Разворот на перекрестке. Задний ход


Комментариев нет

4-я статья из 10 в серии Разворот

Вопрос. При развороте на перекрестке не хватило места для разворота (уперся в бордюр).

Двинулся назад, чтобы отъехать и завершить разворот, сзади в этот момент едет другая машина, поворачивает с этой же полосы, что и я.

Эта машина не дает мне закончить разворот, я сдаю назад и происходит ДТП. Кто виновен?

Ответ. Сначала есть смысл дать короткий ответ на поставленный вопрос, а после рассмотреть эту ситуацию подробнее.

1. Кто виноват в ДТП при движении задним ходом
2. Движение задним ходом на перекрестке
3. Штраф за движение задним ходом на перекрестке

Кто виноват в ДТП при движении задним ходом

Когда в действиях водителей, предшествовавших ДТП, присутствует движение задним ходом, то в ДТП виновен тот из них, который сдавал назад.

Пункт 8.12 ПДД разрешает движение задним ходом при условии, что оно не создаст помех другим участникам движения. Этот же пункт запрещает движение задним ходом на перекрестке.

Вы сдавали назад на перекрестке (запрещенный ПДД маневр), а ваш попутчик двигался передним ходом (он поворачивал налево).

Таким образом, вина в ДТП ваша, потому что вы нарушили ПДД дважды: осуществили запрещенный маневр на перекрестке (движение задним ходом), не обеспечив его безопасную реализацию.

Теперь, насчет того, что ваш попутчик не дал вам закончить разворот.

 

Начнем с того, что по зеленому сигналу вы заехали на перекресток для осуществления какого-то маневра (проехать прямо, повернуть направо, налево или развернуться). В вашем случае это был разворот.

Сзади вас на каком-то расстоянии ехал ваш попутчик. Он также заехал на тот же разрешающий сигнал, как вы.

Если вы за время своего зеленого сигнала светофора не успеваете завершить свой маневр, то после перемены сигналов пункт 13.7 ПДД дает вам возможность выехать с перекрестка.

Водители других транспортных средств, которые ждут на пересекаемой дороге, и начинают движение на свой разрешающий сигнал, в соответствии с пунктом 13.8 ПДД обязаны вам не препятствовать.

Другими словами, когда для ТС на пересекаемой дороге включится зеленый сигнал, то они в соответствии с пунктом 13.8, обязаны дать вам возможность выехать с перекрестка.

Ваши попутчики в этой ситуации ничего вам не обязаны, кроме того, что каждый водитель должен принять меры для того, чтобы избежать ДТП.

Но о том, что такое «принять меры для того, чтобы избежать ДТП» в Правилах прописано расплывчато.

Что-то более-менее доступное для понимания указано в пункте 10.1 (скорость), а в пункте 9.10 еще говорится о соблюдении дистанции и интервала.

А поскольку ваш попутчик не обязан был вам уступать дорогу, то его юридической вины в этом ДТП как бы нет. Есть его собственная неосмотрительность, не более того. За это он и попал в ДТП вместе с вами.

Подробно о настоящих причинах, по которым случаются аварии, есть в статье Причины возникновения ДТП.

Далее обсудим задний ход на перекрестке.

Движение задним ходом на перекрестке

Собственно, правомерность движения задним ходом на перекрестке рассмотрена выше.

В пункте 8.12 ПДД четко прописано, что движение задним ходом на перекрестке запрещено при любых условиях, т.е. даже не оговариваются какие-либо случаи:

«Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. …

… Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил».

Если не обращать внимание на нарушение ПДД (задний ход на перекрестке), то причиной столкновения в нашей ситуации послужило два обстоятельства:

  • один водитель (автор вопроса) не видел ситуацию сзади своего авто, когда двигался назад;
  • второй водитель (который находился сзади автора) не увидел фактического движения назад со стороны оппонента, либо не обратил на это внимание.

Это, собственно, и послужило причиной аварии в этой ситуации.

 

Вы принимаете решение, как действовать, на основании той информации и обстановки, которую вы видите на дороге, или имеете возможность увидеть и проанализировать.

Задний ход, и тем более, задний ход на перекрестке, эту возможность несколько ограничивает. Но со стороны эту ситуацию хорошо видно.

Поэтому, лучшим вариантом чтобы не попасть в ДТП в этом случае, будет решение просто не «лезть» под сдающего назад, тем более что время проезда перекрестка ограничено «длиной» зеленого сигнала светофора.

Другим вариантом избежать ДТП может послужить банальная подача звукового сигнала. Это не запрещено, но чтобы своевременно посигналить, необходимо увидеть! происходящее, и сориентироваться.

См. статью Применение звукового сигнала.

Другая, не менее опасная, ситуация может возникнуть, когда вы разворачиваетесь на грани смены сигналов светофора, а другой авто стартует на желтый сигнал, не дождавшись своего зеленого.

Автомобиль стартует на желтый сигнал (раньше времени) с пересекаемой дороги, и закрывает дорогу для завершения вашего разворота. Пример на картинке ниже.

Разворот и старт на желтый

Во избежание ДТП в такой ситуации целесообразно прервать разворот и остановиться (затормозить), дальше – по ситуации. Если поспешивший оппонент сам отъедет назад, тогда после этого можно завершить свой разворот.

Если он «упрется» и не захочет, либо не сможет сдать назад (например, его сзади подопрет другой автомобиль), тогда придется отъехать назад самому, поскольку, все равно нужно выехать с перекрестка.

Старт на желтый сигнал – это нарушение пункта 6.2 ПДД – проезд на запрещающий сигнал светофора (ст. 12.12 ч. 1 – штраф 1000р). В случае ДТП виновен будет нарушитель (по крайней мере, так должно быть).

Как максимально обезопасить себя в похожих ситуациях.

Техника безопасности выполнения разворота изложена в соответствующих статьях: Выполнение разворота Часть 1 и Часть 2.

Место для этого маневра целесообразно выбирать исходя из габаритов своего транспортного средства и его радиуса разворота.

Если, исходя из обстановки, возникают какие-либо сомнения в том, что разворот пройдет безопасно, то лучше поискать для него другое место, например, вне перекрестка.

Если вы недостаточно хорошо представляете себе маневренность вашего автомобиля, тогда есть смысл потренироваться на какой-либо ограниченной площадке или на территории автодрома.

Традиционные упражнения Змейка и Разворот очень способствуют приобретению ощущения габаритов собственного автомобиля. В статье Хватит ли места для разворота описано, как определить сколько нужно места, чтобы развернуться.

Штраф за движение задним ходом на перекрестке

Если все же довелось оказаться в такой ситуации, что не вписались в разворот, и придется включить задний ход на перекрестке, то неплохо бы сначала осмотреться, т.е. поиметь обзорность ситуации сзади вашего автомобиля.

Ну а, заметят нарушение или не заметят, это уже другой вопрос. На момент публикации за движение задним ходом на перекрестке, и вообще в местах, где такое движение запрещено, предусмотрен штраф по ст. 12.14 ч. 2 КоАП — 500р.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей ситуацией, мы с вами ее разберем, и проведем «работу над ошибками».

В продолжение темы «задний ход на перекрестке», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Разворот на перекрестке с разделительной полосой и пункт 8.6 ПДД;
Ситуация разъезда с автомобилем, выполняющим разворот;
Разворот на перекрестке по главной дороге;
Разворот на Т-образном перекрестке;
Причины возникновения ДТП;
Разворот вслепую.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Разворот на перекрестке по главной дорогеРазворот вне перекрестка. Приоритет >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.