Опережение другого автомобиля в момент его перестроения


2 комментария

Здравствуйте уважаемый читатель.

Поговорим о том, как не попасть в ДТП в ситуации опережения другого автомобиля в момент, когда он перестраивается перед вами.

Поехали.

В основе правила перестроения лежит требование пункта 8.4 ПДД: дорогу уступает тот автомобиль, который перестраивается в соседнюю полосу (выезжает из своей полосы).

Въезжая на «чужую», т.е. другую полосу, следует уступить дорогу тем ТС, которые уже движутся по этой полосе.

Преимущество при перестроении у того автомобиля, который движется в своей полосе (в своем ряду) не покидая полосы (не выезжая из своего ряда).

При одновременном (перекрестном) перестроении приоритет у того автомобиля, который располагается справа. См. статью Одновременное перестроение. Теория и практика.

Но также известно, что в любой типичной ситуации есть несколько вариантов ее течения. На ситуацию влияют много факторов:

1) где это происходит: характер участка дороги (широкий/сужается/узкий, подъем/уклон, дорога прямая/поворачивает, состояние покрытия, обзорность и многое другое);
2) с кем это происходит: виды транспортных средств и их размеры (двухколесные ТС, легковые и грузовые автомобили, спецтехника);
3) когда это происходит: время суток, сезонность и погодные условия (сухо, дождь, снег, гололед);
4) прочие факторы (все остальные «раздражители», что не вошли в список, включая возраст и опыт участвующих водителей).

Исходя из множества вариантов возможных комбинаций становится ясно, что типичных (похожих) случаев много, но каждая дорожная ситуация весьма конкретна.

По определению (из пункта 1.2 ПДД), опережение — это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Перестроение — это выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. Об этом маневре см. группу статей «Перестроение на проезжей части». Она начинается статьей Перестроение в потоке.

 

Когда два автомобиля движутся попутно параллельно, то в ситуации опережения с перестроением есть два основных варианта взаимодействия:

Вариант 1) Вы движетесь по соседней полосе со скоростью большей, чем ваш попутчик, опережаете его, и одновременно перестраиваетесь перед ним.

С вашей стороны этот маневр выглядит как опережение с перестроением. Примерно так, как происходит возврат на свою полосу после завершения обгона.

Сначала опережает

Вариант 2) Другой водитель, тот, которого вы намереваетесь опередить, перестраивается перед вами, не замечая, что вы движетесь с большей скоростью, чем он сам.

Со стороны этого водителя (которого вы опережаете) общая ситуация выглядит как ваше опережение во время его перестроения, но он не замечает своего опережающего (может не видеть вас, если вы находитесь в слепой зоне зеркал).

Сначала пропускает

Каждый из этих вариантов, по-своему, аварийно опасен для обоих, и любой из них может привести к ДТП.

Это, так сказать, базовые варианты взаимодействия. Но мы знаем, что участников движения обычно много, и сама дорога не идеальна: приходится объезжать неровности, а иногда и лужи.

Проезд по луже это всегда лотерея. Наглядный пример см. в статье Повезло.

Может быть и так, что один автомобиль едет в своей полосе ровно! а второй — виляет по своему ряду от края к краю, не выезжая за его границы.

Это отклонение от прямолинейного курса или виляние в полосе можно ли считать за попытку или начало его перестроения?

По логике, если водитель не включает указатель поворота, то он не перестраивается. Но в реальности мы видим, что многие «переезжают» в другую полосу, не используя поворотники.

То есть, действия водителя, который по каким-то причинам виляет по своей полосе, невозможно понять однозначно. И если вы опережаете такой авто по смежной полосе, то рискуете попасть в непонятную ситуацию.

 

Самое неоднозначное может произойти, если события пойдут по второму варианту (выше по тексту). И возникает вопрос: что делать в таком случае, и как не попасть в ДТП в этой ситуации?

Вопрос резонный, потому что, с одной стороны, пока вы едете в свой полосе (или по своему ряду) «прямо», опережая попутчика, и еще не начали перестраиваться, то преимущество у вас (пункт 8.4 ПДД).

С другой стороны, ваш коллега, который начал перестраиваться на вашу полосу (в ваш ряд), должен уступить вам дорогу, но он вас не видит, потому что вы в слепой зоне. То есть, вы его опережаете, а он в это время перестраивается перед вами.

В случае столкновения будет виноват тот, кто перестраивался (он не уступил вам дорогу). Но, ведь, вы-то не нарушали ПДД, а разбиты будут оба! автомобиля.

Вот и встает вопрос, как, собственно, каждому автомобилисту предусмотреть всевозможные нюансы, чтобы не попасть в ДТП в обстоятельствах опережения или перестроения.

Начнем с того, что из двух автомобилистов, водителю, который едет позади (который опережает), лучше видно дорожную обстановку впереди себя, чем тому, кто едет чуть впереди.

Смысл в том, что когда вы едете позади, вам виден автомобиль, который вы намереваетесь опередить. Вы не знаете о его намерениях, пока он едет прямо, но вы сможете увидеть, когда он начнет выезжать из своей полосы.

Другими словами, вся картина происходящего находится у вас перед глазами, и вы можете ее контролировать.

Ваш оппонент на самом деле может вас не видеть, может быть его что-то отвлекло, это не важно. Есть факт: преимущество в движении у вас, а он по каким-то причинам им пренебрегает.

Если оставить все, как есть, то случится ДТП. Но, поскольку вы контролируете ситуацию, то вы можете ему посигналить, чтобы он прекратил свой маневр.

Есть и другой вариант: вы можете сами притормозить (или не разгоняться), чтобы тот без нервов перестроился перед вами. Дальше — по обстоятельствам.

По сути вы, имея преимущество в движении, уступаете дорогу своему коллеге, в целях избежать столкновения с ним. Это нормальная практика.

Такая «технология» (поменяться приоритетами) уже давно практикуется водителями во время маневров в «пробках», когда все движутся на малых скоростях.

В вялотекущей пробке происходит примерно так: как только кто-то включает указатель поворота, то едущий сбоку и немного позади него водитель притормаживает, и впускает того в свой ряд.

В результате, весь поток машин хоть и медленно, но движется, а кому нужно, тот перестраивается. Тема такого движения рассмотрена в статье В пробках все равны. Уступите вы – уступят и вам.

 

Обстановку впереди своего автомобиля вам контролировать намного легче, чем то, что происходит сзади. Вся дорога находится прямо перед глазами.

Соответственно, когда вы едете сзади, то вам хорошо видны и понятны намерения водителя «переднего» автомобиля, когда тот совершает перестроение в ваш ряд почти перед вами.

Теперь, как быть, если перестроиться нужно вам, а рядом едут другие транспортные средства, которые имеют намерение вас опередить.

В этой ситуации, как ни странно, у вас тоже есть два варианта: 1) перестроиться с опережением своего попутчика и 2) пропустить попутчиков, после чего перестроиться самому.

О том, как безопасно для себя реализовать оба варианта, подробно изложено в статье Одиночное перестроение. Теория и практика.

Чтобы не попасть в ДТП, принцип такой же, как только что рассмотренный выше: если вы контролируете дорожную обстановку вокруг своего автомобиля, то шансы столкнуться с попутчиком минимальны.

Кроме обстановки впереди по движению, вам еще придется контролировать ситуацию сзади своего автомобиля и с его боков, особенно в слепой зоне зеркал.

О том, как это делать, см. статью О слепой (мертвой) зоне автомобиля.

Контроль дорожной обстановки — это составная часть прогнозирования дорожной ситуации в соответствии с меняющимися условиями движения.

Чтобы прогноз оказался адекватным, целесообразно постоянно вести наблюдение за изменением дорожной обстановки вокруг своего автомобиля, и действовать рационально.

Есть смысл не только смотреть в зеркала заднего вида, а еще быстро повернуть голову и посмотреть в ту сторону, куда совершается поворот или перестроение. Разумеется, если есть такая возможность.

Взгляд точно не обманет, и даст более полную картину происходящего.

На этом, ответ на вопрос, как не попасть в ДТП в обстоятельствах опережения или перестроения, можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «опережение с перестроением», а также ответов на вопросы, как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Смотрим на дорогу правильно;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Одновременное перестроение. Теория и практика;
Одновременное перестроение на многополосной дороге;
Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
Эмоции на дороге – плохой советчик;
Причины возникновения ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Виктор

    10.08.2024 18:34

    Вопрос по СИМ. Пункт 24.5, для СИМ запрещен обгон и объезд с левой стороны на проезжей части. Это означает, что на СИМ вообще на проезжую часть выезжать нельзя?

    Ведь всегда есть возможность, что какая-то машина обгонит и припаркуется впереди.

    Слева объезжать нельзя, справа нет физической возможности, т.к. бордюр, ограждение. Назад или пешком тоже нельзя.

    В любом случае, будет нарушение ПДД. Что делать то, телепортироваться?

  2. Сергей Д.

    11.08.2024 12:20

    Здравствуйте Виктор.

    Чтобы упорядочить движение СИМ, недостаточно только лишь установить правила. Еще необходимо организовать дорожную инфраструктуру. Это потихоньку делается, не везде, но как-то пытаются обустроить.

    Там, где отсутствует дорожная инфраструктура для этой категории ТС, то вопросы, подобные вашему, еще долго будут без ответа.

    ПДД разрешают движение на СИМ по проезжей части только в случае, если нет возможности (либо имеется запрет) передвигаться вне проезжей части по обочине, тротуару, велодорожке (пункт 24.2.1 ПДД).

    При этом запрещается обгон (выезд на встречную полосу) и объезд другого ТС с левой стороны. Таковы правила.

    Если автомобиль припарковался у бордюра, значит рядом есть тротуар. И если СИМ меньше 35 кг (а таких большинство), тогда можно ехать на нем по тротуару.

    Ну а чтобы не телепортироваться, есть смысл заранее проложить свой маршрут, и стараться не попадать в ситуации, где приходится нарушать ПДД.

    А если пришлось нарушить, тогда что делать?! — ехать дальше и не нарушать.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.