Передний авто — на разворот, задний — налево


Комментариев нет

9-я статья из 10 в серии Разворот

Вопрос читателя. Я делаю разворот на перекрестке, а сзади меня машина поворачивает налево. Если мы столкнемся, то кто будет виноват?

Ответ. Ситуация, озвученная в вопросе, возникает в случае, когда для осуществления разворота вы углубляетесь в перекресток чуть дальше его условной середины.

Водитель, который едет позади вас, и поворачивает налево, должен уступить вам дорогу, но если вы далеко углубились в перекресток, он может попытаться успеть повернуть раньше, чем вы развернетесь.

Вполне возможно, что особенность вашего перекрестка не позволяет развернуться сразу, как только вы заехали на пересечение, т.е. сначала вам приходится делать «заход» вглубь пересечения.

Например, если это Т-образный перекресток, и вы заехали с «ножки» буквы Т, то придется сначала проехать чуть вперед, и потом развернуться. В противном случае может не хватить места для разворота.

Впрочем, если ваш автомобиль немалых размеров, то для разворота вам все равно придется делать «заход» вглубь перекрестка.

Рассмотрим, так сказать, общие свойства этой ситуации.

Вы въезжаете на перекресток, и планируете развернуться. Автомобиль, который едет сзади вас, совершает поворот налево.

И если этот «задний» автомобиль едет не вслед за вами, а как бы режет угол левого поворота, то пространственно он оказывается левее и чуть сзади вашего автомобиля.

В этом случае он обязан уступить вам дорогу, как своей помехе справа. Если вы с ним столкнетесь, то виноват будет он, как не выполнивший требование «уступить дорогу».

ПДД данную ситуацию не регламентируют, поэтому действует требование пункт 8.9 ПДД (уступить помехе справа). См. статью Помеха справа в ПДД.

В статьях Выполнение разворота. Часть 2 и Разворот на т-образном перекрестке эта ситуация упомянута как опасная, т.е. способная привести к ДТП.

Посмотрим на нее более подробно, так сказать, со сторон обеих участников.

Так как в любой ситуации всегда существует вероятность столкновения, то целесообразно ставить вопрос не «кто будет виноват», а как избежать столкновения в данном конкретном случае.

 

Для этого нужно контролировать дорожную обстановку вокруг автомобиля посредством зеркал заднего вида, поворотом головы и взгляда в нужную сторону.

Например, вы разворачиваетесь на перекрестке, смотрите вперед (вам нужно уступить дорогу встречным ТС), на дуге разворота смотрите и правее, и левее, на обстановку слева-сзади вашего автомобиля, поворачиваете голову туда-сюда.

Это необходимо для того, чтобы избежать случая, который описан в вопросе. Зеркала заднего вида не всегда могут дать полную картину того, что делается сзади вашего авто.

Поэтому, выехав на перекресток, для достоверности, что зеркала вас не обманывают, еще есть смысл быстро повернуть голову влево, и посмотреть влево-назад. Если опасности с левой стороны нет, можно смело продолжить разворот.

Если же вы увидите, что водитель, который едет сзади вашего авто, норовит срезать угол своего поворота (он пространственно будет слева-сзади вас), то есть смысл посигналить ему, ну или не препятствовать.

В целях избежать столкновения бывает целесообразно пропустить его вперед. В общем, нужно действовать по ситуации. После того, как произойдет ДТП, будет уже поздно выяснять, кто был прав, а кто не прав.

Ниже, на рисунке примерно изображен поворот налево и разворот (ситуация).

Подрез на развороте

Для того, чтобы развернуться на перекрестке в большинстве случаев нет смысла далеко углубляться в перекресток. Иногда бывает достаточно заехать ЗА пешеходный переход.

На пешеходном переходе разворот запрещается (пункт 8.11 ПДД). Ориентиром служит пешеходная «зебра» и знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход».

Когда вы разворачиваетесь по «короткой» дуге, то ситуация, озвученная в вопросе, просто не возникает, но есть вероятность того, что можно случайно проехаться по пешеходному переходу.

В случае фиксации этого нарушения, последует взыскание в виде штрафа за разворот на пешеходном переходе (ст. 12.14 ч.2 – 500 руб.).

 

Далее обсудим, как вам действовать в вышеупомянутой ситуации, если вы поворачиваете налево следом за «передним» автомобилем, совершающим разворот.

Перекресток, зеленый сигнал, впереди вас движется автомобиль и «мигает» левым «поворотником».

Вы, находясь сзади, эту картину видите, и предполагаете, что он повернет налево, но еще не можете точно знать, куда он поедет: то ли налево, то ли на разворот. Окончательно вам станет понятно по его траектории движения после его выезда на перекресток!

Иногда на перекрестке возникает возможность срезать угол левого поворота без нарушения ПДД, и таким образом выехать с перекрестка быстрее других, но делать это крайне НЕ рекомендуется.

Целесообразно ехать вслед «переднему» автомобилю, одновременно контролируя ситуацию впереди по движению и с боков, на сколько это возможно – нужно видеть, что происходит вокруг автомобиля.

Предположим, что «передний» автомобиль, пропустив встречные ТС, начал разворачиваться, и дорога перед вами как бы освободилась для поворота налево.

В этом случае спешить не нужно, потому что поток встречных машин движется, и у них есть преимущество в движении через перекресток (пункт 13.4 ПДД). Уступив дорогу встречным, вы завершаете свой поворот налево. Маневр окончен.

Вот, примерно так, без суеты следует выполнять поворот налево на перекрестке, и тогда ситуация, указанная в вопросе, просто не возникает.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей ситуацией, мы с вами ее разберем, и проведем «работу над ошибками».

В продолжение темы «поворот и разворот», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации;
Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево;
Поворот налево на перекрестке через затор;
Что делать, если ваш приоритет игнорируют;
Разворот вслепую.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Разворот через прилегающую территорию слеваРазворот на равнозначном перекрестке >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.