ДТП на ровном, прямом и широком участке, как следствие ограниченного обзора дороги впереди по движению.
Как несоблюдение дистанции, точнее, выбор короткой дистанции в дорожном потоке, может привести к ДТП. Дорожная ситуация.
Исходные данные следующие. Дорога с разделительной полосой посередине и проезжая часть каждого направления имеет по четыре полосы.
Движение на данном участке дороги в момент съемки было не очень интенсивным, и места для маневров на проезжей части было более чем достаточно.
О том, что подразумевается под словом «маневр» можно прочесть в статьях Что такое маневр в ПДД и Что такое безопасный маневр.
По третьей полосе движется грузовая «Газель», за ней, на некоторой дистанции, по этой же полосе едет автомобиль с видеорегистратором.
В какой-то момент водитель «Газели» резко перестраивается влево и перед «регистратором» внезапно появляется препятствие в виде автомобиля «Ваз».
То ли этот автомобиль стоял, то ли очень-очень медленно двигался – у него был включен правый «поворотник».
Возможно, водитель «Жигулей» вовремя не перестроился и пропускал попутные машины, чтобы сместиться вправо для съезда на боковую дорогу. Но суть не в этом.
Внезапное появление «Жигулей» оказалось полной неожиданностью для водителя-регистратора, и результат этой внезапности очевиден – произошло столкновение.
Посмотрите короткий видеоролик.
Судя по обстановке, водитель «Жигулей» в этой ситуации стал жертвой обстоятельств.
Что послужило причиной аварии?
Если бы водитель «Газели» заранее подал хоть какой-то сигнал для едущего сзади, то с высокой долей вероятности ДТП удалось бы избежать.
Он мог бы начать притормаживать (включились бы стоп сигналы), или мог бы включить аварийную сигнализацию. Ну, или хотя бы указатель поворота перед перестроением. Тогда едущий позади него смог бы как-то заранее сориентироваться.
Но водитель «Газели» решил просто объехать стоящий автомобиль с его левой стороны, даже не включив указатель поворота.
Причем, сделал это внезапно, успев свернуть в свободное пространство на левой полосе, практически перед самым багажником «Жигулей».
Фактически водитель «Газели» подставил едущий сзади него автомобиль (регистратора) для удара.
Но, так уж сложилось – в подобных ДТП виноват всегда тот, кто едет сзади. После аварии потом пишут в протоколе: несоблюдение дистанции, либо выбор скорости, которая не обеспечила безопасный режим движения.
Водитель автомобиля с регистратором не мог полностью видеть дорожную обстановку впереди на своей полосе, потому что едущая впереди «Газель» своими габаритами частично закрывала обзор дороги.
Регистратору не было видно дорогу по причине короткой дистанции до «Газели». И тут возникает вопрос:
— Что делать в таких случаях, когда кто-то из едущих впереди закрывает обзор дороги?
Правильных ответов всего два:
- сбавить скорость, таким образом увеличить дистанцию до едущего впереди;
- перестроиться в сторону, если есть такая возможность.
Увеличение дистанции до едущего впереди автомобиля позволит выиграть расстояние и время для маневра при возникновении опасности.
Что означает фраза «несоблюдение дистанции»? Это формулировку, обычно, озвучивают уже после того, как ДТП произошло.
Правильнее было бы сказать «соблюдение безопасной дистанции» в конкретных дорожных условиях, потому что в разных условиях величина безопасной дистанции будет разная.
Подробнее об этом — в статье Почему важно соблюдать дистанцию.
Двигаясь в потоке машин, и пристроившись кому-нибудь в «хвост», некоторые автомобилисты слишком доверяются тем, кто едет впереди.
Мол, он едет быстро, значит впереди все нормально, а если что-то произойдет, то по его реакции и маневрам можно будет догадаться об опасности.
Подобное поведение на дороге имеет право на жизнь, только оно действенно лишь в том случае, когда перед вами едет ответственный водитель. Но, как вы это поймете, если вы с ним незнакомы?
