Здравствуйте, уважаемый читатель.
Темой данной статьи послужил случай на перекрестке с трамвайными путями, который привел к столкновению трамвая и легкового автомобиля (такси).
Это было не «прямое» столкновение. Оба транспортных средства поворачивали на этом перекрестке налево, и трамвай на дуге своего поворота зацепил кузов легкового автомобиля.
Такое бывает, несмотря на то, что трамвай как бы «привязан» к рельсам.
Дело в том, что у любого ТС, способного поворачивать, в процессе поворота происходит изменение его габаритной ширины.
Этот процесс описан в статье Управление автомобилем. Часть 9. Парковка.
Собственно, участниками именно этого процесса, стали трамвай, который поворачивал на перекрестке налево, и легковой автомобиль, который совершал поворот налево за трамваем.
«Регистратор» находится в роли наблюдателя.
Имеем перекресток дорог с трамвайными путями посередине, трамвайные пути располагаются на одном уровне с проезжей частью.
Дорожная разметка вдоль трамвайных путей, обозначающая край проезжей части, отсутствует.
Эти обстоятельства означают, что в соответствии с пунктом 9.6 ПДД, вне перекрестка колесным транспортным средствам разрешается движение по трамвайным путям попутного направления.
Перед перекрестком знаки направления движения по полосам 5.15.1 и 5.15.2 отсутствуют. Это значит, что поворот налево на этом перекрестке должен выполняться с трамвайных путей попутного направления (пункт 8.5 ПДД).
Перекресток регулируется светофором. По зеленому сигналу светофора «дорога регистратора» начинает движение.
Встречный по отношению к «регистратору» трамвай, мигая указателем левого поворота, выдвигается на перекресток.
Водитель такси почти одновременно с трамваем выезжает на середину перекрестка, и на повороте между ними происходит незначительное столкновение.
Посмотрите короткий видеоролик. Неосмотрительный поворот за трамваем привел к столкновению с ним на повороте.
Что, собственно, произошло на этом перекрестке?
В этой конкретной ситуации у трамвая было преимущество перед колесными ТС (пункт 13.6 ПДД). «Регистратор» и другие его «соседи», встречные для трамвая, остановились, чтобы уступить трамваю дорогу.
А дальше мы видим, как трамвай приступил к повороту, и вместе с ним решил успеть повернуть водитель а/м такси. Он решил именно успеть повернуть, потому что в этой ситуации таксист был обязан уступить «регистратору», а также другим встречным себе ТС.
Т.е. в соответствии с правилами проезда регулируемых перекрестков, после проезда трамвая, сначала должен был проехать «регистратор» с соседними машинами, а уже после них, имел право повернуть сам таксист (пункт 13.4 ПДД).
Это было первое нарушение таксиста. Он поспешил повернуть вместе с трамваем, как бы под его прикрытием, игнорируя приоритет «регистратора». Но за таксистом есть еще одно нарушение, за которое он и поплатился.
Если посмотреть внимательно, то водитель такси начал поворот налево не с попутных трамвайных путей, как в этих условиях требуют пункты 8.5 и 9.6 ПДД, а со своей проезжей части, что и стало его ошибкой.
Возможно, водитель такси так поступил нарочно, в надежде успеть повернуть под прикрытием трамвая, чтобы не уступать дорогу встречным машинам. Но когда понял, что ему не хватит места для маневра, остановился.
В результате этой своей ошибки он оказался на дуге поворота очень близко к трамвайным путям, но не учел габаритную ширину трамвая (когда он поворачивает, то как будто становится шире), за что и «получил» по своему кузову.

Если бы таксист поворачивал вслед за трамваем, двигаясь по рельсам, как требовали от него пункт 8.5 и пункт 9.6 ПДД, то столкновения удалось бы избежать.
Это, собственно, и есть ответ на вопрос «что делать» в подобных ситуациях, чтобы не попасть в ДТП — необходимо соблюдать правила поворотов.
Часто, желание выиграть во времени (проехать быстрее) оборачивается тем, что время оказывается безнадежно потерянным (вы попали в ДТП и простояли в ожидании оформления).
А все по причине того, что вы торопились, и были невнимательны, что очень часто сопровождается незначительными нарушениями каких-то пунктов Правил.
Или наоборот, идя на какое-то осознанное нарушение, вы можете не учесть какие-то другие обстоятельства, хотя бы тот факт, что другие водители в этот момент едут по Правилам, и не ожидают вашего нарушения.
Избежать ДТП в этих обстоятельствах вам может помочь ваше умение спрогнозировать изменение дорожной ситуации. См. статью Прогнозирование дорожных ситуаций.
На этом разбор дорожной ситуации «поворот налево за трамваем» можно считать оконченным.
Ниже к вашему вниманию список других статей из серии «Дорожные ситуации при повороте налево».
Группа статей Дорожные ситуации при повороте налево
- Выезд на главную дорогу. Поворот налево
- Успею проехать? — А не успеешь!
- Не пропустил на перекрестке
- Неудачный поворот
- Не поняли друг друга
- И вновь левый поворот на перекрестке
- Если бы сначала посмотрел направо
- Поворот налево за трамваем
- Поворот налево на перекрестке через затор
- Выезд из двора на дорогу. Поворот налево
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы, а также ответов на вопросы как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Управление автомобилем. Часть 9. Парковка;
Проезд перекрестков с трамвайными путями;
Как автомобиль поворачивает;
Что такое безопасный маневр;
Преимущество трамвая;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий