Группа статей Ситуации на перекрестках с круговым движением
Здравствуйте, уважаемый читатель.
Продолжаем группу статей Ситуации на перекрестках с круговым движением.
В этой статье на примере дорожного случая обсудим распространенное нарушение ПДД: выезд с кругового перекрестка из внутреннего ряда, и что из этого может получиться.
В нашей ситуации нарушение спровоцировало аварийную ситуацию, но без ДТП.
Начнем с того, что выражение «выезд с кругового перекрестка», точнее, «круговой перекресток» не совсем верное. Правильно говорить : перекресток, на котором организовано круговое движение.
Но в разговорной речи используются обе смысловые формы, поэтому в рамках этой статьи будем использовать оба выражения.
Начнем с того, что выезд с перекрестка, на котором организовано круговое движение (обозначается знаком 4.3), разрешается только с крайней правой полосы (пункт 8.6 ПДД).
В некоторых случаях ПДД допускают выезд из смежных с правой полос: тогда проезжую часть размечают необходимым образом дорожной прерывистой разметкой (на ролике ниже, как раз, такая ситуация).
Нарушения правил выезда с кругового перекрестка всегда чревато аварийными ситуациями на поворотах, которые нередко приводят к столкновениям.
В статье Перестроение для выезда из круга рассмотрен случай, в котором стремление выехать с кругового перекрестка из внутренней (крайней левой) полосы «кольца» чуть не привело к аварии. Пример того, как не надо делать.
Перестроение на круговом движении подчиняется общим правилам перестроения, указанным в пункте 8.4 ПДД: дорогу уступает тот, кто перестраивается (меняет полосу движения).
Транспортные средства, которые едут в пределах своей полосы, не выезжая из нее, имеют преимущество перед теми, кто перестраивается. Подробности — в статье Одиночное перестроение. Теория и практика.
Теперь, на ваш суд представлена еще одна ситуация: выезд с кругового перекрестка с внутренней полосы. Это еще один пример, как не надо делать.
Качество видео оставляет желать лучшего, но траектории движения автомобилей прослеживаются разборчиво.
Посмотрите короткий видеоролик. Проезд перекрестка, на котором организовано круговое движение. Без ДТП.
На подъезде к круговому перекрестку установлена группа знаков: 4.3 «Круговое движение», 2.4 «Уступите дорогу» и 8.13 «Направление главной дороги», на котором главной дорогой обозначено движение по кругу.
Такое сочетание знаков означает, что уступив один раз на въезде на круг, в дальнейшем, двигаясь по кругу в пределах своей полосы, больше никому уступать не нужно, вплоть до необходимого съезда.
С конца 2017 года круг — главный всегда, за исключением случая, когда главная дорога проходит через (сквозь) круг.
Если во время движения по «кольцу» нужно сменить полосу движения (перестроиться), то этот маневр выполняется в соответствии с пунктом 8.4 ПДД, как написано выше по тексту.
В процессе перестроения нередко возникают спорные ситуации по вопросам приоритета. На многие вопросы даны ответы в статье Одиночное перестроение. Теория и практика.
Перед въездом на круговое движение можно обратить внимание на включенный указатель левого поворота у легкового автомобиля.
Таким сигналом обычно водители дают понять едущим сзади, что их намерение – занять полосу ближе к центру, и их движение по кругу будет далее первого съезда.
Но, с одной стороны, вроде бы такое намерение понятно, с другой стороны непонятно намерение водителя после того, как автомобиль заехал на круг: то ли он собирается перестроиться влево, то ли забыл выключить «поворотник».
Т.е. едущим сзади такой сигнал не ясен. Целесообразно было сразу, после въезда на круг, выключить указатель поворота, чтобы он не вводил в заблуждение едущих сзади водителей.
Поскольку, непосредственно движение по кругу предполагает только одно-единственное направление – против часовой стрелки, то, фактически, въезд на круг выглядит как поворот направо, и ПДД требуют включить именно правый «поворотник» (пункт 8.1).
Но и такой сигнал (поворота направо) для едущих сзади тоже до конца не ясен. И вот, почему.
На круг можно заехать с любой полосы, и когда въезд осуществляется с любых полос, кроме крайней правой, то включение правого указателя поворота в таком случае, также может ввести едущих сзади в заблуждение.
Т.е. не понятно, куда автомобиль в конечном итоге поедет: то ли он перестраивается вправо, то ли выполняет требование пункта 8.1 ПДД (въезд на круг = поворот направо).
По этим причинам, с точки зрения безопасности маневрирования, перед въездом на круг «поворотник» целесообразно не включать вообще.
(если вы еще не получили водительское удостоверение и вам предстоит сдавать экзамен, то включение правого «поворотника» строго обязательно).
А вот, когда уже вы заехали на круг, то включение указателей поворота обязательно при любом перестроении на кругу, а также для выезда из кругового перекрестка.
Еще один момент. На круговой перекресток разрешается заехать с любой полосы. Когда вы поворачиваете направо, пункт 8.6 ПДД требует держаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Другими словами, дуга поворота направо в соответствии с ПДД должна переходить (по возможности) в крайнюю правую полосу перекрестка, что в отношении круга не всегда удобно.
Это требование (держаться правее) иногда воспринимается людьми буквально, вследствие чего при въезде на правую полосу «круга» может произойти замешательство.
В месте непосредственного въезда на круговое движение, дорожная разметка, разделяющая полосы на кругу, всегда прерывистая, ПДД разрешают ее пересекать.
Поэтому, въезд на внутреннюю полосу круга не считается нарушением (потому, что отсутствует состав нарушения — въезд происходит через прерывистую разметку 1.7, обозначающую границы полос на перекрестке).
На картинке ниже хорошо видно как полосы с «подъезжающей» дороги «входят» или переходят в соответствующие полосы на кругу.

Крайняя правая «входит» в правую полосу круга и она же идет на выезд из него в первый, по ходу движения, съезд.
Вторая полоса дороги «вливается» во вторую полосу круга, а на первом съезде с этой (второй) полосы часто возможен и выезд из круга (круг, при этом может иметь еще одну, внутреннюю, полосу).
Если у подъезжающей дороги три полосы, то третья, соответственно, на въезде «входит» в третью полосу круга, (на самом кругу возможна еще четвертая, т.е. самая внутренняя полоса), и так далее.
Возвращаемся к нашей ситуации. «Регистратор» в ней выполняет роль наблюдателя. Он едет по кругу, позади автомобиля с включенным левым «поворотником».
В какой-то момент времени слева в кадре на внутренней полосе «кольца» появляется серый седан, и его движение явно нацелено на выезд из кругового перекрестка (съезд виден в кадре, но водитель седана его пропустил).

Похоже на то, что он, таким образом, хотел срезать себе путь. Это весьма необдуманный поступок.
Но благодаря своевременному торможению его самого и «регистратора», столкновения удалось избежать, а переднему участнику удалось ловко объехать поворачивающего.
В итоге, серый седан, хоть и с нарушением, но выехал с перекрестка. Обошлось без ДТП.
Что делать в том случае, если вы проехали мимо своего съезда на круговом перекрестке? Такое бывает. Ответ будет простым.
Круговое движение – оно и есть круговое. В таком случае придется еще раз проехать по «кольцу», заранее перестроиться, и затем выехать в нужный съезд.
Лишний проезд по кругу будет хоть и дольше по времени, но зать безопаснее. Это лучше, чем аварийное столпотворение на выезде с «кольца».
На этом разбор дорожной ситуации «выезд с кругового перекрестка» можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «проезд кругового перекрестка», а также ответов на вопросы, как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Одновременное перестроение. Теория и практика;
Перестроение (смена полосы) на перекрестке;
Проезд перекрестков с круговым движением;
Как избежать ДТП на круговом движении;
Выезд с кругового перекрестка;
Что такое безопасный маневр.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий