Не поняли друг друга

, 4 комментария

Регулируемый перекресток. Дорожная ситуация, которая встречается каждый день: когда водитель одной машины осуществляет проезд перекрестка прямо, а встречный автомобиль поворачивает налево. В процессе встречного разъезда между машинами происходит дтп. Этот случай несколько похож на тот, что был рассмотрен в статье Не пропустил на перекрестке. Но, внешне похожие случаи, как правило, очень разнятся в деталях.

Дорога, на которой происходит событие, имеет разделительную полосу в виде газона. Проезд перекрестка прямо, вдоль разделительного газона, трудностей не вызывает. Поворот налево с дороги, имеющей разделительную полосу в виде газона, осложняется тем, что ширина этой полосы вместе с габаритами машин, едущих вдоль нее, очень часто скрывает обзор остального участка дороги на подъезде к перекрестку.

Как безопасно выполнить поворот налево на перекрестке с разделительной полосой с точки зрения безопасности движения кратко изложен в статье Проезд регулируемых перекрестков. Нужно помнить, что поворот налево в пределах перекрестка должен выполняться через центр этого перекрестка. Какими бортами разъехаться при одновременном повороте налево, это уже другой вопрос, но в любом случае нужно придерживаться центра, если дорожной разметкой не обозначен другой путь.

Посмотрите короткое видео. В ролике специально задержан кадр, в котором обозначен момент, когда водители встречных машин друг друга не видят. Секундой позднее обзор откроется, и они увидят друг друга, но дтп, все-таки, произойдет.

 

Автор видеоролика:

Перед тем, как повернуть налево на перекрестке, Правила требуют уступить дорогу встречным машинам (пропустить их), которые проезжают перекресток прямо или направо (пункт 13.4 ПДД). С этим пунктом все понятно, тем более, когда открыт обзор перекрестка и оба водителя (и тот, кто поворачивает налево, и тот, что проезжает прямо) видят друг друга. Но что делать, если водители заметили друг друга поздно, например, как здесь, в ситуации на видео? Попробуем рассмотреть ошибочные действия обоих водителей, чтобы не допускать подобных ситуаций в будущем.

 

Если посмотреть внимательно, то оба водителя, увидев друг друга, сначала притормозили, и один, и второй, а затем, каждый из них подумав, что ему дают дорогу, оба продолжили движение. Фактически, они друг друга не поняли, и результат – ДТП. Виновным здесь, вне всякого сомнения, является поворачивающий автомобиль, но, ведь, пострадали обе машины.

Если посмотреть на эту дорожную ситуацию глазами того водителя, который ехал прямо, то она выглядит примерно так.

Проезжая перекресток прямо на зеленый сигнал светофора, и понимая, что его зеленый сигнал вот-вот сменится, он торопится, чтобы заехать на перекресток и поэтому не снижает скорость. Но, уже практически заехав на пересечение проезжих частей, он видит встречный автомобиль, поворачивающий налево, и тот автомобиль движется, вместо того, чтобы уступить дорогу согласно пункту 13.4 ПДД.

Естественная реакция в этот момент – нажать на тормоз и замедлить движение – что едущий прямо водитель и сделал. Разумеется, он не собирался остановиться и пропустить поворачивающего – он притормозил, чтобы избежать столкновения, ведь, преимущество в движении на его стороне, а секундой позднее, из-за манипуляций поворачивающего, был вынужден вильнуть сначала вправо, затем, влево.

Увидев поворачивающего, он притормозил.

В свою очередь, водитель автомобиля, который совершает поворот налево, поздно заметив встречную машину, также сначала притормозил, это заметно в кадре, но, увидев, что встречный замедлил движение, расценил это как возможность «успеть проскочить», и снова прибавил газу. Действия водителей обоих машин были почти синхронны – оба почти одновременно притормозили и оба почти равно нажали на «газ». В результате этих действий, если точнее, взаимного непонимания, произошло дтп.

Чтобы избегать подобного непонимания на дороге, никогда не нужно суетиться. Ваши намерения должны быть понятны другим водителям. Есть термины «Преимущество (приоритет)» и «Уступить дорогу (не создавать помех)». Если вы обязаны уступить дорогу, значит, нужно недвусмысленно уступить, вплоть до остановки автомобиля. В нашем случае уступить дорогу должен был водитель, осуществляющий поворот налево. Если бы он нажал на тормоз и остановился, то столкновения бы не произошло. Но он продолжил движение, и это было его ошибкой.

Как ни странно, но ошибка водителя, что проезжал перекресток прямо, в данной ситуации — точно такая же – притормозив, он рано отпустил педаль тормоза, и, не убедившись, что ему действительно уступают дорогу, продолжил движение. Что и объясняет его легкий зигзаг сначала вправо, затем, влево. Ему чуть-чуть не хватило места, чтобы объехать поворачивающего.

Кто прав, а кто виноват в этой ситуации. Юридический виновник этого дтп — водитель автомобиля, который поворачивал налево, все его действия (в совокупности, не уступил дорогу) привели к столкновению.

Ситуацию, вдобавок, осложнили погодные условия. Если в теплое время года положение мог бы исправить быстрый старт и ускорение с места, равно как и торможение, то на скользкой дороге это сделать почти невозможно. Но гололед в данном случае, лишь подсказка, или предостережение, что лучше не делать резких движений, а решение, все равно, принимает водитель.

Итог непонимания в дорожной ситуации: поворот налево на перекрестке привел к дтп с проезжающим прямо. Разница с ситуацией, которая была рассмотрена в статье Не пропустил на перекрестке в том, что там поворачивающий водитель по разным причинам совсем не видел своего встречного, которому был обязан уступить дорогу.

Будьте внимательны, выполняя повороты на перекрестках.

Навигация по серии статей<< Неудачный поворотИ вновь левый поворот на перекрестке >>

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

4 комментария

  1. Андрей

    13.02.2015 12:35

    Здравствуйте!

    Учусь в автошколе. Сегодня проезжал один из регулируемых перекрёстков. Дорога широкая в 8 полос по 4 в каждом направлении. Машин мало. Задолго до этого перекрёстка впереди шла такая же учебная машина. Пристроился за ней. Скорость была порядка 30 км/ч. Так проехали примерно 500-600 метров. Потом я отстал от передней учебной машины — пропускал пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе. Потом нагнал учебную машину когда та уже выехала на перекресток. Перекрёсток большой. Машин мало. Позади меня никого не было. Машин, которые бы заканчивали свой манёвр на перекрёстке не было. Шли, надо сказать, по второй полосе.

    И уже на самом перекрёстке я решил сделать перестроение на третью полосу с последующим опережением переднего учебного авто. Выполнил. Но инструктор мне сказал, что перестроение на перекрёстке делать нельзя. Я помню, что обгон на регулируемом перекрёстке запрещён, но чтобы перестроение — не помню. Перелистал ПДД — не нашёл.

    Вопрос — на самом деле перестроение на перекрёстке запрещено или просто нежелательно? Преподаватель по теории нам говорит, что обгон (по ПДД) разрешён на нерегулируемых перекрёстках при движении по главной дороге. И в то же время советует нам принять за закон — ни на каких перекрёстках не обгонять. Даже если ПДД разрешают — всё равно не обгонять.

    Может мой инструктор по вождению тоже это же имел в виду — перестроение на перекрёстках ПДД не запрещено, но весьма не желательно? Или всё-таки запрещено? А то я все ПДД перерыл и запрета, как такового не нашёл.

    Прошу прощения, если не в той рубрике задал вопрос.

  2. Сергей Д.

    13.02.2015 14:52

    Здравствуйте Андрей.

    Да, ваш инструктор именно это имел в виду — перестроение на перекрёстках ПДД не запрещено, но весьма не желательно.

    Оба ваши перечисленные случаи не запрещены Правилами, но, тем не менее, это очень нежелательные маневры. Инструкторы сознательно и совершенно правильно рекомендуют не поступать таким образом, чтобы ошибочные действия не вошли в привычку еще на стадии обучения. Теперь по порядку.

    Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге разрешен. Но, предположим, если в момент обгона на перекрестке обгоняемый автомобиль станет поворачивать налево, то, как правило, водители этих машин поздно понимают намерения друг друга, и часто происходят столкновения. Или, например, выезд другой машины навстречу с боковой дороги во время обгона – тоже опасная ситуация. Отсюда и рекомендация – отказаться от обгонов на перекрестках в любых случаях.

    Можете прочесть статьи Левый поворот на перекрестке и Дтп при обгоне на перекрестке. Там есть объяснение.

    Перестроение на перекрестке — также не запрещенный Правилами маневр, но не менее опасен, потому что может быть неправильно понят другими водителями. К тому же, смена полосы движения, например, на скользкой дороге, нередко может вызвать снос или занос автомобиля. Все-таки, любой перекресток, это всегда скопление машин, и все стремятся его проехать быстрее.

    Если вы, допустим, по какой-то причине не заметите автомобиль, который спрячется в вашей «мертвой» зоне, и начнете смещаться в его сторону, то реакция того водителя может быть неоднозначна. «Шарахнется» в сторону, вильнет рулем, и кто знает, сколько машин потом пострадает в ДТП?

    Так что слушайте преподавателей и следуйте их советам. Плохому не научат.

    Успехов в обучении!

  3. Сергей Д.

    13.02.2015 15:00

    Пожалуйста, Андрей, обращайтесь.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.