Неосторожный выезд с прилегающей территории


4 комментария

1-я статья из 5 в серии Выезд с прилегающей территории

Из определения известно, что прилегающая территория — это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств.

Под сквозным движением следует понимать непрерывный трафик «туда» и «обратно», как это есть на любой дороге, а не просто возможность въехать с одной стороны и выехать с другой.

К таким местам относятся придорожные территории у магазинов, зданий, предприятий, соответственно, подъезды к ним.

К прилегающей территории относятся дворы, жилые массивы, в т.ч. обозначенные знаком «Жилая зона», территория автостоянки, АЗС, и прочие территории, подходящие под данное определение.

Когда вы выезжаете с прилегающей территории на дорогу, пункт 8.3 ПДД обязывает вас уступить всем участникам движения, которые по этой дороге уже движутся.

В числе участников движения могут быть транспортные средства, пешеходы, лица на велосипедах и на СИМ.

Это требование (уступить дорогу) в общих чертах всем понятно, и когда обзор дороги достаточный, сие действие особых трудностей не вызывает.

Гораздо сложнее осуществить выезд с прилегающей территории или из двора на дорогу в ситуации ограниченного обзора. Что это такое?

Ограниченный обзор – это когда вы не видите часть дороги или участок дороги, примыкающий к месту выезда. Соответственно, вы не можете оценить дорожную ситуацию на плохо просматриваемом участке и не можете проанализировать обстановку.

Обзор могут ограничить проезжающие машины, особенно крупногабаритный транспорт, остановившийся автомобиль, деревья в месте выезда, здания, изгиб дороги и прочие причины, за которыми участок дороги попросту не видно.

Поэтому, в ситуации ограниченного обзора выезжать на дорогу нужно очень осторожно.

Самым неудобным вариантом, когда вы хотите выехать с прилегающей территории (либо из двора) считается поворот налево, в особенности, если дорога, на которую делается поворот, широкая.

На правом повороте все пространство поворота у вас перед глазами, к тому же уступить нужно только машинам, приближающимся слева.

На повороте налево с прилегающей территории нужно уступить как едущим слева, так и едущим справа транспортным средствам.

 

Еще, на широкой дороге необходимо учитывать такое обстоятельство, что машины в каждом из направлений могут двигаться в два ряда. Поэтому важно увидеть дорожную обстановку по всей ширине проезжей части.

Чтобы все изложенное выше в тексте стало понятным, посмотрите короткое видео. Выезд с прилегающей территории и ДТП с автомобилем, появившимся из зоны ограниченного обзора.


Автор видеоролика:

В объектив видеорегистратора попал поучительный момент, тот самый, о котором шла речь выше по тексту.

Автомобиль выехал с прилегающей территории в то время, когда обзор для его водителя был частично закрыт габаритами машин, находящихся слева от него.

Водитель серого минивэна видел только часть дороги: крайнюю правую полосу. Но он не видел, что по левой полосе к месту события едет еще один автомобиль (он «спрятался» за другими машинами).

Не придав этому значения и предположив, что путь свободен, водитель минивэна уверенно выехал на дорогу, как раз в тот момент, когда к месту пересечения подъехал его оппонент.

Момент столкновения

Если посмотреть на эту ситуацию глазами его оппонента (второго участника ДТП), то можно понять, что место выезда с прилегающей территории ему также было плохо видно.

Точнее, он его видел, но обзор ограничивали два автомобиля на правой полосе: легковой «Солярис», поворачивающий вправо на территорию, и «регистратор» с которого велась съемка.

Не придав этому значения, либо предположив, что там «чисто», он продолжил движение как ни в чем ни бывало, совершенно не предполагая об опасности.

Возможно, кто-то из читателей сейчас возразит: а зачем ему заморачиваться о какой-то там опасности?! Он едет по главной дороге, и у него преимущество в движении веред всеми, кто выезжает с прилегающей территории!

Действительно, он имел преимущество! но не смог им воспользоваться, потому что серый минивэн не дал ему этого сделать. Водитель серого минивэна был должен уступить дорогу, но почему-то не уступил.

В итоге, они столкнулись. И теперь, и тот, и другой (и тот, кто прав, и тот, кто неправ) будут ремонтировать свой автомобиль. А могли бы избежать ДТП, если бы немного спрогнозировали ситуацию.

Что делать, если вы оказались в похожей ситуации (не в ДТП, а в похожих обстоятельствах при ограниченном обзоре дороги) для того, чтобы не попасть в ДТП?

Вы принимаете решение исходя из того, что вы видите! на дороге. Если вы чего-то не видите из того, что может повлиять на ситуацию, или замечаете очень поздно, то ситуация выходит из-под контроля.

