Дорожные ситуации. Перестроение
ДТП при перестроении на проезжей части.
В этой статье будет рассмотрено столкновение, ставшее следствием несвоевременного перестроения на смежную полосу.
Когда в процессе перестроения происходит ДТП, то его причиной чаще всего становится невнимательность, в результате которой не соблюдается приоритет.
Позднее, в протоколе напишут, что один автомобилист не уступил дорогу другому, в результате чего произошло ДТП. Это будет официальная версия.
Но у любого события есть свои, так сказать, неофициальные причины, побудившие поступить так, а не иначе. Эти причины всегда сопутствующие, и они в деле никогда не фигурируют.
Далее станет понятно, о чем идет речь.
Дорожная обстановка следующая. Проезжая часть имеет четыре полосы (по две в каждом направлении). «Осевая линия» – разметка 1.3 (двойная сплошная). Смежные полосы разделены прерывистой разметкой 1.5, пересекать которую разрешается.
На левой полосе попутного направления поток машин более-менее плотный, а правая полоса почти свободна.
Автомобиль, с которого ведется съемка (регистратор), движется по правой полосе.
Посмотрите короткий видеоролик. Фраза «подрезали на дороге» будет уместна аж в двух случаях
Примерно на десятой секунде можно увидеть, как белый Ваз 2109 перестраивается на левую полосу, тем самым подрезает темную Ваз 2110 ( «Десятку») — видно, как у того включились стоп-сигналы.
Водитель «Десятки» среагировал вовремя, и этот маневр обошелся без происшествия.
В этот момент поток передних машин на этой полосе замедлил движение и водитель подрезанной «десятки» принимает решение перестроится на правую, как ему казалось, свободную полосу.
По правой полосе к месту события приближался «регистратор». Он уже был близко, и внезапный выезд оппонента оказался для него неожиданным. В результате, «регистратор» хоть и не сильно, но все же ударил «десятку».
Соответственно, возникает вопрос: по каким причинам произошло столкновение?
Нас интересуют не те причины, которые напишут в протоколе, а именно те, которые стали причиной ДТП. Посмотрим на эту ситуацию объективно.
Не станем брать во внимание тот факт, что светлый Ваз 2109 «подрезал» серую Ваз 2110, поскольку водитель «Десятки» сумел вовремя затормозить, и избежал столкновения.
Но тут же, намереваясь объехать поток машин, в процессе перестроения допустил два нарушения.
Первое нарушение - перед началом перестроения он заблаговременно не включил указатель правого поворота. Ключевое слово здесь – заблаговременно.
Тогда, едущий сзади «регистратор» наверняка смог бы понять его маневр. По крайней мере, обратил бы на него внимание, и как-то сумел подготовиться.
Вполне возможно, что водитель темной «Десятки» находился под воздействием эмоций – мол, я спешу, а тут еще эта «девятка» …. Но это ничего не меняет.
Есть требование пункта 8.1 ПДД: обозначить свое намерение соответствующим указателем поворота. Рекомендую статью Подача сигнала поворота.
Эмоции в подобных ситуациях очень сильно мешают следить за дорожной обстановкой. Есть смысл ознакомиться с материалом статьи Эмоции на дороге – плохой советчик.
Второе нарушение — он не убедился в том, что своим маневром не создаст помех транспортному средству, имеющему преимущество в движении (пункт 8.1 ПДД).
Перед выездом из своей полосы, он не проконтролировал свободное пространство справа от машины (зеркала не дают полный обзор) и, по всей видимости, не заметил приближающегося справа-сзади «регистратора».
«Недочет» «регистратора» в том, что он поздно заметил выезжающий на его полосу автомобиль. Выглядело так, будто выезжающий его подрезал.
А дальше возникает вопрос: что делать, если тебя подрезали на дороге?
Тот факт, что имея преимущество в движении, «регистратор» поздно заметил своего оппонента, в рамках юридической практики не является нарушением. Но фактор внезапности «говорит» о том, что «регистратор» был к этому не готов.
За это нельзя официально винить водителя, у которого был приоритет, эту причину не запишут в протоколе, и она ненаказуема. Но тем не менее, она (невнимательность, неспособность прогнозировать) способствовала ДТП.
Еще можно предположить, что скорость «регистратора» в этих обстоятельствах была немного выше безопасной скорости на данный момент.
У «регистратора» было время на принятие решения. Если бы обратил внимание на своего оппонента чуть раньше – сумел бы затормозить.
Если точнее, ему следовало бы заранее предположить такую возможность исхода. И тогда, он был бы готов к торможению.
Но случилось так, как случилось. Все ошибочные действия или бездействия обоих водителей, по отдельности для каждого и в совокупности для обоих, и стали причиной ДТП.
Более подробный анализ похожих ситуаций, а также ответ на вопрос что делать, если вас подрезали на дороге, и как избежать ДТП в таких обстоятельствах, есть в одноименной статье Если вас подрезали на дороге.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «если подрезали на дороге» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Перестроение в потоке;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Эмоции на дороге – плохой советчик;
ДТП при перестроении для объезда;
Его подрезали, а он не справился;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
22.07.2014 00:34
Водитель темной «десятки» допустил еще две ошибки. 1) Выполнял перестроение с очень малой скоростью.
Понятно, что на то были причины. Пришлось снизить скорость, чтобы пропустить вклинившийся в поток автомобиль. Плюс небольшая дистанция до этого же автомобиля.
Требовалось повернуть передние колеса на предельно максимальный угол, чтобы объехать «препятствие». Разгоняться пришлось практически с места (по-моему, даже с пробуксовкой передних колес).
2) Он просто вспылил, «завелся» и решил во что бы то ни стало обогнать «обидчика». Как следствие – масса других ошибок.
Хороший пример такого поведения рассмотрен в статье Эмоции на дороге – плохой советчик.
И еще. Не следует пытаться уворачиваться в подобных ситуациях. Иначе можно повторить «подвиг» водителя темной «десятки».
Лучше уж вовремя отследить опасный маневр, и по возможности плавно притормозить.
23.07.2014 17:29
Полностью с Вами согласен, Михаил. Нужно стараться прогнозировать поведение других участников дорожного движения.
Об этом статья Прогнозирование дорожных ситуаций.