ДТП на нерегулируемом перекрестке при выезде с второстепенной дороги на главную. Разбор дорожной ситуации.
Место столкновения – большой т-образный перекресток. Дорога, с которой велась съемка, имеет разделительную полосу (дорожная разметка 1.2.1 посередине) и четыре полосы для движения (по две в каждом направлении). И эта дорога является второстепенной по отношению к той, к которой она примыкает (перед т-образным перекрестком установлен знак 2.4 «Уступите дорогу»). Место пересечения дорог широкое и открытое.
Перед перекрестком в ожидании возможности проезда, для поворота налево остановились четыре легковых автомобиля – они уступают дорогу транспорту, который движется по главной дороге. Пятым подъезжает автомобиль, с которого ведется съемка.
Появляется «окно» для выезда на перекресток. Группа, один за другим, начинает движение – первый, второй, третий... Успевают. Доходит очередь до четвертой машины – темно-синей «девятки». Успеет или не успеет проехать? В последний момент ее водитель все же принимает решение выехать на перекресток. И не успевает его пересечь – в этот момент в него слева врезаются белые «Жигули» — Ваз-2105. Удар, нужно отметить, был достаточной силы – обоих развернуло на дороге, а «девятку» аж на 360 градусов.
С юридической стороны, в этой ситуации виновен водитель темно-синей «девятки», так как не уступил дорогу водителю белых «Жигулей», который ехал по главной дороге. Но с точки зрения Безопасности, в этой ситуации виновны оба водителя – за что, собственно, и поплатились.
Попробуем проанализировать ошибки обоих водителей, чтобы в будущем оградить себя от подобных неприятностей. Какие ошибки они допустили?
Водитель темной «девятки» не мог не видеть, что к перекрестку по главной дороге приближается белый Ваз-2105, причем ехал тот довольно быстро. Что же тогда его подтолкнуло все же выехать на перекресток?

Во-первых, его подтолкнула уверенность, что он успеет проехать. Во-вторых, у водителя «девятки» была уверенность в том, что он хорошо виден на перекрестке другим участникам движения, и, в случае необходимости, ему дадут возможность проскочить – ведь, большинство водителей, все-таки понимающие люди. Каждый водитель попадает в подобную обстановку. Уверенности прибавил подъехавший справа Маз-полуприцеп, водитель которого, видя ситуацию, специально замедлил ход, чтобы «девятка» смогла проехать. Но расчет оказался не верный. В этой ситуации был еще один участник (Ваз-2105), который расценил обстановку по-своему. В конечном итоге, даже попытка водителя темной «девятки» резко ускориться, ни к чему не привела. Ситуация прямо как в анекдоте – «… а фиг ты у меня проскочишь!».
Водитель белого Ваз-2105 Правил не нарушал – он ехал, имея преимущество в движении, по главной дороге. Но это преимущество и соблюдение ПДД не спасло его от аварии. Почему?
Еще на подъезде к перекрестку он видел, как с второстепенной дороги начали выезжать машины, но продолжил движение с той же скоростью. Может быть, он ее сбавил, но не до безопасной величины. Если быть точнее, то он не был готов к экстренному торможению, ошибочно полагая, что имея преимущество, он спокойно проедет этот нерегулируемый перекресток и ему никто не помешает. Результат такой «неготовности» виден на ролике – произошло столкновение.
Как избегать подобных ошибок в будущем.
В статье Движение в потоке, когда обсуждалось правило трех «Д», уже давалось разъяснение, что преимущество проезда определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП! Но для этого нужно внимательно следить за дорогой (за дорожными объектами и участниками движения), постоянно «проигрывать» развитие возможных ситуаций и делать работу над своими и чужими ошибками еще до того, как эти ошибки приведут к аварии.
Допустим, водитель темной «девятки», вслед за остальными, все же решил выехать на перекресток и начал движение — это было его ошибкой. Тем не менее, его движение было подсказкой для водителя белого Ваз-2105, который видел выезжающие машины и обязан был! предположить, что кто-то из них попытается успеть проскочить. Его «работа над чужой ошибкой» заключалась бы в том, чтобы заранее сбросить скорость автомобиля и быть готовым, в случае необходимости, остановиться. Если бы он заранее сбавил скорость, то и останавливаться не пришлось бы – водитель «девятки» спокойно закончил бы маневр и все бы разъехались.
Как подтверждает водительская практика, не всегда бывает легко заехать с второстепенной дороги на нерегулируемый перекресток, тем более повернуть на нем налево. Особенно, когда перекресток большой и движение на дороге более-менее плотное. Поэтому, если вы не уверены в безопасности проезда, не стоит рисковать — есть смысл немного подождать. Через несколько секунд дорожная ситуация изменится и можно будет этот маневр завершить.
Так что не торопитесь, и будьте внимательны при выезде с второстепенной дороги на главную.
03.01.2017 10:38
Здравствуйте! У мужа 30 декабря произошла такая же история, как в статье. Сотрудники ДПС обвинили конечно же его, а в постановлении написали штраф 1000, потому что он нарушил 12.13ч1. Правильно ли это? Оспаривать?
03.01.2017 12:09
Здравствуйте Нина.
А к чему приведет спор? Оспаривать есть смысл только тогда, если будет конкретный положительный результат. Если ваш автомобиль был обязан уступить дорогу, но этого не сделал по каким-то причинам, то факт нарушения есть. Вам просто переквалифицируют эту же статью с ч.1 на ч.2, по которой сумма штрафа такая же.