Целесообразно доверять только себе, и действовать по обстоятельствам.
Любой автомобиль по разным причинам может остановиться на дороге в любом месте.
Если это остановка на проезжей части, то риск столкновения возрастает многократно. И его дальнейшая «судьба» во многом зависит от едущих сзади автомобилистов.
Например, два автомобиля зацепили друг друга и остановились для разбора ситуации. Включают аварийную сигнализацию, выставляют «аварийный знак».
Поток машин по всем полосам, в том числе и по той, на которой они стоят, не прерывается – один их заметил – объехал, второй тоже заметил и успел объехать, третий поздно заметил и, не успев свернуть, таранит стоящих.
Хорошо, если обходится без жертв. Возможно, тому, третьему, и свернуть-то было уже некуда, потому что заметил опасность поздно, а по соседней полосе в этот момент на высокой скорости «летят» другие машины.
Т.е. объехать аварию у него уже не остается возможности. Возможности нет по причине недостаточного обзора дороги вследствие неправильной (короткой) дистанции до едущего впереди в данной ситуации с учетом скорости.
В результате — ни затормозить, ни объехать столкнувшихся он уже не может.
В статьях Препятствие на второй полосе и Неожиданный «сюрприз» на второй полосе такие моменты показаны очень наглядно.
Почему так происходит? Потому что смотреть на дорогу нужно как можно дальше и в область зрения должно попасть как можно больше дорожных объектов по всей ширине дороги.
Необходимо не просто смотреть, а еще и анализировать дорожную обстановку. А как это возможно, если обзор дороги перекрывает едущий впереди авто?!
Это невозможно. Поэтому, чтобы обеспечить себе обзор, целесообразно или увеличить дистанцию до «переднего» автомобиля, или перестроиться на соседнюю полосу.
Иногда бывает достаточно сместить автомобиль чуть в сторону, чтобы увидеть дорогу за габаритами едущего впереди автомобиля.
Причины столкновений на широкой дороге могут быть разные. Но в их основе лежит превышение безопасной скорости и несоблюдение дистанции. Эти два понятия взаимосвязаны.
Подведем итог.
Когда вы едете в дорожном потоке, нужно всегда смотреть на несколько машин вперед. Чем выше скорость или хуже обзор, тем дистанция должна быть больше. Целесообразно двигаться с безопасной скоростью.
Безопасная скорость (она всегда разная, в зависимости от ситуации) — это такая скорость, при которой вы сможет беспрепятственно, и никому не создавая помех, выполнить маневр или остановить свой автомобиль.
Если обзор дороги для вас плохой (на видео владелец регистратора из-за едущей впереди «Газели» не видел ситуацию впереди на дороге) или видимость на дороге недостаточная (например, сумерки, дождь и пр.), значит, нужно снизить скорость и(или) увеличить дистанцию до «переднего» автомобиля.
Увеличение дистанции дает вам дополнительные секунды для принятия правильного решения и, собственно, для выполнения маневра (например, торможения или объезда).
Вдобавок, вы выиграете время для более полной оценки ситуации с боков и сзади вашего автомобиля.
Вот, на этом как бы все, разбор дорожной ситуации можно считать завершенным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного.
Например, в продолжение темы соблюдения или несоблюдения дистанции, предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Почему важно соблюдать дистанцию;
О дистанции, скорости и приемах вождения;
Куда смотреть за рулем, чтобы не попасть в ДТП.
В предыдущее статье Смена полосы. Вот как бывает, затронута тема безопасности перестроения в дорожном потоке на примере дорожной ситуации.
В следующей статье Препятствие на второй полосе речь также пойдет о соблюдении безопасной дистанции, и выборе скорости движения при ограниченном обзоре дороги.
Только, происходит событие в несколько другой ситуации. Очень наглядно, есть смысл просмотреть обязательно.
Будьте внимательны за рулем!
Задайте вопрос или оставьте комментарий