Разворот на перекрестке. Задний ход

, Комментариев нет

4-я статья из 9 в серии Разворот

Вопрос. При развороте на перекрестке не хватило места для разворота (уперся в бордюр). Двинулся назад, чтобы отъехать и завершить маневр, сзади в этот момент едет другая машина, поворачивает с этой же полосы, что и я. Эта машина не дает мне завершить разворот, я сдаю назад и происходит ДТП. Кто виновен?

Ответ. Начнем с того, что по зеленому сигналу вы заехали на перекресток для осуществления какого-то маневра (проехать прямо, повернуть направо, налево или развернуться). В вашем случае это был разворот. Обязанность дать вам завершить свой маневр (любой маневр) и выехать с перекрестка существует только у машин, которые ждут на пересекаемой дороге своего разрешающего сигнала.

Другими словами, когда для машин на пересекаемой дороге загорится зеленый сигнал, то они в соответствии с пунктом 13.8, обязаны дать вам возможность выехать с перекрестка.

 

Ваши попутчики в этой ситуации движутся в соответствии со своими намерениями и ничего вам не обязаны, кроме того, что абсолютно у всех участников движения существует, так сказать, общая обязанность принять все меры для того, чтобы избежать ДТП. Но данная обязанность прописана в Правилах довольно расплывчато, что-то более-менее доступное для понимания указано в пункте 10.1, а в пункте 9.10 еще говорится о соблюдении дистанции и интервала.

Движение задним ходом на перекрестке

В Правилах, в пункте 8.12 четко приписано, что движение задним ходом на перекрестках запрещено при любых условиях, т.е. даже не оговариваются какие-либо случаи:

«Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. …

… Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил».

Поскольку в ситуации движения задним ходом на перекрестке было совершено столкновение, то виноват в первую очередь будет участник, который сдавал назад, поскольку имеется прямое нарушение пункта 8.12.

Степень вины второго участника, который поворачивал налево и оказался сзади, другая, она заключается в том, что он не увидел, не предположил такой исход, не понял ситуацию, либо решил, что все обойдется. Но это та самая «вина», за которую ничего не предъявишь – фактического нарушения пдд с его стороны не было.

Тем не менее, несмотря на то, что он, как бы, не виноват, автомобиль ему все равно придется ремонтировать.

Как не попадать в подобные ситуации. Что касается выполнения разворота, то техника его безопасности изложена в соответствующих статьях: Выполнение разворота Часть 1 и Часть 2. Место для этого маневра целесообразно выбирать исходя из габаритов транспортного средства и его радиуса разворота. Если возникают какие-либо сомнения, то лучше поискать для разворота другое место, например, вне перекрестка.

Если вы недостаточно хорошо представляете себе маневренность вашего автомобиля, тогда есть смысл потренироваться на какой-либо ограниченной площадке или на территории автодрома. Традиционные упражнения Змейка и Разворот очень способствуют приобретению ощущения габаритов собственного автомобиля.

По большому счету, столкновение машин в нашей ситуации произошло по причине того, что, отбросив в сторону нарушение пдд, один водитель не видел ситуацию сзади, когда двигался назад, а второй не увидел факта самого движения назад с его стороны, либо не обратил на это внимание. Это, собственно, и послужило причиной аварии в этой ситуации.

Решение принимается на основании той обстановки, которую водитель видит на дороге, или имеет возможность увидеть и проанализировать. Движение задним ходом эту возможность несколько ограничивает. Но со стороны ситуацию неплохо видно, поэтому лучшим вариантом помочь в этой ситуации будет решение просто не мешать сдающему назад, и не «лезть» под него, тем более что время проезда перекрестка ограничено «длиной» зеленого сигнала светофора.

Еще одна не менее опасная ситуация может возникнуть когда разворот выполняется на грани смены сигналов светофора. Один автомобиль совершает разворот, места на перекрестке вроде бы достаточно, но с поперечной дороги вдруг другой авто стартует на желтый сигнал, не дождавшись зеленого, т.е. раньше времени, и закрывает дорогу для завершения разворота.

Разворот и старт на желтый

Во избежание ДТП в такой ситуации целесообразно прервать разворот и остановиться (затормозить), дальше – по ситуации. Если поспешивший оппонент сам отъедет назад, тогда после этого можно завершить свой разворот.

Если он «упрется» и не захочет сдать назад (все-таки это перекресток, и там еще может быть пешеходный переход, на котором движение задним ходом также запрещено, либо его тоже сзади подопрет другой автомобиль и он не сможет сдать назад), тогда придется это сделать самому – ведь, выехать-то все равно нужно с перекрестка.

 

Старт на желтый сигнал – это нарушение пункта 6.2 – проезд на запрещающий сигнал светофора (ст. 12.12 ч. 1 – штраф 1000р). В случае ДТП виновен будет нарушитель (по крайней мере, так должно быть).

Штраф за движение задним ходом на перекрестке

Если уж довелось оказаться в такой ситуации, что не вписались в разворот на перекрестке, и придется сдать назад, то неплохо бы сначала осмотреться, т.е. иметь обзорность ситуации сзади вашего автомобиля. Ну а заметят нарушение или не заметят, это уже другой вопрос. На момент публикации за движение задним ходом на перекрестке, и вообще в местах, где такое движение запрещено, предусмотрен штраф по ст. 12.14 ч. 2 КоАП — 500р.

Будьте внимательны на перекрестках. И в дополнение к изложенному материалу по теме разворотов, рекомендую ознакомиться со статьями Разворот на перекрестке по главной дороге и Разворот на Т-образном перекрестке.

Навигация по серии статей<< Разворот на перекрестке по главной дорогеРазворот вне перекрестка. Приоритет >>

Это может быть интересно

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.