Дорожные ситуации. Движение по полосам
Цель статьи – обратить внимание на необходимость постоянного контроля обстановки вокруг вас, и прогнозирования дорожной ситуации. Что это означает?
Это значит, что видя какую-то интуитивно понятную ситуацию впереди на дороге, еще следует предполагать возможное развитие этой ситуации.
Процесс описан в статье Прогнозирование дорожных ситуаций. Дело в том, что нередко случай развивается как бы не по сценарию.
Предположим, что впереди вас движется автомобиль. Вы предполагаете один вариант действий его водителя, а он, в свою очередь, поступает совершенно по-другому, неожиданным для вас образом.
И вот эти самые «неожиданные варианты», как раз, и следует предусмотреть. Обычно, это бывает несложно, т.к. «вариантов» всегда немного.
Но если этого не делать, то ситуация может выйти из-под вашего контроля. И поскольку автомобиль движется, а расстояние сокращается, у вас может не остаться времени, чтобы суметь избежать ДТП.
Для наглядного представления выше написанного текста предлагаю посмотреть небольшое видео.
На нем запечатлен один из вариантов неверной оценки дорожной ситуации. Ущерб, в итоге, оказался незначительным, но факт происшествия имел место быть.
Посмотрите короткий видеоролик. Объезд на перекрестке остановившегося автомобиля. «Регистратор» и свидетель, и участник.
Перед перекрестком «висит» знак 5.15.1 «Направления движения по полосам», на котором указано:
с левой и средней полосы разрешено движение только «прямо», с крайней правой полосы — «прямо или направо». Т.е. поворот налево (по ходу движения) в этом месте запрещен.
«Регистратор» подъезжает к перекрестку по средней полосе. В крайней левой полосе, выехав на пересечение, стоят три автомобиля. На светофоре «горит» зеленый сигнал.
Обстоятельства таковы, что первый авто из этой «тройки» «мигает» поворотником «налево», а стоящим позади него машинам нужно ехать «прямо», как в этом случае требуют ПДД.
Тот автомобилист, который поворачивает налево, нарушает требование знака 5.15.1, но нам сейчас важно не его нарушение, а следствие, которое данное нарушение повлечет.
Т.е., если сказать другими словами, то один участник движения совершает некий поступок, а другой участник на него как-то реагирует, либо игнорирует, и проезжает как бы не замечая того, что происходит.
«Регистратор» приближается к перекрестку, видит всю эту ситуацию, поскольку она перед глазами, и далее происходит следующее.
Водитель второго, по счету, автомобиля (Форд) видимо понял, что ждать проезда можно долго, и решает его объехать на перекрестке с правой стороны.
Места для этого маневра было достаточно, средняя полоса (по которой движется регистратор) была свободна. Водитель «Форда» выехал на среднюю полосу, и что он сделал? – он остановился.
По какой причине он остановился в данном случае неважно, но суть в том, что «регистратор» этого не ожидал. А раз он не ожидал, то оказался к этому просто не готов.
Ведь, по логике, если объехал (а дальше дорога свободна), то должен поехать дальше, не задерживая движение на перекрестке. Но оказалось не так. Т.е. предположение НЕ подтвердилось.
«Регистратор» не предусмотрел, что водитель «Форда» может по каким-то причинам внезапно прекратить движение. В итоге, он не рассчитал свой остановочный путь, и врезался в того сзади.
Логика подсказывает, что водитель «Форда» что-то очень хотел сказать нарушителю, но «регистратор» его прервал. Да, в нашем мире многим есть что сказать, и еще больше тех, кто не дает этого сделать.
Формальные причины, по которым случилось ДТП, в этой ситуации понятны: водитель «Форда» затормозил, а «регистратор» — не успел, и врезался в остановившийся «Форд».
При детальном разбирательстве рассмотрят другие «детали» происшествия, например, что водитель «Форда», при выезде из своего ряда, должен был уступить «регистратору» (пункт 8.9 ПДД).
Таким образом, итоговый расклад, кто прав, а кто виноват, может не оправдать ваших ожиданий.
Поэтому, есть глубокий смысл изначально стараться прогнозировать ситуацию, и не допустить ДТП. Настоящие причины, по которым случаются аварии, описаны в статье Как избежать ДТП.
В любом дорожном случае любое транспортное средство может остановиться по абсолютно любым причинам. Ваши действия должны исходить из той ситуации, в которой вы находитесь.
Пространственно, нужно смотреть и вперед, и назад. Соответственно, прежде чем давить на тормоз, необходимо заранее! смотреть в зеркало заднего вида. Бывают случаи, в которых лучше не тормозить.
Точно так же, двигаясь у кого-то «на хвосте» есть смысл учитывать вероятность его внезапного снижения скорости или остановки. Поэтому свою безопасную скорость и дистанцию следует выбирать в соответствии с конкретной обстановкой.
Рекомендую к прочтению две статьи: Что такое безопасная скорость и Почему важно соблюдать дистанцию.
Большинство аварий случается по причине того, что, принимая решение, один автомобилист думает или предполагает одно, а второй действует совершенно другим образом. Наш случай — тому пример.
Позднее, после того, как случится ДТП, они объясняют примерно так: я думал, что он повернет, я думал, что он видит, я думал, что он притормозит, и прочие «я думал …».
Смысл в том, что не нужно думать. Нужно смотреть на реальность, видеть ее и действовать исходя из этой реальности.
Если ситуация до конца не ясна, значит, спешить не нужно. Целесообразно заранее снизить скорость, и задержаться на минуту или чуть больше, а то и меньше. Это лучше, чем позднее сочинять оправдания.
На этом разбор дорожной ситуации «объезд на перекрестке» можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «объезд на перекрестке» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Перестроение (смена полосы) на перекрестке;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Перестроение на перекрестке. Приоритет;
Как не приехать в чужой задний бампер;
Что такое безопасный маневр;
Перестроение в потоке.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий