Обгон на опасном повороте


Комментариев нет

6-я статья из 10 в серии Обгон

Вопрос читателя: В пункте 11.4 ПДД есть требование, означающее, что обгон запрещен «в конце подъема, на опасных поворотах и других местах с ограниченной видимостью».

Запрет на обгон в конце подъема обоснован ограниченной видимостью, которая создается переломом дороги.

А вот, например, если взять обгон на повороте.

Перед левым открытом поворотом дороги, при отличной видимости примерно на 500 метров и более, может стоять знак «Опасный поворот», но этот участок не является местом с ограниченной видимостью.

Получается так, что запрет обгона на левом повороте дороги (на изгибе дороги) не имеет под собой основания, т.е. с точки зрения здравого смысла ему ничего не препятствует.

Но если на левом повороте дороги установлен знак «Опасный поворот», то запрет на обгон существует. Можете это прокомментировать?

Ответ. Запрет на обгон на повороте дороги начинается не от места установки знака «Опасный поворот», а от начала опасного участка.

Если действо происходит вне населенного пункта, и отсутствуют другие условия, запрещающие обгон (например, сплошная «осевая» линия разметки), у вас есть 150-300 метров, чтобы выполнить или завершить обгон.

Подробности — ниже.

Действительно, когда дорога поворачивает (делает изгиб) налево, то вам, как водителю обгоняющего автомобиля, ничто не ограничивает видимость встречной полосы — вся дорога впереди по движению у вас перед глазами.

Если дорога впереди свободна, и отсутствуют знаки и (или) дорожная разметка, запрещающие обгон, то юридических ограничений для обгона нет.

Ключевая фраза в этих обстоятельствах (когда дорога поворачивает налево) — «отсутствуют знаки или разметка, запрещающие обгон».

Когда перед поворотом НЕ установлен знак 3.20 «Обгон запрещен», «осевая» линия дорожной разметки прерывистая или она отсутствует, то обгонять на повороте (на изгибе) дороги не запрещается.

Обгон разрешен

Но если есть возможность поразмыслить, то рассуждения сводятся к классическому варианту, в котором рассматривается почти идеальный изгиб на открытой местности, и желательно без дорожной разметки, почти как на фото, расположенном выше.

 

В реальности же, каждый участок дороги конкретен и имеет свои особенности. Изгибы (закругления) дороги могут быть затяжными, неравномерными, с переменчивым рельефом и растительностью по бокам дороги. Могут присутствовать строения.

Условия, запрещающие обгон, т.е. выезд на встречную полосу, это наличие знака 3.20 «Обгон запрещен» и (или) наличие сплошной «осевой» линии разметки 1.1.

Обгон запрещен

На фото виден установленный за 150-300 метров (это правило установки предупреждающих знаков) до поворота знак 1.11.2 «Опасный поворот», а далее, за ним установлен знак 3.20 «Обгон запрещен» вместе со знаком ограничения скорости, указывающий, что обгон на опасном повороте запрещен.

Знаки 1.11.1-1.12.2 «Опасный поворот» и 3.20 «Обгон запрещен», устанавливают на отрезке дороги при недостаточных условиях видимости встречного автомобиля.

Недостаточные условия видимости встречного автомобиля — это такие, когда встречный автомобиль, прячась за рельефом местности за поворотом, может появиться в зоне видимости внезапно и на очень близком расстоянии.

Например, по ГОСТу, при скорости движения 90 км/ч минимальное расстояние видимости встречного автомобиля, обеспечивающее безопасность движения, должно быть не менее 300 метров. При скорости 60 км/ч — соответственно, не менее 170 метров.

А поскольку два автомобиля движутся навстречу друг другу, обгоняющий водитель может не успеть или не смочь безопасно вернуться на свою половину дороги. Чтобы этого избежать, обгон на опасных поворотах запрещается.

И еще нужно учесть, что предупреждающие знаки устанавливают не в начале опасного участка, а на некотором расстоянии до него: в населенном пункте от места установки до начала действия знака 50-100 метров, вне населенного пункта — 150-300 метров (пример на верхнем фото).

Это означает, что увидев впереди по движению знак «Опасный поворот», непосредственно сам опасный участок начнется не сразу, а через некоторое расстояние.

Но поскольку обгон на опасном повороте запрещен пунктом 11.4 ПДД, на этом участке знак 3.20 «Обгон запрещен» устанавливают не всегда, а наносят «осевую» сплошную линию разметки 1.1, которая запрещает выезд на встречную полосу.

Сплошная

Если же в месте поворота будет установлен знак 3.20 «Обгон запрещен» (разметка может стереться от времени), то запрет на обгон действует по обе стороны дороги.

НЕ бывает так, что в одну сторону обгон запрещен, а в обратную, т.е. навстречу, он не запрещен.

 

Подводя итог, обгон на опасном повороте запрещается не по причине установленных знаков «Опасный поворот», а потому что в этом месте существует реальная возможность столкновения со встречным автомобилем по причине его ограниченной видимости.

Кажущаяся возможность безопасного обгона на повороте (изгибе) дороги с одной ее стороны (например, когда от вас дорога поворачивает налево и весь изгиб дороги оказывается у вас перед глазами) полностью перечеркивается, когда вы едете со встречного направления (т.е. теперь от вас дорога поворачивает направо).

Приступая к обгону в случае, когда дорога «уходит» вправо, нужно учесть, что обзор некоторого ее участка будет скрываться за обгоняемым автомобилем (возможно, это будет большой автомобиль), что всегда небезопасно.

Такой расклад нужно понимать и в том случае, если обгон на повороте дороги направо ничем не запрещен: когда есть физическая возможность обогнать, и ПДД эту возможность не запрещают.

Отсюда можно сделать вывод, что любые ограничения на дороге следует воспринимать не как ущемление прав, а как необходимость обратить внимание на возможную опасность.

На этом комментарий по теме «обгон на повороте дороги» можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «обгон на повороте» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности движения по дорогам предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД;
Правила обгона и ошибки при его выполнении;
Нужно повернуть налево, а сзади поджимают;
Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют;
Поворот налево и обгон на перекрестке;
Обгон поворачивающего.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Обгон во время разворотаОбгон «паровозиком» (продолжение) >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.