Двойной обгон

, Комментариев нет

5-я статья из 10 в серии Дорожные ситуации. Обгон

Прежде чем приступить к выполнению какого-либо маневра, сначала нужно убедиться в том, что ваши действия будут понятны окружающим вас другим участникам дорожного движения.

Звучит замысловато, и невольно возникает вопрос: а что, если они, т.е. другие водители, не смотрят, или по каким-то причинам не хотят следить за обстановкой? Имеется в виду не за той обстановкой, что впереди машины, вперед все смотрят, а за ситуацией вокруг машины вообще.

 

Ответ может быть любым, впрочем, как и сама перспектива развития событий. Для того чтобы обезопасить себя от всякого рода «нюансов» на дороге, требуется постоянно следить за ситуацией вокруг автомобиля – впереди, с боков и сзади него, и свои намерения, например, изменить траекторию движения, обязательно обозначать указателями поворотов.

Водитель, который отвлекается от наблюдения за дорогой, или использует маневры без «поворотников», всегда рискует попасть в очень неприятную ситуацию, а там – как повезет. Вот для того, чтобы самому не «попасть», перед любым маневром еще необходимо просчитывать вероятность того, что ваш маневр или ваши сигналы, другие водители могут проигнорировать. И уже в соответствии с этими расчетами нужно планировать свои действия (выбор дистанции, интервала, величины безопасной скорости и др.).

Дорожную ситуацию, представленную в видеоролике, иначе, как двойной обгон, и не назовешь. Но двойной обгон, в данной ситуации, хоть и противоправное, но это следствие, а первопричиной послужил тот факт, что водитель обгоняемого микроавтобуса пошел на свой обгон, не просто не включив указатель левого поворота, а он вообще не смотрел в зеркала заднего вида. Т.е. ему не было известно, что в этот момент делалось позади его автомобиля. К счастью, маневр закончился благополучно.

Теперь, по порядку. Посмотрите короткий видеоролик.

Автор видеоролика

Если приглядеться, то впереди микроавтобуса, которого догонял «видеорегистратор», движется еще один автомобиль. Можно догадаться по едва различимой тени. Но владелец регистратора со своего водительского места видел тот автомобиль – не мог не видеть.

Сразу, как только произошел разъезд со встречными машинами, регистратор приступил к обгону впередиидущих – последовал его выезд на встречную полосу. Секундой позже водитель микроавтобуса тоже решил пойти на обгон, и начал смещаться влево прямо перед «регистратором». Но звуковой сигнал, поданный «регистратором» заставил обратить его внимание на ситуацию слева-сзади, и в конечном итоге «регистратору» удалось благополучно завершить свой обгон, и вернуться на свою полосу.

Теперь рассмотрим ошибки обоих водителей в этой сложившейся ситуации. Несмотря на то, что обгон завершился благополучно, опасная ситуация, все же, возникла, и спровоцировал ее водитель обгоняемого микроавтобуса.

Явными ошибками водителя микроавтобуса были, во-первых, тот факт, что приступив к маневру, он не включил указатель левого поворота, а во-вторых, приступил к обгону, не убедившись в безопасности, что едущее сзади него транспортное средство, уже начало обгон (пункт 11.2 ПДД).

Неявной его ошибкой, если сказать сухо, было отсутствие контроля за ситуацией вокруг машины  – это как раз то, о чем говорилось в начале этой статьи.

Водитель автомобиля, с которого велась съемка, вроде бы делал все правильно, за исключением двух незначительных моментов, и поскольку ситуация разрешилась благополучно, о них можно было и не упоминать. Но, коль у нас разбор дорожной ситуации, на всякий случай затронем и эти нюансы.

В пункте 19.10 ПДД есть такие строки: «Звуковые сигналы могут применяться только: для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов; …». Применение звукового сигнала в этом случае носит рекомендательный характер, т.е. не обязательный, и в основном, водителями игнорируется.

Но, например, в нашем рассмотренном случае, перед началом обгона звуковой сигнал пришелся бы очень кстати. Если обгоняемый не видит в зеркалах или не понимает, что его хотят обогнать, нужно привлечь его внимание предупредительным звуковым сигналом. Это один момент.

Второй момент – двойной обгон противоречит ПДД, поэтому нужно избегать ситуаций с двойным обгоном. Можно было пропустить микроавтобус вперед, и продолжить обгон вслед за ним. Если б движение на этой дороге было более интенсивное, можно было в этот момент совсем отказаться от обгона, вернувшись на свою полосу, и повторить маневр в более благоприятных условиях. Правильность решения во многом будет зависеть от конкретной ситуации на дороге.

Алгоритм выполнения обгона, так сказать, в общих чертах, есть в статье Маневрирование в дорожном потоке. Там же можно прочитать некоторые рекомендации водителям как обгоняющего, так и обгоняемого автомобиля. Ну и в статье О дистанции, скорости и приемах вождения есть видеоролик, на котором известный инструктор объясняет и показывает, как следует выполнять обгон правильно.

Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.

Навигация по серии статей<< Прерванный обгонВстречный чирк по зеркалу >>

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.