В статье речь пойдет о движении по левой полосе (крайней левой полосе) многополосной дороги.
Рассмотрим, насколько правомерно движение по левой полосе в этих условиях с точки зрения ПДД, а также, насколько оно опасно (или не опасно) с точки зрения безопасности движения в целом.
Еще будет рассмотрен один небольшой дорожный эпизод, касающийся обсуждаемой темы.
Известно, что дороги соединяют населенные пункты, через которые, собственно, они и проходят. Соответственно, процесс движения разделяется на происходящий в границах населенного пункта и за его пределами.
На все вопросы по расположению транспортных средств на проезжей части отвечает раздел 9 ПДД.
В соответствии с пунктом 9.4 ПДД в населенных пунктах водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.
Вне населенных пунктов запрещается занимать левые полосы при свободных правых, т.е. автомобиль следует вести по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Это же правило «держаться правее» относится к дорогам, обозначенным знаками 5.1 «Автомагистраль» или 5.3 «Дорога для автомобилей», а также к дорогам, на которых разрешено движение со скоростью более 80 км/ч.
На указанных дорогах правило «держаться правее» действует независимо от того, где пролегают эти дороги: через населенный пункт или вне населенного пункта.
Но в некоторых случаях ехать по левым полосам дороги не запрещается. Эти «некоторые случаи» оговорены в том же пункте 9.4 ПДД:
«…Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5т – только для поворота налево или разворота …».
Приведенные выше выдержки из пункта 9.4 отвечают на все вопросы о правомерности движения по крайней левой полосе многополосной дороги с точки зрения ПДД.
Ниже пойдет речь о целесообразности расположения на левых полосах проезжей части, и безопасности движения по крайней левой полосе в разных дорожных ситуациях.
ДТП может произойти в абсолютно любом месте, на любом участке дороги, независимо от того, в какой полосе будут двигаться участники ДТП.
Дорожная реальность формирует некий стереотип, что по правой стороне проезжей части можно двигаться медленнее, т.е. с меньшей скоростью, чем по ее левой половине данного направления.
И это естественно, потому что движение у нас правостороннее, и именно с правой стороны расположены въезды (выезды), и определены места для остановки (стоянки): движение берет свое начало именно с правой стороны дороги.
Другими словами, проезжую часть далее первой полосы можно смело считать более «скоростной», чем правый край проезжей части. Отсюда и следует стремление всех, кто хочет ехать быстро, смещаться на левые полосы.
С одной стороны, на левых полосах дорога немного свободнее, с другой стороны, на этих полосах выше скорость, а заодно и выше вероятность более тяжелых последствий в случае столкновения.
Еще опасность заключается в том, что когда ДТП происходит на крайних левых полосах, и машины участников стоят и не двигаются, то едущие сзади следом вынуждены их как-то объезжать.
Благополучный объезд возможен лишь в случае, если объезжающие (или едущие следом) успеют заметить стоящих. И такие маневры не всегда оказываются безопасными. Тому множество примеров.
Один из них рассмотрен ранее, в статье Препятствие на второй полосе. Там объезд аварии, случившейся на левой полосе, привел к другому столкновению.
Это произошло потому, что водитель не успел своевременно сориентироваться для объезда, а скорость его автомобиля в данной ситуации была очень высокая: ни объехать, ни остановиться.
Другой случай рассмотрен в статье Неожиданный «сюрприз» на второй полосе. Условия задачи другие, но итог такой же: нет возможности ни объехать, ни остановиться.
Впрочем, благополучие зависит от дорожной обстановки, взаимопонимания и способности своевременно реагировать на опасность.
Один из таких благополучных случаев объезда представлен ниже. Посмотрите короткий видеоролик.
Движение по крайней левой полосе. «Мониторинг» дорожной обстановки и своевременная реакция сбросом скорости помогли избежать столкновения.
Дело происходит на автомагистрали. Регистратор спокойно движется по крайней левой полосе, догоняя попутчиков, которые,в свою очередь, едут по соседней справа от него полосе.
Сейчас не стоит задача уличить «регистратора» в нарушении пункта 9.4 ПДД, цель другая — рассмотреть ситуацию на примере конкретных событий.
В какой-то момент времени впереди на дороге появляются две стоящие машины с включенной аварийной сигнализацией. Они расположились как раз на той предпоследней полосе, по которой ехали попутчики «регистратора».
Самому «регистратору» эти машины не мешали, но водитель в этой ситуации понял, что его попутчики сейчас станут их объезжать, скорее всего, по крайней левой полосе. А объезжая, они смогут задеть и его самого.
Среди попутчиков был тягач с полуприцепом, ему для маневра требуется гораздо больше места, чем легковому автомобилю.
Целесообразным и верным решением «регистратора» стало своевременное снижение скорости, что позволило его соседям хотя и не без усилий, но объехать стоящих.
Нужно заметить, что в этой ситуации «регистратору» не требовалось супер умений в управлении автомобилем. Достаточно было увидеть обстановку впереди по движению, и просто вовремя сбавить скорость.
Таким образом, дорожный случай обошелся без ДТП.
В любой ситуации вы принимаете решение исходя из того, что вы видите впереди на дороге. Чем выше скорость, тем быстрее развивается событие.
И от того, насколько быстро вы сможете спрогнозировать развитие ситуации, зависит исход «дела»: либо благополучие, либо катастрофа. На этом — все.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение рассмотренной темы «движение по крайней левой полосе» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Движение в потоке;
Еще раз о дистанции;
Маневрирование в дорожном потоке;
Неожиданный «сюрприз» на второй полосе;
Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
В пробках все равны. Уступите вы – уступят и вам;
Одновременное перестроение на многополосной дороге.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий