Едва не соприкоснулись


Комментариев нет

В предыдущей статье из серии дорожных ситуаций на круговом перекрестке, Перестроение для выезда из круга, была рассмотрена ситуация, в которой попытка выехать из внутренней (крайней левой) полосы чуть не привела к аварии. Такой маневр Правилами запрещен. Но случай, к счастью, обошелся без ДТП.

Рассмотрим еще одну похожую ситуацию разъезда на круговом перекрестке (обозначенным знаком 4.3 «Круговое движение»), в которой едва не произошло столкновение. Качество видеоролика оставляет желать лучшего, но траектории движения автомобилей прослеживаются понятно.

Забегая немного вперед, есть смысл вспомнить правила маневрирования через перекресток с круговым движением, и обратить внимание на то, что выезд из круга в общих случаях разрешен только с крайней правой полосы. Когда круг многополосный, то выезд из кругового перекрестка возможен и с других крайних полос, кроме крайней правой, но при этом проезжая честь должна быть размечена необходимым образом.

Для этого на круг нужным образом наносят дорожную разметку полос движения, и устанавливают соответствующие дорожные «указатели» (знаки, указывающие направления движения по полосам, 5.15.1 или 5.15.2, либо наносится разметка 1.18), разрешающие выезд с двух полос.

Впрочем, бывает и так, что из атрибутов на дороге есть что-то одно: либо знаки, определяющие направление движения по полосам, либо разметка. Но сориентироваться, при этом, бывает несложно.

Что касается перестроения на круговом движении, то этот маневр подчиняется общим правилам перестроения, указанным в пункте 8.4 ПДД: дорогу уступает тот, кто перестраивается (меняет полосу движения). Машины, которые едут в пределах своей полосы, не меняя полосу, имеют преимущество перед теми, кто перестраивается.

Посмотрите короткий видеоролик.

Автор видеоролика

На подъезде к круговому перекрестку установлена группа знаков: 4.3 «Круговое движение», 2.4 «Уступите дорогу» и 8.13 «Направление главной дороги», на котором главной дорогой обозначено движение по кругу. Такое сочетание знаков означает, что уступив один раз на въезде на круг, в дальнейшем, двигаясь по кругу в пределах своей полосы, больше никому уступать не нужно, вплоть до необходимого съезда. С 8 ноября 2017 года круг — главный всегда, за исключением случая, когда главная дорога проходит через круг.

 

Если необходимо сменить полосу движения (перестроиться), то этот маневр выполняется в соответствии с пунктом 8.4 ПДД, как написано выше по тексту. В процессе перестроения нередко возникают спорные ситуации по вопросам приоритета. На многие вопросы даны ответы в серии статей «Перестроение».

Перед въездом на круг можно обратить внимание на включенный левый указатель поворота легкового автомобиля. Таким сигналом обычно водители дают понять едущим сзади, что их намерение – занять полосу ближе к центру, и их движение по кругу будет далее первого съезда.

Но, с одной стороны, вроде бы такое намерение понятно, с другой стороны непонятно намерение водителя после того, как автомобиль заехал на круг: то ли он собирается перестроиться влево, то ли забыл выключить «поворотник». Т.е. едущим сзади такой сигнал до конца не ясен.

Поскольку, указатель левого поворота может ввести других водителей в заблуждение, а непосредственно движение по кругу предполагает только одно-единственное направление – против часовой стрелки, то, фактически, въезд на круг выглядит как правый поворот, и ПДД требуют включить именно правый «поворотник» (пункт 8.1).

Но и такой сигнал (правый «поворотник») для едущих сзади до конца не ясен. И вот, почему.

На круг можно заехать с любой полосы, и когда въезд осуществляется с любых полос, кроме крайней правой, то включение правого указателя поворота в таком случае, также может ввести едущих сзади в заблуждение. Т.е. до конца не понятно, куда автомобиль в конечном итоге поедет: то ли он перестраивается вправо, то ли выполняет требование пункта 8.1 ПДД (въезд на круг = поворот направо).

По этим причинам, с точки зрения безопасности маневрирования, перед въездом на круг «поворотник» целесообразно не включать вообще (если вы еще не получили водительское удостоверение и вам предстоит экзамен в автошколе или ГИБДД, то включение правого «поворотника» строго обязательно). А вот, когда уже вы заехали на круг, то включение указателей поворота обязательно при любом перестроении на кругу, а также для выезда из кругового перекрестка.

Еще один момент. На круговой перекресток разрешается заехать с любой полосы. Когда осуществляется поворот направо, пункт 8.6 ПДД требует держаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Другими словами, дуга поворота направо в соответствии с ПДД должна переходить (по возможности) в крайнюю правую полосу перекрестка, что в отношении круга не всегда удобно.

Это требование (держаться правее) иногда воспринимается людьми буквально, вследствие чего на крайних правых полосах круга может образоваться столпотворение машин и до конца становится непонятно, кто и кому, все же, должен уступить дорогу.

В месте непосредственного въезда на круговой перекресток, дорожная разметка, разделяющая полосы на кругу, всегда прерывистая, поэтому, когда въезд на сам круг происходит на другие полосы, кроме крайней правой, такой маневр не будет считаться нарушением (потому, что отсутствует состав нарушения). Более того, когда на такой перекресток наносится разметка 1.7 (границы полос на перекрестке), то хорошо видно как полосы с «подъезжающей» дороги «входят» или переходят в соответствующие полосы на кругу.

Полосы на кругу

Крайняя правая «входит» в правую полосу круга и она же идет на выезд из него в первый, по ходу движения, съезд. Вторая полоса дороги «вливается» во вторую полосу круга (круг, при этом может иметь еще одну, внутреннюю, полосу), а на первом съезде с этой (второй) полосы часто возможен и выезд из круга (выезд разрешается либо знаками 5.15.2 «Направления движения по полосе», либо разметкой 1.18).

 

Если у подъезжающей дороги три полосы, то третья, соответственно, на въезде «входит» в третью полосу круга, (на самом кругу возможна еще четвертая, т.е. самая внутренняя полоса), и так далее. Таким образом, схемы въезда-выезда на круговых перекрестках во многом определяются шириной подходящих и отходящих дорог, и, разумеется, обозначаются знаками и дорожной разметкой.

Возвращаемся к нашей ситуации. «Регистратор» в ней выполняет роль наблюдателя. Он едет по кругу, позади автомобиля с включенным левым «поворотником». В какой-то момент времени слева в кадре на внутренней полосе круга появляется серый седан, и его движение явно нацелено на выезд из кругового перекрестка (съезд виден в кадре, но водитель седана его, как это называется, пропустил).

Выезд

Т.е. он, таким образом, хотел срезать себе путь. Это весьма необдуманный поступок. Но благодаря своевременному торможению его самого и «регистратора», столкновения удалось избежать, а переднему участнику удалось ловко объехать поворачивающего. И серый седан, хоть и с нарушением, но выехал с перекрестка. Обошлось без ДТП, но такие маневры не только являются нарушением Правил, но еще весьма опасны.

Ну а что делать в том случае, если вы проехали мимо своего съезда на круговом перекрестке? Такое бывает. Круговое движение – оно и есть круговое. В таком случае придется еще раз проехать по кругу, заранее перестроиться, и затем выехать в нужный съезд. Лишний проезд по кругу будет безопаснее.

Будьте внимательны, берегите себя и окружающих.

Навигация по серии статей<< Перестроение для выезда из кругаКак избежать ДТП на круговом движении >>

Автор: Сергей Довженко

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.