Здравствуйте, уважаемый читатель.
В этой статье обсудим вопрос читателя по теме «автомобиль и велосипедист во дворе» и возникающих между ними разногласиях в приоритете.
Вопрос: В жилых зонах ПДД обязывают водителей уступать дорогу пешеходам (пункт 17.1). Это требование действует и на дворовых территориях.
Если во дворе жилого дома пересекутся пути велосипеда и автомобиля, то у кого из них будет преимущество, у автомобиля или у велосипеда? Кто будет виноват если они столкнутся?
Ответ. Когда во дворе или жилой зоне возникает вопрос, касающийся приоритета между автомобилем и пешеходом, раздел 17 ПДД отдает преимущество пешеходам.
При этом, пешеходы, в свою очередь, не должны создавать необоснованные помехи движению транспортных средств во дворе.
На самом деле это преимущество формальное, но юридически — оно на стороне пешехода.
Пересев на велосипед, у «бывшего» пешехода возникает вопрос: у кого во дворе приоритет — у машины или велосипеда?
В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — это лицо, управляющее велосипедом, т.е. теоретически, он водитель, но официально — велосипедист.
Велосипедист — не пешеход, а водитель велосипеда. Пешеходом велосипедист станет только тогда, когда «спешится», и будет не ехать, а катить велосипед, т.е. идти рядом с ним.
А поскольку велосипед — это транспортное средство, то во дворе и жилой зоне движение велосипедистов подчиняется ПДД для ТС, и обособленного приоритета перед автомобилем, такого, какой есть у пешеходов, велосипедист НЕ имеет.
О правилах движения транспортных средств и пешеходов во дворах можно прочесть в статье Движение во дворах и жилых зонах.
Правила движения для велосипедистов изложены в разделе 24 ПДД: Дополнительные требования к движению велосипедистов, водителей мопедов и лиц, использующих СИМ.
Этот раздел разъясняет требования для велосипедов и мопедов в дополнение к основным пунктам Правил для транспортных средств.
На дворовых «перекрестках» знаки приоритета отсутствуют, на них действует правило «уступить помехе справа» (пункт 8.9 ПДД).
Соответственно, когда в этих условиях встречаются велосипед и автомобиль, и велосипед окажется помехой справа для автомобиля, тогда «двухколесный» имеет преимущество по отношению к этому автомобилю. Это в теории.
На практике редко кто во дворе станет сознательно уступать дорогу велосипедисту, именно как своей помехе справа.
Разве что, в случаях, когда велосипед явно может угодить под колеса автомобиля (других вариантов нет), либо ясно видно, что велосипедист ведет себя на дороге неадекватно.
Поэтому «двухколесным» следует быть повнимательнее в процессе разъезда с автомобилем, либо когда они ездят среди машин, находящихся во дворе. Это правда жизни для велосипедистов.
Другая правда жизни — для автомобилиста. Дело в том, что велосипед, чаще всего управляемый маленьким ребенком или подростком, во дворе может появиться на проезжей части, как говорят, из ниоткуда.
О существовании ПДД ребенок наверное слышал, но о чем в них написано, и как их применять, он не знает, что естественно.
Поэтому автомобилисту целесообразно контролировать ситуацию самому, и быть готовым избежать столкновения с велосипедом. В противном случае виновным почти всегда остается водитель, как управляющий транспортным средством повышенной опасности.
Во дворах скорость движения транспорта обычно небольшая, поэтому ДТП с тяжким исходом в таких местах это редкость. Но, как говорят, возможно всякое.
Если произойдет столкновение автомобиля с велосипедом по вине велосипедиста, т.е. водитель автомобиля не виновен, ПДД не нарушал, то водителя может ожидать только компенсация морального вреда, как человека, управляющего источником повышенной опасности.
Если произойдет столкновение автомобиля с велосипедом по вине водителя (в юридической практике оно трактуется как наезд), то ответственность для водителя автомобиля за это ДТП будет зависеть от тяжести нанесенного вреда велосипедисту:
- легкой и средней тяжести — административная ответственность (ст.12.24 КоАП РФ), плюс иск велосипедиста за моральный (материальный) ущерб;
- тяжкий вред или смерть пострадавшего — уголовная ответственность (ст.264 УК РФ), плюс иск за моральный (материальный) ущерб.
В ситуации с наездом на велосипед по логике закона виноват не тот, кто первым нарушил правила, а тот, кто не смог предотвратить наезд — водитель автомобиля.
Вот, собственно, ответ на вопрос «у кого во дворе преимущество: у велосипеда или автомобиля, и кто будет виноват, если велосипед и автомобиль столкнутся».
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «велосипедист во дворе» и ответов на вопросы по обеспечению собственной о безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Выезд с перекрестка и требование уступить дорогу пешеходам;
Как правильно садиться в машину и выходить из машины;
Разрешается ли остановиться на пешеходном переходе?
Применение звукового сигнала;
Задний ход на парковке;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий