ПДД с комментариями (пояснениями)
Буксировка механических транспортных средств ПДД
20.1. «Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего».
Пояснение:
Когда буксировка производится на жесткой сцепке, буксируемый и буксирующий автомобили соединяются между собой жестким буксирным приспособлением в виде металлической штанги, треугольника или трапеции.
Если буксировка осуществляют на гибкой сцепке, то транспортные средства соединяются тросом, канатом или буксировочной лентой.
На гибкой сцепке через каждый 1 метр должны быть закреплены красные флажки с белыми диагональными полосами.
Если транспортное средство буксируют на гибкой сцепке или используют штангу (ее еще называют «карандаш») то в кабине буксируемого ТС обязательно должен находиться водитель!
Когда при буксировке используется жесткая сцепка типа треугольник (ее еще называют «галстук») нахождение водителя в кабине буксируемого ТС не обязательно, но желательно.
20.2. «При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки — нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего».
Пояснение:
Если автобус или троллейбус, перевозящий людей, сломался, и не может продолжать свою функцию, то перед его буксировкой необходимо людей высадить.
То же самое при поломке грузового автомобиля, оборудованного для перевозки людей в кузове. Перед буксировкой такого грузовика необходимо высадить людей из кузова.
При буксировке методом частичной погрузки передняя ось буксируемого автомобиля устанавливается в кузов буксирующей машины.
Другой способ — когда передняя ось приподнимается над дорогой и закрепляется в специальном устройстве, жестко закрепленном на буксировщике.
В этих обеих случаях (методом частичной погрузки) перевозка людей в буксируемом автомобиле и даже в кузове буксирующего запрещена.
Когда буксировка осуществляется на гибкой или жесткой сцепке, допускается нахождение людей в буксируемом легковом автомобиле или кабине буксируемого грузового автомобиля.
20.2 (1). «При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет».
Пояснение:
Пункт 20.2 (1) введен в ПДД Постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 N 333 (См изменения в ПДД от 4 апреля 2017г).
Принято считать, что за два года практики водитель приобретает необходимый опыт для того, чтобы доверить ему буксировку транспортного средства.
20.3. «При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 — 6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.
Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с пунктом 9 Основных положений».
Пояснение:
Слишком маленькая длина связующей сцепки (короткий буксир) лишает водителя буксируемого автомобиля необходимого обзора.
А неоправданно большая длина сцепки может привести к значительному отклонению траектории движения буксируемого автомобиля от траектории тягача.
В то же время минимальная длина жесткой сцепки не ограничена Правилами, но не должна быть менее половины габаритной ширины тягача.
20.4. «Буксировка запрещается:
- транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);
- двух и более транспортных средств;
- транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
- двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
- в гололедицу на гибкой сцепке».
Пояснение:
Одновременная буксировка двух и более ТС запрещена, однако буксировка неисправного автопоезда не запрещена, потому что автопоезд рассматривается как одна транспортная единица.
Тормозная система считается недействующей, если она не позволяет остановить транспортное средство при движении даже с минимальной скоростью.