Последствия аквапланирования


Комментариев нет

На примере дорожной ситуации рассмотрим, чем опасно ускорение на мокрой дороге, или к чему может привести аквапланирование.

В статье Когда видимости на дороге почти нет о движении автомобиля во время дождя была затронута одна из особенности наших дорог – это их колейность.

С колеей вроде бы все понятно – во время дождя она всегда заполняется водой и при попадании колеса в такую водяную колею, особенно на скорости, происходит частичная или полная потеря сцепления колес автомобиля с дорогой.

То же самое происходит, когда автомобиль на скорости въезжает в лужу. Колеса как бы всплывают над поверхностью дороги, и такое явление получило название аквапланирование или эффект аквапланирования.

Если коротко, аквапланирование — это потеря сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием из-за имеющегося на поверхности дороги слоя воды.

Следствием потери сцепления колес с дорогой является почти полная потеря управления автомобилем.

Мокрая дорога – это почти всегда скользкая дорога. Степень скользкости зависит от разных факторов, в том числе и от скорости движения.

Но неоспоримым является факт, что при равных условиях, на мокрой дороге автомобиль «заскользит» быстрее, чем на сухой.

Посмотрите короткий видеоролик. ДТП на мокрой дороге.

Во время дождя, когда вода не успевает стекать с проезжей части, часто на правых полосах образуются лужи различной величины.

Под лужей могут быть скрыты всякие неровности. Поэтому целесообразно эти самые лужи или объезжать, или, если объехать их нет возможности, значительно снижать скорость.

 

Даже если полотно дороги вам хорошо известно, у вашего автомобиля хорошие шины, и вы уверены, что в луже никакая яма вам не угрожает, все равно, не спешите ехать слишком быстро.

Разгон в такой ситуации себя не оправдывает, более того — он опасен. Опасен потому, что на мокрой дороге скользко, и автомобиль хуже управляется, т.е. плохо слушается руля.

На видео почти не виден момент столкновения, но в подобных дорожных ситуациях обстоятельства складываются примерно следующим образом:

Идет дождь. Автомобиль мчится по крайней правой полосе, опережая своих попутчиков на соседних полосах дороги, и правыми колесами заезжает в колею с водой или лужу. Что происходит в этот момент?

В этот момент происходит перераспределение сил, которые действуют на автомобиль в движении. Об этом явлении изложено в статьях Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля и Как автомобиль поворачивает.

Переднее правое колесо встречает большое сопротивление воды, и автомобиль начинает уводить вправо. Центр массы автомобиля смещается влево вперед, а правое переднее колесо «всплывает», из-за эффекта аквапланирования.

Естественная реакция водителя, когда автомобиль уходит вправо — повернуть руль влево, но так как сцепление колес на мокром дорожном полотне неравномерное, то на поворот руля автомобиль откликнется слабо, т.е., он почти не повернет.

Но, через какое-то мгновение, правое переднее колесо снова обретает сцепление с дорожным покрытием – а руль в этот момент уже немного повернут  – и автомобиль буквально бросает влево. Как правило, это происходит очень быстро.

Примерно тоже самое произошло с серым седаном. Не будь в этот момент белого кроссовера слева, серый седан, возможно, вынесло бы на соседнюю по ходу движения полосу, и на этом все.

Если бы его водитель справился с управлением, то, скорее всего, ничего  бы не произошло. Он бы повилял по дороге, и продолжил движение. Но обычно, как всегда не вовремя, что-то может помешать.

В итоге, водитель седана не справился с инерцией на мокрой дороге, и произошло ДТП.

Какие ошибочные действия допустил водитель серого седана?

Следуя по крайней правой полосе, он не учел особенностей «поведения» автомобиля в условиях дождя и мокрой дороги.

Его скорость движения была значительно выше безопасной скорости для данного участка. См. статью Что такое безопасная скорость.

Если дорожная колея заполнена водой, то нужно стараться ехать не по самой колее, а чуть сбоку от нее. При этом необходимо учитывать, что колеса автомобиля все равно будут пересекать эту колею.

Соответственно, скорость нужно корректировать исходя из дорожных условий – на мокрой дороге ее следует снижать.

Когда на пути автомобиля встречаются лужи, скорость необходимо сбавлять еще до того, как автомобиль въедет в эту лужу, а преодолевать подобный «водный барьер» лучше всего на небольшой скорости, которая позволит не потерять управление.

 

Следующее нежелательное действие водителя седана в имеющихся дорожных условиях — опережение остальных участников по правой полосе.

ПДД не запрещают такой маневр, но логика подсказывает: если хотите ехать быстрее, то перестройтесь левее, или на крайнюю левую полосу.

Там могут ехать другие машины, но существует неписаное правило: если «уперся» в едущий впереди автомобиль, то поморгайте ему дальним светом фар, либо включите левый «поворотник».

Когда появится возможность — он перестроится правее, и вы сможете проследовать дальше, по своему маршруту.

Водитель белого кроссовера, похоже, не ожидал, что его будут опережать справа, по лужам и на большой скорости, и поздно заметил догоняющего.

Если бы не было дождя, то по сухой дороге опережение прошло бы благополучно, но погодные условия всякий раз по-своему корректируют обстоятельства.

В данной дорожной ситуации ему следовало чаще смотреть в зеркало заднего вида и, увидев догоняющий справа автомобиль, сместиться левее.

В таких обстоятельствах трудно что-либо прогнозировать, здесь следует полагаться на интуицию, но это уже другая тема.

Есть смысл обратить внимание на то, что для безопасного передвижения по дорогам, соблюдение ПДД необходимо, но этого недостаточно.

Для личной безопасности крайне важно постоянно следить за обстановкой вокруг автомобиля, за движением других участников, и стараться не упускать из вида любые мелочи на дороге.

Ну и поскольку на мокрой дороге всегда скользко, даже летом, в заключение, предлагаю ознакомиться с материалом статьи Осторожно, скользкая дорога.

Другой пример, что и как может произойти с автомобилем, когда он неожиданно въезжает в неглубокую лужу, можно посмотреть в видеоролике в статье Повезло. Очень наглядно.

Если в похожих обстоятельствах рулить одной рукой, то, как правило, шансов улететь с дороги намного больше. Техника руления есть в статье Управление автомобилем. Часть 2. Руление.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «мокрая или скользкая дорога» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Еще раз о тормозах;
Препятствие на второй полосе;
К вопросу о тактике перестроения;
Поворот налево и проезд на красный;
Проезд на только что включившийся зеленый.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статейЕще раз о дистанции >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.