Дорожные ситуации. Круговой перекресток
Здравствуйте, уважаемый читатель.
Продолжаем серию статей Дорожные ситуации. Круговой перекресток.
В этот раз рассмотрим ситуацию, где «автор» происшествия «подлез» под грузовичок в момент, когда тот совершал перестроение на круговом перекрестке. Ну и, собственно, произошло небольшое ДТП.
Его показательная «ценность» в том, чтобы обратить внимание на смещение автомобиля на дуге закругления по круговому движению. Собственное смещение, порой, ускользает от своего внимания, но его видно со стороны.
Тем не менее, на это смещение можно не обратить внимание. Тогда — как повезет.
Речь пойдет не о правилах проезда круговых перекрестков, а об ощущении движения в полосе на ее закруглении, причем, независимо от того, есть ли разметка полос на перекрестке, или она отсутствует.
Кому интересны непосредственно правила проезда подобных перекрестков, можно обратиться к статье Проезд перекрестков с круговым движением.
Вместе с этим разберем ошибочные действия участников дорожной ситуации с целью не повторять их в будущем, в своей водительской практике.
Поехали.
«Регистратор» въезжает на круговое движение, смещается левее на проезжей части, опережая попутный легковой автомобиль, и быстро догоняет грузовичок, у которого мигает левый указатель поворота.
Эти обстоятельства «говорят» нам, что грузовик в этот момент перестраивается влево, ближе к крайней левой полосе кругового перекрестка.
«Регистратор» тоже занимает крайнюю левую полосу, и оказывается в ситуации, когда слева располагается бордюр зеленого газона, а справа – грузовичок.
Продолжая перестраиваться, водитель грузового фургона перекрывает путь «регистратору». Последний тормозит, но поздно – грузовичок цепляет его правую переднюю «скулу».
Посмотрите короткий видеоролик. Перестроение на круговом перекрестке, которое привело к ДТП между двумя машинами.
Итак, по каким причинам, собственно, произошло ДТП?
Правила перестроения на круговом перекрестке точно такие, как и на прямой дороге, т.е. тот, кто перестраивается на соседнюю полосу, уступает дорогу тому, кто уже движется по этой полосе (пункт 8.4 ПДД).
Но особенность движения по кругу заключается в том, что оно осуществляется все время по дуге поворота.
В этих условиях нужно постоянно следить за происходящим сзади и с боков своего автомобиля, и одновременно еще нужно контролировать свою собственную траекторию движения по дуге.
Водитель грузовичка перестраивался (менял полосу движения), следовательно, согласно пункту 8.4 ПДД, должен был уступить дорогу «регистратору», который оказался на этой полосе секундой раньше.
Но ситуация развивалась настолько быстро, что водитель грузовика своего оппонента не заметил.
«Регистратор» для водителя грузовика появился сзади, появился очень неожиданно, и также быстро занял место в слепой зоне зеркал грузовика.
Ну а поскольку водитель грузовика своего оппонента не заметил, он продолжил перестроение, и зацепил его.
Неверные действия водителя грузовичка в этом и заключается: не убедился, что полоса, на которую он перестраивался, свободна.
Ошибкой «регистратора» была, можно просто сказать, неверная оценка всей обстановки. Он видел, что грузовик перестраивается влево (у него мигал «поворотник»), но не предположил, на сколько «влево» продлится это смещение.
Он также не предположил, что водитель грузовика мог его не видеть в зеркалах.
Когда он понял, что не сможет проехать между грузовиком и бордюром, он притормозил, и даже остановился, но было уже поздно. Фактически, он подставил свою машину под удар.
Теперь, что нужно делать, чтобы не попасть в ДТП, оказавшись в похожих обстоятельствах?
Во-первых, нужно учесть особенность движения по кругу: автомобиль движется по дуге окружности, а не прямолинейно.
Вследствие такого перемещения, привычное наблюдение за дорогой сзади и с боков автомобиля в зеркалах заднего вида как бы частично теряет свою эффективность, особенно, если смотреть только в боковые зеркала.
Смысл в том, что с левой стороны дорогу в зеркалах видно лучше, чем с правой стороны автомобиля. Но даже в этом случае автомобиль, едущий слева-сзади, способен «потеряться» в слепой зоне зеркал.
Об этом подробно изложено в статье Как избежать ДТП на круговом движении. И еще есть смысл ознакомиться с материалом статьи О слепой (мертвой) зоне автомобиля.
Во-вторых, ехать нужно с безопасной скоростью. Это такая скорость, которая в данной ситуации позволяет держать контроль над происходящим, и позволяет в случае необходимости безопасно остановить автомобиль.
В нашем случае «регистратор» двигался намного быстрее средней скорости общего потока машин.
Если не превышается установленный ПДД скоростной режим (в населенном пункте – 60 км/час), то нарушения в этом нет, но если бы «регистратор» заранее сбавил свою скорость, то опасной ситуации удалось бы избежать.
В-третьих, нужно стараться ехать так, чтобы быть видимым другим водителям, которые едут впереди, т.е. необходимо учитывать специфику их обзора посредством зеркал заднего вида.
Ехать видимым для всех получается далеко не всегда, потому что, с одной стороны, любой автомобиль имеет свои «слепые» зоны (вас не видно в зеркалах), а с другой стороны, не каждый водитель смотрит в зеркала (не успел, забыл, не захотел).
На большинстве легковых автомобилей для дополнительного контроля ситуации сзади и с боков есть возможность с водительского кресла посмотреть по сторонам – повернуть голову и посмотреть.
Пространство дороги, которое находится сбоку от легкового автомобиля, видно через стекла салона автомобиля, только эту операцию (повернуть голову и посмотреть) делать нужно быстро.
Грузовики лишены такой возможности. Их водителям вдвойне сложнее рассмотреть, кто движется сзади, потому что этому мешает кузов. Им приходится ориентироваться только по зеркалам, в которые, как известно, можно рассмотреть не все.
Такую «специфику» обзора у разных автомобилей нужно учитывать не только во время выполнения маневров, но и во время попутного движения на прямой дороге.
Для наглядного понимания о чем идет речь предлагаю посмотреть видеоролик в статье Легковой автомобиль и грузовик.
Дорожная обстановка, которая формируется сзади автомобиля и с его боков, в зеркалах заднего вида видна лишь частично. Поэтому, когда вы догоняете своего попутчика, нужно исходить из того, что он вас НЕ ВИДИТ.
Другими словами, не нужно ждать, пока вам уступят дорогу по вашему праву преимущества, а необходимо взять ситуацию под свой контроль. Если видите, что вам не уступают, значит, притормозите сами!
На этом разбор дорожной ситуации «ДТП на круговом перекрестке» можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «перестроение на круговом перекрестке», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Длинномерный грузовик и сужение дороги;
О слепой (мертвой) зоне автомобиля;
Самосвал и легковой автомобиль;
Водовоз не прав, но он больше;
Что такое безопасная скорость;
Что такое безопасный маневр;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий