Как действовать в опасной ситуации


2 комментария

В первой части (статья Как предупредить опасные ситуации на дороге) был дан ответ на вопрос: что такое опасная ситуация и как она возникает между участниками дорожного движения.

Здесь поговорим о том, как действовать в опасных ситуациях при разных обстоятельствах.

Поскольку, почти никогда не бывает одинаковых ситуаций (бывают похожие, их называют типичными), есть смысл описать их общие характеристики. Это нужно для того, чтобы иметь представление, о чем пойдет речь.

Далее, в статье:

Есть ли алгоритм действий в опасных ситуациях
Когда кто-то резко перестраивается
Когда впереди кто-то резко тормозит
Короткая дистанция и малый боковой интервал
Когда кто-то препятствует обгону

Есть ли алгоритм действий в опасных ситуациях

Начнем с того, что однозначного решения как избежать опасных ситуаций просто не существует. Все дорожные ситуации абсолютно разные, несмотря на то, что во многом некоторые из них похожи.

Их различие объясняется участием разных транспортных средств, их количеством, скоростью, меняющейся интенсивностью движения.

Различия обусловлены участием разных водителей, имеющих каждый свою квалификацию, в том числе и различный водительский стаж.

Свои различия вносят особенность местности, где происходит событие, погодные условия, качество дороги и многие другие причины.

Играет роль даже такая особенность, что у одного автомобиля никогда не бывает одинакового сцепления с дорожным покрытием одновременно у каждого из его четырех колес.

Вот, по этим и многим другим причинам невозможно составить единый алгоритм действий выхода из положения. Целесообразно действовать исходя из особенностей каждой конкретной ситуации.

Нужно отметить, что действия водителя, определенные в пункте 2.7 ПДД как «опасное вождение», тесно связаны между собой. Можно сказать, что из одного следует другое.

Например, перестроение и обгон всегда связаны с изменением дистанции и бокового интервала. Резкое торможение также способствует изменению дистанции.

Но последствия в каждой дорожной ситуации и в разных обстоятельствах могут развиваться любым образом.

Ниже рассмотрим самые распространенные из них.

Когда кто-то резко перестраивается

В пункте 8.4 ПДД указано, что «при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения».

Это значит, что при попутном движении дорогу должен уступить тот водитель, который перестраивается (меняет полосу движения). Подробнее об этих правилах — в серии статей Перестроение.

Но реальность такова, что кто-то едет быстрее основного потока, кто-то медленнее, и обязательно найдется такой автомобилист, который будет ехать быстрее всех.

О нарушении скоростного режима сейчас речь не идет, т.е. в реальности нарушение может быть, а может его и не быть, это не важно.

Важно то, что вклиниваясь в поток машин, или меняя полосу движения, автомобилист вынуждает едущих сзади тормозить, т.е. «подрезает», или вынуждает тех как-то уклониться от случайного столкновения.

Реакция на такое «деяние» у едущих сзади может быть неоднозначной, как, впрочем, и последствия самой реакции.

Например, при попытке уклониться (сработали рулем в сторону), есть вероятность столкнуться с едущим сбоку другим автомобилем.

Дали резко по тормозам – едущий сзади может не успеть своевременно затормозить или объехать, и как вариант, вполне возможно столкновение.

Как действовать в такой ситуации? Самый надежный вариант — это предусмотреть такое событие. Для этого необходимо контролировать ситуацию впереди и с боков, потому что дорожная обстановка все время изменяется.

Если кто-то из едущих рядом своим поведением «выделяется» из общего дорожного потока, обычно это заметно, то целесообразно взять его «на контроль» и быть готовым, исходя из ситуации, применить контрмеры, чтобы не столкнуться с ним или другим попутчиком.

На многополосных дорогах необходимо и даже важно держать в поле зрения своих боковых попутчиков.

Попутчики постоянно меняются, кто-то из них может «спрятаться» в слепой зоне зеркал заднего вида. См. статью О слепой (мертвой) зоне автомобиля.

Подрезает

Когда впереди кто-то резко тормозит

Короткая дистанция в дорожном потоке, в результате того, что «передний» авто резко дал по тормозам, может стать причиной, например, цепного столкновения (паровозика).

Почему такое происходит? По большому счету, к подобным ситуациям вы оказываетесь просто не готовы. Вы не предполагаете, что нечто подобное может произойти именно с вами.

Вы движетесь в потоке в соответствии со своим восприятием окружающей действительности, соблюдаете ПДД и стараетесь никому не мешать.

Невольно у вас создается ощущение, что другие участники движения по отношению к вам должны поступать таким же образом, т.е. соблюдать Правила, уважать чужие интересы.

Подобное отношение к реальности приводит к тому, что действия, выходящие за рамки такого восприятия, становятся просто неожиданными для вас.

Т.е., вдруг оказывается, что неожиданно кто-то вклинивается и подрезает вас, неожиданно вынуждает вас тормозить или менять свою траекторию движения, кто-то неожиданно пошел на обгон и прочие неожиданности.

И естественно, вы оказываетесь не готовы ко всякого рода подобным неожиданностям.

«Лекарство» от неожиданных событий одно: следует всегда предполагать возможность наихудшего, и все время быть, так сказать, в процессе изменения дорожной ситуации.

Другими словами, ситуация все время должна быть под контролем. См. статью Прогнозирование дорожных ситуаций.

Короткая дистанция и малый боковой интервал

Пункт 9.10 ПДД обязывает следующее: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения».

Неожиданное встраивание в поток (подрезание), а также внезапное торможение «переднего» автомобиля почти всегда приводит к резкому сокращению дистанции до него.

Движение на неоправданно короткой дистанции, например, перед опережением или обгоном едущего впереди автомобиля, явление довольно частое.

Чем оно вызвано, по сути, не важно, но сие действие очень нервирует того водителя, к которому попутчик «сел» на задний бампер.

Когда видится в зеркалах подобная «картина», то сразу возникает боязнь, что тот, который сзади, в случае чего, не успеет своевременно притормозить, и «догонит» ваш авто.

Понятное дело, что в случае ДТП виновен будет тот, кто едет сзади, но все равно неприятно.

Выход их подобных ситуаций будет следующий. Дистанцию до «переднего» автомобиля рекомендуется держать примерно 2-3 секунды летом и 4-5 секунд — зимой.

В статье Движение в потоке есть объяснение, почему дистанцию удобнее измерять в секундах. В зависимости от ситуаций, скорость потока меняется, и дистанцию можно и нужно постоянно корректировать.

Еще есть смысл ознакомиться с материалом статьи Почему важно соблюдать дистанцию. В ней этот вопрос рассмотрен более подробно.

Если кто-то позади вас движется почти вплотную к вашему авто, то целесообразно чуть сбавить скорость и немного увеличить свою дистанцию до вашего «переднего» автомобиля. Какой от этого выигрыш?

В случае непредвиденных обстоятельств, или если водитель, едущий впереди вас, резко снизит скорость, у вас будет пара дополнительных секунд, чтобы затормозить плавно, и повышается вероятность, что сзади никто не «приедет».

Примерно так же следует поступать, когда в пространство перед вашим автомобилем кто-нибудь вклинивается с соседнего ряда (иногда это происходит нагло и быстро) – нужно плавно увеличить дистанцию до него.

Бывает, что когда вы увеличили дистанцию, то в это пространство, что образовалось впереди вас, тут же кто-то нахально вклинится, при этом, он может еще и резко затормозить по разным причинам.

К такому событию нужно быть готовым, для этого требуется замечать, кто едет рядом с обеих сторон вашего автомобиля. Страшного в таком поступке ничего нет, следует опять немного «отпустить» того вперед, чтобы снова увеличить дистанцию.

Смысл этих действий в том, чтобы обеспечить себе время для принятия решения и место для маневра.

Ну а чтобы никакое из чужих действий не стало для вас неожиданным, целесообразно постоянно держать под контролем обстановку вокруг вашего автомобиля посредством зеркал и взглядов в «слепую зону» через плечо.

См. статью О слепой (мертвой) зоне автомобиля.

По сути, любое неожиданное событие на дороге, именно неожиданное (которого не ждали) – это следствие того, что ситуация выходит из-под контроля, т.е. результат того, что где-то, что-то вы не досмотрели или не учли какой-то фактор.

Когда кто-то препятствует обгону

Препятствование обгону, когда такое деяние осуществляется сознательно, относится к разряду неуравновешенных поступков. Имеется в виду не гонки, а именно препятствование обгону.

Пункт 11.3 ПДД прямо запрещает препятствовать обгоняющему автомобилю, но желание доказать свое «превосходство», порой, берет верх над здравым смыслом.

Обгон, по определению, всегда связан с выездом на встречную полосу движения, и чем быстрее обгоняющий вернется на свою полосу, тем лучше. Разумеется, этот маневр должен проводиться по некоторым правилам.

В статье О дистанции, скорости и приемах вождения есть видеоролик, в котором инструктор объясняет, как следует выполнять обгон. Там, впрочем, много полезных вещей, касающихся безопасности движения.

В серии статей по дорожным ситуациям, посвященных обгону, есть несколько наглядных роликов на тему, как может сложиться ситуация на дороге.

В серии статей Обгон есть подборка о правилах обгона, нарушениях этих правил и ошибочных действиях при осуществлении обгона.

Самым точным ответом на вопрос «как действовать в опасной ситуации» на дороге будет: сделать все, чтобы не попасть в опасную ситуацию, чтобы избежать того критического момента, в котором она станет действительно опасной.

В любых ситуациях вы принимаете решение, как действовать, исходя из того, что вы видите. Но просто смотреть и видеть недостаточно.

Еще нужно успевать анализировать увиденное и прогнозировать развитие ситуации. Звучит замысловато, но на самом деле это не сложно. Этому нужно учиться. Само по себе умение наблюдать за дорогой не приходит.

Если вы не успеваете замечать, что происходит и анализировать увиденное, значит, вы едете слишком быстро для данных сложившихся дорожных условий. Значит, целесообразно снизить скорость.

Есть смысл знать мертвые (слепые) зоны своего автомобиля, и не лениться «крутить» головой по сторонам. Внимательность и умение хорошо управлять своим автомобилем позволят избежать многих неприятностей на дороге.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

В продолжение темы «Как избежать опасные ситуации на дорогах» предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Как действовать в определенных ситуациях на дороге;
Как предупредить опасные ситуации на дороге;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Опасное вождение;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Безопасность

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Павел

    16.08.2022 19:36

    Узкая двухполосная дорога между селами. Прерывистая разметка посередине. Мне нужно повернуть налево.

    Снижаю скорость, включаю левый поворотник, впереди встречный автомобиль, а сзади уже близко догоняет фура. За ней еще едут. Обочины почти нет, чтоб можно было меня объехать.

    Если я остановлюсь пропустить встречного, то фура может не успеть затормозить, и объехать меня тоже не сможет. Повернуть перед встречным авто — рискованно.

    И как действовать в этой ситуации?

  2. Сергей Д.

    19.08.2022 09:28

    Здравствуйте Павел.

    Ответ на ваш вопрос есть в статье Нужно повернуть налево, а сзади поджимают и ее продолжении — Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют.

    Когда «задний» автомобиль едет на короткой дистанции, то «вариантность» будет зависеть и от скорости, и от расстояния до перекрестка.

    Если вы понимаете, что скорость не позволяет безопасно остановиться, чтобы уступить дорогу, то самый рациональный выход будет в том, чтобы отказаться от поворота, и проехать дальше.

    После этого дать себя обогнать, затем развернуться, и поехать обратно, а после, уже повернуть направо.

    Другой вариант зависит от сообразительности вашего встречного, от его желания, так сказать, «разрядить» обстановку, и самое основное — от наличия такой возможности.

    От вас уже не зависит, но вполне реально: ваш встречный, видя вашу ситуацию впереди по движению, сам тормозит, и пропускает вас для поворота (мигает фарами, сигналит, машет рукой).

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.