Выезжая на главную, будь осторожен


6 комментариев

1-я статья из 9 в серии Главная дорога

В дополнение к статье Проезд нерегулируемых перекрестков, речь пойдет о безопасном выезде на главную дорогу с второстепенной дороги в ситуации, когда вы подъезжаете к перекрестку вторым или третьим, т.е. не первым.

Безопасный выезд на главную дорогу – в том смысле, чтобы не столкнуться с автомобилем, который находится впереди вас.

Обстановка получается следующая: вы по второстепенной дороге приближаетесь к нерегулируемому перекрестку (как вариант, выезжаете с АЗС в городской черте), а впереди вас, в ожидании проезда уже стоит другой автомобиль.

Неважно, в каком направлении он поедет. Но для того, чтобы ситуация была более понятной, рассмотрим поворот направо обоих автомобилей.

Предположим, вам в этом месте нужно повернуть направо, и автомобиль, находящийся впереди вас, стоит и «ловит» момент для поворота – его водитель пропускает поток машин, едущих слева по главной дороге. У него «мигает» указатель правого поворота.

Поворот направо

Ситуация с таким взаимным расположением машин встречается очень часто, и не случайно для примера выбран именно поворот направо. Это может случиться на перекрестке, на выезде из двора, АЗС и в других местах.

Поворот направо считается несложным в выполнении, и к тому же менее опасным, в сравнении с другими маневрами, такими, как поворот налево или разворот. Тем не менее, ситуация нередко заканчивается следующим образом.

 

Водитель автомобиля, который располагается впереди вас, «поймав» момент для выезда, начинает движение через перекресток (или любое другое пересечение), т.е. трогается.

Он еще не выехал на главную дорогу, а только начал движение. Вы, разумеется, смотрите налево, оцениваете обстановку и прикидываете, успеете ли заехать на перекресток вслед за «передним» автомобилем, или не успеете, и начинаете движение вслед за ним.

О соблюдении дистанции в этот момент, как правило, никто не думает – есть некая одержимость желанием быстрее проехать через этот участок, чтобы не томиться в ожиданиях.

Вдруг водитель «переднего» автомобиля в чем-то засомневался, резко жмет на тормоз и останавливается.

А вы в этот момент смотрите налево, в мыслях одно — успею проехать! и ваш автомобиль в этот момент движется. Передний автомобиль уже стоит, а ваш движется!

Что обычно происходит в таких случаях? Если дистанция очень маленькая (а чаще всего это так и есть), то непременно случается наезд на остановившийся автомобиль, по-другому, легкое ДТП.

В таких ситуациях в ДТП виновен всегда водитель того автомобиля, который находился сзади (это выглядит как несоблюдение дистанции — пункт 9.10 ПДД).

Как избежать столкновения в подобных ситуациях?

В общем процессе движения естественным образом возникает необходимость плановых (или технологических) остановок, например, перед светофорами, пересечениями (наш случай), в пробках, и т.д.

При контроле дистанции во время плановых остановок в дорожном потоке есть смысл учитывать не только случайность наезда сзади, но и возможность объехать стоящий впереди автомобиль.

А если в месте остановки имеется даже незначительный подъем относительно горизонтального профиля дороги, то дистанцию до передней машины нужно оставлять чуть больше.

Это необходимо на тот случай, если во время старта (трогания с места), передний автомобиль покатится назад.

В подобных случаях оптимальной дистанцией до «переднего» автомобиля считается расстояние, когда вам, водителю, со своего места видно пятно контакта задних колес с дорогой у впереди стоящей машины.

А вот, о том, как рассчитать безопасную дистанцию в процессе движения, изложено в статье Почему важно соблюдать дистанцию.

Поворачивая на главную дорогу направо, важно и нужно смотреть по сторонам, особенно если поток машин на главной дороге очень плотный.

Но если перед вами в этот момент находится другой автомобиль, то в первую очередь, следите за ним и контролируйте дистанцию до него.

Обстановку с боков вашей машины и ситуацию на дороге оставьте для бокового зрения, периодически обращая туда основной взгляд.

 

Как только «передний автомобиль» выедет на перекресток, т.е. проезд для вас освободится, вот теперь уже можно свободно смотреть и налево, и направо, и ждать свое «окно» чтобы выехать на главную дорогу.

Аналогично (когда перед вами есть другой автомобиль, и он едет туда же, куда и вы) осуществляется выезд на главную дорогу в других направлениях.

Это может быть как поворот с второстепенной дороги, так и выезд с прилегающей территории.

Сначала следите за дистанцией до «переднего» автомобиля, а затем уже крутите головой по сторонам, глядя налево и направо.

Поворот направо с второстепенной

Это правило актуально и там, где дорожная развязка в местах слияния дорог не имеет полосы разгона (полоса разгона обозначается дорожной разметкой 1.8).

В таком случае автомобилист, выезжая с развязки на главную дорогу, прежде чем въехать в поток машин, вынужден остановиться и пропустить транспортные средства (уступить им дорогу), которые движутся по главной дороге.

Есть смысл контролировать дистанцию до него, дождаться, пока не освободится проезд для вас, и после уже отвлечься для контрольного обзора по сторонам.

Несмотря на кажущуюся простоту, выезд на главную дорогу с поворотом направо может скрывать и другие подводные камни.

Они обсуждаются в статье Поворот направо на главную дорогу.

Подводим итог. Когда вы оказываетесь в подобных ситуациях, о которых речь шла выше, помните: до того, пока перед вами не будет свободен выезд на главную дорогу, все внимание на автомобиль, который находится впереди вас.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «выезд на главную дорогу» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Движение в потоке;
Еще раз о дистанции;
Как безопасно выехать на главную дорогу;
Как безопасно выехать на главную дорогу (продолжение);
Куда смотреть за рулем, чтобы не попасть в ДТП;
Поворот по главной дороге.

Будьте внимательны на дороге.

Навигация по серии статейЧерез перекресток по главной дороге >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

6 комментариев

  1. Татьяна

    05.11.2014 22:41

    Я, выезжая со второстепенной дороги на главную на нерегулируемом перекрестке, встаю в крайний левый ряд. Рядом со мной справа встает другой автомобиль, также намереваясь повернуть налево.

    Когда появляется возможность выехать на главную дорогу оба автомобиля выезжают одновременно и создают опасную ситуацию, намереваясь въехать на одну и ту же полосу. Кто кому должен уступить дорогу?

  2. Сергей Д.

    06.11.2014 12:14

    Здравствуйте Татьяна.

    Давайте исходить из возможных вариантов развития ситуации в данном случае.

    Нерегулируемый перекресток. Вы с второстепенной дороги намереваетесь повернуть налево – занимаете крайнее левое положение на «своей» проезжей части, и рядом с вашим автомобилем, справа, встает другой автомобиль.

    Вы, как водитель, глядя на него со своего места, еще не знаете, в каком направлении он поедет — он также в ожидании момента въезда на перекресток.

    Появляется «окно», вы начинаете движение и тут выясняется, что автомобиль справа, также как и ваш, намеревается повернуть налево, т.е. выезжая на пересечение, возможно, чуть раньше вас, он начинает теснить ваш автомобиль с правой стороны, таким образом «выдавливая» его на встречную полосу той дороги, на которую вы оба выезжаете. Водитель машины справа нарушает пункт 8.5 ПДД, но тем не менее, ситуация уже сложилась.

    Как поступить в этом случае? Однозначного решения здесь нет. Если нарушитель выехал на перекресток чуть раньше и начал вас подрезать, то в целях безопасности, лучше его пропустить вперед – это не займет много времени, зато сохранит ваши нервы.

    Если первым на перекресток выедет ваш автомобиль, то старайтесь повернуть налево по короткой дуге, т.е. ближе к середине дороги, на которую выезжаете (в данном случае – главной дороги).

    Правило «помеха справа» здесь неуместно, потому как в данном случае автомобиль, что находится справа, выезжает на перекресток с нарушением требования перед маневром заранее занять соответствующее место на проезжей части.

    Поворот налево на нерегулируемом перекрестке

    Но этот момент, к сожалению, может явиться лазейкой для юристов, в случае спора при определении виновного в ДТП. Мол, не перестроился заранее – за это штраф, а то, что ему не уступили дорогу при обоюдном перестроении, то это уже не его вина.

    После подобной трактовки, виновным окажется автомобиль, который находился слева и ехал по Правилам.

    К сожалению, подобные случаи нарушений нередки, особенно в часы пик. Будьте внимательны.

  3. Руслан

    13.02.2018 22:23

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, при выезде на главную дорогу, автомобиль передо мной включил поворотник налево. Я поворачивал направо, и объехал его.

    Автомобиль, впереди стоящий, «передумал» поворачивать, ввел меня в заблуждение, и итог — ДТП. Мои дальнейшие действия? Спасибо.

  4. Сергей Д.

    14.02.2018 12:54

    Здравствуйте Руслан.

    Что означает «мои действия»? Если столкнулись, нужно оформлять происшествие. Вероятно, вы хотели спросить, кто в этом случае виноват в ДТП?

    Словесного объяснения тут недостаточно, нужно смотреть на месте, каким образом он ввел в заблуждение, каким путем вы объехали своего оппонента, как именно произошло столкновение.

    Причины ДТП есть формальные, которые заносят в протокол, и есть настоящие, т.е. те, по которым на самом деле происходят ДТП.

    В помощь статья Причины возникновения ДТП.

  5. Елена

    20.07.2022 01:29

    Здравствуйте. Я ехала по второстепенной, автомобиль двигался за мной по однополосной дороге.

    При выезде на главную по знаку поворот направо, заняла место посреди полосы и стала смотреть налево.

    В этот момент тот автомобиль объехал меня справа, и начал выезд на главную со мной одновременно.

    В результате ДТП. Налицо автоподстава, он мне пояснил что я оставила много места, и он не был уверен что я хочу ехать.

    Есть возможность доказать подставу, если есть видео, или заведомо невозможно, поскольку не заняла крайнее правое положение?

  6. Сергей Д.

    20.07.2022 12:26

    Здравствуйте Елена.

    Знак 4.1.2 «Движение направо» (если я правильно понял) подразумевает единственное направление движения на перекрестке.

    Ваш автомобиль перед поворотом направо не занял крайнее правое положение. Между вашим авто и краем проезжей части смог проехать «целый!» автомобиль.

    См. статью Крайнее положение на проезжей части.

    Этот факт позволяет вашему оппоненту объяснить свои действия так, как угодно ему. При этом, фраза «... не был уверен, что вы хотите ехать» выглядит с его стороны очень неубедительно. Это пиар, не более того.

    С другой стороны, иного направления движения, кроме как направо, не предусмотрено, поэтому повернуть не запрещается со всей ширины единственной, как вы утверждаете, полосы.

    В таком случае играет роль расположения ТС на проезжей части. Ваш оппонент после объезда оказался справа от вас, поэтому у него был приоритет, как у «помехи справа».

    Я рассуждаю в общих чертах о том, что может повлиять на решение в этом деле, потому что у меня нет конкретной картинки ситуации.

    Была ли это подстава, не возьмусь утверждать, возможно, он банально хотел проехать быстрее вас, но не сумел.

    Совсем другое дело, КАК он вас объехал? По проезжей части, или по обочине (если она была)?

    Если вы считаете, что ваш оппонент сделал это намеренно, есть факт нарушения им ПДД, и у вас есть на то доказательство (видео), то можете заявить свою точку зрения, и вина в ДТП, скорее всего, будет обоюдной.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.