеспечить безопасность этого процесса.

Сначала водитель оценивает общую ситуацию (особенность дороги, есть ли подъем или уклон, изгиб), обзор дороги, скорость дорожного потока, есть ли встречные машины и как далеко они находятся, т.е. возможен ли обгон в принципе и разрешен ли он в этом месте Правилами.

Затем, нужно прикинуть расстояние, которое ему придется преодолеть по встречной полосе, и в каком, примерно, месте он сможет благополучно вернуться на свою полосу. В данном случае важна не величина этого расстояния, а как быстро водитель сможет освободить полосу встречного движения. Т.е. параметр «быстро» – это время, за которое машина пройдет опасный участок встречной полосы. Чем выше скорость обгоняющего автомобиля, тем времени на обгон тратится меньше.

Далее, если требования Правил и условия безопасности выполняются и принимается решение обгонять, то уже, собственно, следует сам маневр – обгон.

Бывает и так, что во время выполнения обгона неожиданно появляется встречный транспорт, возможно, он появляется не совсем внезапно, т.е. обгоняющий водитель его видит заранее, но он приближается быстрее, чем предполагалось, и вариантов у обгоняющего остается немного. Можно прекратить маневр и вернуться на свою полосу, а можно попытаться успеть завершить обгон до разъезда со встречным автомобилем, разумеется, если такая возможность останется.

Подобные изменения ситуации нужно просчитывать заранее, и принимать решение следует быстро, потому что и попутный, и встречный потоки машин продолжают двигаться навстречу друг другу, и точка «встречи» неминуемо приближается.

Посмотрите короткий видеоролик.

Автор видеоролика

Прерванный обгон перевоплотился в своеобразный «трюк», но, несмотря на то, что он прошел через встречную обочину, описал дугу и закончился в кювете, только уже на своей стороне дороги, этот трюк завершился, можно сказать, благополучно. Благополучно по сравнению с тем, чего удалось избежать – лобового столкновения.

Проанализируем эту ситуацию в целом, и рассмотрим ошибки, которые допустил водитель автомобиля, выполняющего обгон.

Прежде чем приступить к обгону, нужно видеть обстановку далеко впереди обгоняемого транспортного средства, чтобы была возможность спрогнозировать ситуацию по ходу выполнения маневра.

Автомобиль «Ваз», пошедший на обгон, двигался почти вплотную к грузовику, чем лишил себя должного обзора. Перед началом обгона следовало «отпустить» грузовик немного вперед, т.е. увеличить дистанцию до него. Что водитель «Ваза» выиграл бы в этом случае?

Во-первых, увеличив дистанцию, он наверняка смог бы увидеть знак, запрещающий обгон, и, может быть, отказался бы от обгона. Запрещающий знак остался в слепой зоне обзора для водителя «Жигулей» (за грузовиком он просто не был виден), и для инспектора, если бы тот оказался неподалеку, это не оправдание. Т.е. факт нарушения – налицо.

Во-вторых, если предположить, что в данном месте обгон не был запрещен, увеличив дистанцию, он бы успел как следует разогнаться перед тем, как выехать на встречную полосу, т.е. в данном конкретном случае, одну транспортную единицу он бы сумел обойти. Если бы водитель «Ваза» так поступил, пусть бы это произошло в зоне нарушения обгона — это нарушение, и так поступать, конечно, не следует, но применимо к нашей ситуации, оно прошло бы безопасно для жизни и здоровья.

Что получилось в действительности? Водитель «Ваза» выехал на встречную полосу сразу из-под «кормы» грузовика, скорее всего, на высшей передаче. Т.е. как ехал спокойно за ним, так и выехал на встречку. Скорость машины была недостаточна для выполнения обгона, а оборотов двигателя не хватало для «рывка». Другими словами, водитель давит на газ, а машина не едет, потому что обороты у двигателя низкие и в данный момент ему не хватает мощности – не та передача КП. Нужно было еще перед выездом из своего ряда переключиться на низшую передачу. А встречная фура, тем не менее, стремительно приближается.

Результат – водитель растерялся, и принял решение спастись от столкновения на левой обочине. Далее вступили в действие законы физики – те, которые определяют силу сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием. На обочине сцепление у левых колес автомобиля с дорогой уже стало другим, и автомобиль «завилял». Естественная реакция водителя в этот момент – тормозить и выровнять ситуацию рулевым колесом, но машина уже не слушалась управления.

Когда колеса одной стороной на скорости цепляют обочину с покрытием отличным от основного дорожного полотна, например, как в нашем случае – на дороге асфальт, а на обочине грунт, нужно, что есть силы вцепиться в руль – не давать ему вращаться, и плавно гасить скорость. Но, в общем, получилось так, как получилось.

Чтобы не попадать в подобные ситуации во время выполнения обгона, нужно заранее прогнозировать изменение обстановки, и всегда оставлять себе возможность, в случае необходимости, вернуться на свою полосу. А чтобы была возможность или быстро ускориться, или быстро замедлить автомобиль, необходимо поддерживать «нужные» обороты у двигателя. В статье О дистанции, скорости и приемах вождения есть видеоролик, в котором очень хорошо дается объяснение, как правильно нужно выполнять обгон.

Кто-то сможет возразить, и скажет, что это, ведь, Жигули, чего с них взять, была бы иномарка, такого бы не произошло. Ничего подобного. Дело не в устаревшей «Классике», а в приемах вождения. Это относится к любым автомобилям с механической КП. Двигатель развивает мощность на определенных оборотах в соответствии с выбранной скоростью.

Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.

Навигация по серии статей<< Удачно разошлисьДвойной обгон >>

2 комментария »

  • Николай пишет:

    Вопрос. При обгоне пересек прерывистую линию, заканчивая обгон, переехал сплошную разделительную линию. Возврат в свою полосу через сплошную линию будет нарушением или нет? В правилах не обозначено (нет знака действия) разделительной и оценить хватит ли её невозможно.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Николай.

    Завершение обгона через сплошную линию разметки однозначно расценивается как нарушение, за которое может определяться наказание или в виде лишения прав на 4-6 мес., или в виде штрафа за пересечение сплошной линии. Все зависит от обстоятельств на дроге.

    Если инспектор на месте не может определить степень вины водителя, то определять наказание будет суд. Подробнее — в статье Завершение обгона через сплошную линию разметки.

    Там, где разметку плохо видно на дороге, нужно учиться определять начало сплошной линии по косвенным признакам, например, ближе к концу подъема прерывистая разметка по-любому перейдет в сплошную, также на изгибах дорог, перед пешеходными переходами, перекрестками и пр. Когда едете – понаблюдайте за дорогой, ну и запоминайте где что и как.

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.