Здравствуйте, уважаемый читатель.
В этой статье поговорим о возникновении опасных ситуаций на дороге: что такое опасная ситуация с точки зрения аварии, и как возникает опасная ситуация.
Поехали.
В июне 2016 года вступили в силу изменения в ПДД РФ, связанные с введением нового понятия «опасное вождение», вследствие чего пункт 2.7 ПДД дополнился еще одним абзацем.
Изложение этих нововведений можно посмотреть по ссылке выше по тексту. Более полное их изложение есть в статье Опасное вождение.
Чтобы стало понятно, о чем пойдет речь, ниже приведен краткий перечень действий, именуемых опасным вождением:
- игнорирование чужого приоритета;
- «игра в шашки» при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты;
- «сидеть на хвосте» у движущегося впереди ТС;
- несоблюдение бокового интервала;
- «учительское» торможение, не имеющее отношение к предотвращению ДТП;
- препятствование обгону.
Данный перечень действий водителей, призванных понимать как опасное вождение, рассмотрен в статье Как действовать в опасной ситуации в том ключе, как целесообразно реагировать на возникновение опасной ситуации на дороге.
А сейчас предлагаю разобраться в том, как возникает опасная ситуация, и что такое опасная ситуация в рамках дорожного движения.
Есть смысл обратить внимание на то, что перечисленные выше действия (подрезал, не уступил, не дал обогнать и т.д.) с точки зрения закона будут считаться опасным вождением только при совокупном соблюдении следующих условий:
- в случае их неоднократного повторения (если случилось одноразово — по закону не считается опасным);
- если из-за тех действий создается угроза жизни или здоровью участников, а также причинение разного рода материального ущерба.
Тем не менее, те же самые действия, исполненные единожды, все равно «напрягают» обстановку, поскольку опасность на дороге, так или иначе, создается.
Возникновение опасной ситуации
Что такое аварийно опасная ситуация и как она возникает?
Опасной считается ситуация, в результате которой создается угроза жизни или здоровью людей, либо угроза причинения материального ущерба людям или организациям.
Понятное дело, что вопрос безопасности многогранен. В результате действий дорожных рэкетиров тоже создается угроза жизни и благополучию, но сейчас не тот случай. Рассматриваем только дорожное движение.
Как возникает аварийно опасная ситуация на дороге? Поскольку, у нас речь идет о дорожном движении, то будем исходить из действий участников, его составляющих.
Участниками дорожного движения являются лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства (пункт 1.2 ПДД).
Транспортным средством управляет водитель — участник дорожного движения.
Управляя адекватно технически исправным транспортным средством, при должном соблюдении ПДД, возникновение опасной ситуации, теоретически, сведено до минимума.
Если, при этом, и возникает какая-нибудь нестандартная ситуация (например, автомобилист после обгона не рассчитал точку возврата на свою полосу, и подрезал обгоняемого), то она разрешима, потому что контролируется всеми! участниками движения.
Совсем другое дело, когда в процессе движения кто-то нарушает ПДД, например, совершает резкое перестроение, особенно, если сие действие происходит под воздействием эмоций.
Имеет смысл рассматривать только те нарушения ПДД, которые связаны взаимодействием с другими участниками движения.
Например, не пристегнутый ремень безопасности — это нарушение, но оно не влияет на процесс движения.
А, к примеру, нарушение ПДД в виде невыполнения требования уступить дорогу ТС, у которого преимущество в движении, очень даже напрягает дорожную обстановку.
В случаях, когда в процесс вмешиваются эмоции, не всегда удается контролировать ситуацию. Один пример — в статье Его подрезали, а он не справился, другой пример — в статье Эмоции на дороге – плохой советчик.
Еще один хороший пример того, как возникает опасная ситуация на дороге, рассмотрен в статье Не пустил в свой ряд, но догнал его сзади.
Вокруг нас все время присутствует множество всевозможных раздражителей, которые вне плана вмешиваются в нашу жизнь, в том числе и на дороге.
Реакция на эти раздражители у людей неодинаковая. Одни люди воспринимают это спокойно, другие люди реагируют эмоционально
У психики есть такое свойство: когда «включаются» эмоции, то рациональный мозг как бы «отключается».
Этот вопрос обсуждается в статье Эмоции – плохой советчик на дороге. Там же объяснен рациональный подход к решению эмоциональной проблемы.
Вследствие эмоционального «вмешательства», поведение исполнителя становится непредсказуемым.
Не будем вдаваться в природу эмоциональных поступков. Важно понять, что такое может случиться в любом месте и в любое время, потому что в дорожном потоке участники движения меняются непрерывно.
Другой причиной неадекватного поведения, приводящего к возникновению опасной ситуации, может быть банальное ухудшение самочувствия, как, например, случается в жару.
В сильную жару или когда душно, в связи с потерей жидкости в организме кровь сгущается, и мозгу становится трудно «переварить» возникающую дорожную ситуацию, либо он «переваривает» ее медленно. Отсюда — поздняя реакция.
Поэтому ухудшение самочувствия может напрямую привести к возникновению опасной ситуации как для водителя, так и для окружающих его других участников движения.
Обычно, в какой-либо дорожной ситуации участвуют, как минимум, два транспортных средства.
Если в создавшейся обстановке на дороге (в любой) хотя бы один из участвующих контролирует ее (ситуацию), то она перестает быть опасной.
Хороший пример контроля дорожной ситуации ситуации есть в статье Поворот налево и обгон на перекрестке.
Если вы, наблюдая за изменением дорожной обстановки, предполагаете возникновение опасной ситуации (обычно она возникает, как говорят, на глазах), то вы к ней готовы (она не является для вас неожиданной), и способны заранее принять меры, чтобы не попасть в ДТП.
Такими мерами может быть банальное снижение скорости, смена курса (повернуть, объехать) либо интенсивное ускорение.
Если же опасность возникает для вас неожиданно, то это означает, что вы не были к ней готовы, не предположили, что может случиться нечто похожее.
И выход из таких неожиданных случаев оказывается 50×50. Либо ничего не произойдет, либо случится ДТП.
Чтобы повысить свою готовность, необходимо все время «мониторить» обстановку вокруг своего автомобиля, и следить за ее изменением. Как это делать — пример в статье Прогнозирование дорожных ситуаций.
На этом, ответ на вопрос, как возникают опасные (с точки зрения аварии) ситуации, можно считать оконченным.
В следующей, второй части общей темы «как избежать опасные ситуации на дорогах», порассуждаем о том, как действовать в опасных ситуациях в процессе движения.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной противоаварийной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «возникновение опасных ситуаций» предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Как действовать в определенных ситуациях на дороге;
Куда смотреть за рулем, чтобы не попасть в ДТП;
Почему важно соблюдать дистанцию;
Если вас подрезали на дороге;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий