Дорожная ситуация. Выезд с кругового перекрестка из третьего ряда, аварийная ситуация без ДТП.
Выезд с перекрестка, на котором организовано круговое движение (обозначается знаком 4.3), разрешается только с крайней правой полосы (пункт 8.6 ПДД).
В некоторых случаях ПДД допускают выезд из смежных с правой полос: тогда проезжую часть размечают необходимым образом дорожной разметкой 1.5 и 1.18 (на ролике ниже, как раз, такая разметка).
Иногда даже устанавливают знаки 5.15.2, разрешающие выезд с двух полос (в рассматриваемой ситуации этого нет).
Нарушения правил выезда с кругового перекрестка всегда чревато аварийными ситуациями на поворотах, которые нередко приводят к столкновениям.
В предыдущей статье Перестроение для выезда из круга рассмотрен случай, в котором стремление выехать с перекрестка из внутренней (крайней левой) полосы «кольца» чуть не привело к аварии. Пример того, как не надо делать.
Перестроение на круговом движении подчиняется общим правилам перестроения, указанным в пункте 8.4 ПДД: дорогу уступает тот, кто перестраивается (меняет полосу движения).
Транспортные средства, которые едут в пределах своей полосы, не выезжая из нее, имеют преимущество перед теми, кто перестраивается. Подробности — в статье Одиночное перестроение. Теория и практика.
Рассмотрим еще одну ситуацию разъезда на выходе с кругового перекрестка.
Качество видео оставляет желать лучшего, но траектории движения автомобилей прослеживаются понятно.
Посмотрите короткий видеоролик. Проезд кругового перекрестка, без ДТП.
На подъезде к круговому перекрестку установлена группа знаков: 4.3 «Круговое движение», 2.4 «Уступите дорогу» и 8.13 «Направление главной дороги», на котором главной дорогой обозначено движение по кругу.
Такое сочетание знаков означает, что уступив один раз на въезде на круг, в дальнейшем, двигаясь по кругу в пределах своей полосы, больше никому уступать не нужно, вплоть до необходимого съезда.
С 8 ноября 2017 года круг — главный всегда, за исключением случая, когда главная дорога проходит через (сквозь) круг.
Если необходимо сменить полосу движения (перестроиться), то этот маневр выполняется в соответствии с пунктом 8.4 ПДД, как написано выше по тексту.
В процессе перестроения нередко возникают спорные ситуации по вопросам приоритета. На многие вопросы даны ответы в серии статей «Перестроение».
Перед въездом на круг можно обратить внимание на включенный указатель левого поворота у легкового автомобиля.
Таким сигналом обычно водители дают понять едущим сзади, что их намерение – занять полосу ближе к центру, и их движение по кругу будет далее первого съезда.
Но, с одной стороны, вроде бы такое намерение понятно, с другой стороны непонятно намерение водителя после того, как автомобиль заехал на круг: то ли он собирается перестроиться влево, то ли забыл выключить «поворотник».
Т.е. едущим сзади такой сигнал не ясен. Целесообразно было сразу, после въезда на круг, выключить указатель поворота, чтобы он не вводил в заблуждение едущих сзади водителей.
Поскольку, непосредственно движение по кругу предполагает только одно-единственное направление – против часовой стрелки, то, фактически, въезд на круг выглядит как поворот направо, и ПДД требуют включить именно правый «поворотник» (пункт 8.1).
Но и такой сигнал (поворота направо) для едущих сзади тоже до конца не ясен. И вот, почему.
На круг можно заехать с любой полосы, и когда въезд осуществляется с любых полос, кроме крайней правой, то включение правого указателя поворота в таком случае, также может ввести едущих сзади в заблуждение.
Т.е. не понятно, куда автомобиль в конечном итоге поедет: то ли он перестраивается вправо, то ли выполняет требование пункта 8.1 ПДД (въезд на круг = поворот направо).
По этим причинам, с точки зрения безопасности маневрирования, перед въездом на круг «поворотник» целесообразно не включать вообще.
(если вы еще не получили водительское удостоверение и вам предстоит экзамен в автошколе или ГИБДД, то включение правого «поворотника» строго обязательно).
А вот, когда уже вы заехали на круг, то включение указателей поворота обязательно при любом перестроении на кругу, а также для выезда из кругового перекрестка.
Еще один момент. На круговой перекресток разрешается заехать с любой полосы. Когда осуществляется поворот направо, пункт 8.6 ПДД требует держаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Другими словами, дуга поворота направо в соответствии с ПДД должна переходить (по возможности) в крайнюю правую полосу перекрестка, что в отношении круга не всегда удобно.
Это требование (держаться правее) иногда воспринимается людьми буквально, вследствие чего на крайних правых полосах круга может образоваться столпотворение машин, и становится непонятно, кто и кому, все же, должен уступить.
В месте непосредственного въезда на круговое движение, дорожная разметка, разделяющая полосы на кругу, всегда прерывистая, ПДД разрешают ее пересекать.
Поэтому, въезд на внутреннюю полосу круга не считается нарушением (потому, что отсутствует состав нарушения — въезд происходит через прерывистую разметку 1.7, обозначающую границы полос на перекрестке).
На картинке ниже хорошо видно как полосы с «подъезжающей» дороги «входят» или переходят в соответствующие полосы на кругу.
Крайняя правая «входит» в правую полосу круга и она же идет на выезд из него в первый, по ходу движения, съезд.
Вторая полоса дороги «вливается» во вторую полосу круга (круг, при этом может иметь еще одну, внутреннюю, полосу), а на первом съезде с этой (второй) полосы часто возможен и выезд из круга.
Если у подъезжающей дороги три полосы, то третья, соответственно, на въезде «входит» в третью полосу круга, (на самом кругу возможна еще четвертая, т.е. самая внутренняя полоса), и так далее.
Таким образом, схемы въезда-выезда на круговых перекрестках во многом определяются шириной подходящих и отходящих дорог, и, разумеется, обозначаются знаками и дорожной разметкой.
Возвращаемся к нашей ситуации. «Регистратор» в ней выполняет роль наблюдателя. Он едет по кругу, позади автомобиля с включенным левым «поворотником».
Транспортные средства, движущиеся по кругу, имеют приоритет.
Поэтому, перед въездом на круговой перекресток, необходимо уступить дорогу едущим по «кольцу», и для этого, часто, приходится остановиться.
В какой-то момент времени слева в кадре на внутренней полосе круга появляется серый седан, и его движение явно нацелено на выезд из кругового перекрестка (съезд виден в кадре, но водитель седана его пропустил).
Похоже на то, что он, таким образом, хотел срезать себе путь. Это весьма необдуманный поступок.
Но благодаря своевременному торможению его самого и «регистратора», столкновения удалось избежать, а переднему участнику удалось ловко объехать поворачивающего.
В итоге, серый седан, хоть и с нарушением, но выехал с перекрестка. Обошлось без ДТП.
Что делать в том случае, если вы проехали мимо своего съезда на круговом перекрестке? Такое бывает. Ответ будет простым.
Круговое движение – оно и есть круговое. В таком случае придется еще раз проехать по кругу, заранее перестроиться, и затем выехать в нужный съезд.
Лишний проезд по кругу будет безопаснее, чем аварийное столпотворение перед выездом с кругового движения.
На этом разбор дорожной ситуации «проезд кругового перекрестка» можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
В продолжение темы «выезд кругового перекрестка» предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Одновременное перестроение. Теория и практика;
Перестроение (смена полосы) на перекрестке;
Проезд перекрестков с круговым движением;
Как избежать ДТП на круговом движении;
Выезд с кругового перекрестка;
Что такое безопасный маневр.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий