Выезд с прилегающей территории
Известно, что прилегающая территория — это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (пункт 1.2 ПДД).
Еще, к прилегающим территориям относятся дворы и жилые массивы, которые могут иметь свою разветвленную сеть улиц.
Эти улицы, в свою очередь, пересекаясь между собой, образуют множество равнозначных пересечений (мини-перекрестков).
По этим «внутренним» улицам ходят люди и передвигаются транспортные средства.
О правилах движения на дворовых территориях – подробно в одноименной статье Движение во дворах и жилых зонах.
Когда жилой массив еще только формируется (расширяется район, идет стройка и пр.), «местные» дороги носят статус технологических дорог в границах прилегающей территории.
А в соответствии с определением (пункт 1.2 ПДД), движение на прилегающей территории подчиняется Правилам.
Когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а ПДД не уточняют, кто из них может проехать первым, то дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа (пункт 8.9 ПДД).
В «народе» это правило получило название «помеха справа». Т.е. на равнозначных пересечениях «помеха справа» имеет преимущество. См. статью Помеха справа в ПДД.
Обратите внимание, в пункте 8.9 ПДД ни слова не сказано о ширине или о прямолинейности дороги.
Две пересекающиеся дороги могут быть разной ширины, одна дорога «прямая», вторая – примыкающая, причем, она может примыкать под любым углом. Эти факторы на приоритет НЕ влияют.
Важно единственное условие – в процессе движения на прилегающей территории преимуществом пользуется транспортное средство, которое приближается справа.
Соблюдение требования «уступить дорогу помехе справа» нередко «выпадает» из обязательной программы (один — забыл, другой — не заметил, не знал, не хотел и пр.).
Поэтому в процессе движения на прилегающей территории нужно быть внимательным.
Ваш оппонент может не знать о существовании пункта 8.9 ПДД, либо он склонен трактовать ситуацию по-своему. Например, он может считать, что он едет по дороге, а вы выезжаете с подъезда.
Или же, ваш оппонент может рассуждать, опираясь на мнение, что «прямая» дорога главнее, чем та, которая примыкает сбоку.
В какой-то степени это «мнение» логично: если я еду прямо, и могу не снижать скорость, то почему я должен уступить дорогу тому, кто подъехал сбоку?
При этом, для того, чтобы уступить дорогу, мне придется снизить свою скорость или даже остановиться.
А тот водитель, который подъехал сбоку, которому я должен уступить, вынужден в любом случае снизить свою скорость, для того чтобы повернуть налево или направо.
Вот и спрашивается: зачем мне снижать скорость, если я еду прямо, и никому не мешаю?!
Но, еще раз, это всего лишь мнение, опирающееся на логику, но не правило. А правило — это пункт 8.9 ПДД.
Поэтому, когда вам предстоит разъехаться с другим автомобилем на прилегающей территории, есть смысл учитывать и чужую «забывчивость», и другую логику.
Даже когда у вас 100-процентное преимущество, целесообразно быть готовым, в случае необходимости, остановиться для того, чтобы избежать ДТП.
Посмотрите короткий видеоролик. Движение на прилегающей территории, счастливый конец.
Обстоятельства на ролике в особых комментариях не нуждаются. Автомобиль, который ехал с левой стороны не уступил дорогу «регистратору». Обошлось без столкновения.
Вообще, в похожих ситуациях целесообразно использовать свой приоритет только тогда, когда у вас есть твердая уверенность, что вам уступают дорогу.
Например, вы видите, что оппонент остановился, либо значительно снизил скорость и ждет, когда ваш автомобиль проедет.
Если у вас нет уверенности в том, что вас пропускают, то спешить не нужно. Вполне возможно, что ваш оппонент даже не собирается уступать вам дорогу, как в видеоролике.
Причины, по которым он так поступает, в данном случае не важны. Важно с ним не столкнуться.
В заключение, несколько слов о выезде с прилегающей территории.
Когда вы покидаете прилегающую территорию (выезжаете с нее на дорогу, часто это бывает поворот на главную дорогу), вы должны уступить всем участникам, которые уже движутся по этой дороге (пункт 8.3).
Ваши «коллеги» могут вам посодействовать в вашем стремлении выехать на дорогу. Это обычная практика. Но спешить, все равно, не нужно.
Есть смысл сначала убедиться в том, что своим поворотом вы не помешаете остальным участникам движения, у которых по отношению к вам есть преимущество.
По этой теме смотрите содержание статей Хотел как лучше … , Пропустил, называется, Выезд на главную дорогу. Поворот налево.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «движение на прилегающей территории», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Выезд из двора на дорогу. Поворот налево;
Как безопасно выехать на главную дорогу;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Поворот направо на главную дорогу;
Что такое безопасный маневр;
Причины возникновения ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
14.02.2024 19:21
Здравствуйте, ситуация когда два автомобиля выезжают с прилегающей территории, слева автомобиль поворачивает направо, справа поворачивает налево, в случае ДТП кто будет виноват?
15.02.2024 12:46
Здравствуйте Антон.
Теоретически, в случае ДТП будет виноват водитель автомобиля, который слева поворачивал направо и не уступил «помехе справа».
Почему «теоретически», потому что в похожих, типичных ДТП, каждое из них всегда конкретно. В том, кто на самом деле будет виноват, существенную роль могут сыграть «детали» происшествия.
На прилегающей территории действует требование пункта 8.9 ПДД (в народе — «помеха справа»). Дорогу должен уступить водитель, к которому ТС приближается справа.
Подробнее — в статье Помеха справа в ПДД.
О том, как безопасно разъехаться в похожей ситуации, есть в статье Одновременный выезд со стоянки на дорогу.