Когда вы поворачиваете на главную дорогу (выезжаете с прилегающей территории или с второстепенной дороги), то не спешите с поворотом до тех пор, пока для вас не наступит ясность в ситуации.

Ясность в том, что ваш поворот не создаст помех транспортным средствам, у которых преимущество перед вами. Потому что у вас имеется юридическая обязанность уступить дорогу.

Поэтому, в таких ситуациях выезжать следует очень осторожно. Осторожно — это значит сначала убедиться, что путь действительно свободен на достаточном для поворота расстоянии.

Если же вы едете по главной дороге, то обращайте внимание на дорожную обстановку в местах примыканий второстепенных участков, и анализируйте ситуацию впереди по вашему движению.

Вполне может быть так, что конструктивно выезд с прилегающей территории (или двора) может «спрятаться» за дорожным объектом, насаждениями или за групногабаритным ТС.

Поэтому, если дорожная ситуация впереди по движению оказывается непонятной, целесообразно снизить скорость до прояснения обстоятельств, и быть готовым в случае чего быстро остановиться.

И в заключение: преимущество в движении (приоритет) лишь подтверждает право на первоочередной проезд.

Приоритет дает некую юридическую защищенность при разборе ДТП (причем, не во всех случаях), но от столкновения он не защищает. Случай, рассмотренный выше, тому свидетельство.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «выезд с прилегающей территории», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Как безопасно выехать на главную дорогу;
Поворот на главную дорогу направо и ДТП;
Поворот налево на главную дорогу и ДТП;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Выезд на главную дорогу. Поворот налево.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статейНевнимательный выезд из двора >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

4 комментария

  1. Игорь

    02.01.2021 21:00

    У меня ситуация была такая при ДТП: Я ехал прямо по второстепенной дороге, она широкая и выходит на главную.

    Справа, с прилегающей территории мне преградил дорогу другой авто, он выехал неожиданно.

    Обзор справа мне был закрыт сугробом, причем траектория выезда была очень острая, практически он выезжал со встречной полосы, а не со своей.

    И еще один момент, знаков никаких не было, возможно дорога, по которой я ехал, хоть и считается водителями главной по умолчанию, может быть тоже прилегающей.

    Первоначально меня признали неправым, обосновав это тем, что у меня была помеха справа, но я не согласился, и назначили разбор в ГИБДД.

    Есть ли какие то шансы оспорить данное решение?

  2. Сергей Д.

    02.01.2021 23:08

    Здравствуйте Игорь.

    Шанс есть всегда, ну или почти всегда. Сначала нужно разобраться, что в вашей ситуации считать дорогой, а что — прилегающей территорией. По описанию информации недостаточно.

    Попробуйте, не скромничая, на разборе настаивать на том, что вы двигались по дороге (широкая, расчищенная, ровная, все по ней ездят, и прочее), а ваш оппонент выезжал с прилегающей территории.

    Смысл в том, что на основании признаков дороги вы были уверены, что у вас преимущество, а ваш оппонент, выезжая с прил.территории, в соответствии с пунктом 8.3 должен был уступить.

    Если это не сработает, то можно запросить у них схему ОДД (организации дорожного движения) по этому району, где произошло ДТП.

    В ГИБДД есть, так называемый план дорог, т.е. утвержденный проект по организации дорожного движения в населенном пункте.

    Это сеть дорог + знаки, светофоры, разметка и т.д.

    По этому документу они легко определят, где дорога, а где — прилегающая территория. Ну и вывод, соответственно, будет сделан по результату.

  3. Дмитрий

    06.04.2023 12:42

    Интересует вопрос. При выезде с прилегающей территории на дроге с двухстороннем движением, более двух полос. Разрешен ли поворот налево?

    Если смотреть по ПДД, то выезд с прилегающей территории не считается перекрестком.

    А следовательно должно применяться правило движение по полосам. Где указано что поворот налево осуществляется только с крайней левой полосы, если иного не предусмотрено знаками.

    Вот и возник вопрос, разрешено ли пересекать более двух полос под прямым углом для поворота налево при выезде с прилегающей территории?

  4. Сергей Д.

    06.04.2023 15:53

    Здравствуйте Дмитрий.

    «Разрешается или не разрешается» — будет зависеть от организации движения (знаки, разметка) на этом участке дороги.

    В месте выезда с ПТ может стоять знак 4.1.2 «Движение направо». Следовательно, разрешено ехать только направо.

    Когда проезжая часть более 2-х полос, то «осевую» разметку наносят двойной сплошной линией. Сплошную линию пересекать запрещено.

    Если напротив выезда с ПТ/въезда на ПТ сплошную осевую линию прерывают (либо наносят «пунктир»), то место разрыва можно использовать для поворота на ПТ либо для выезда с ПТ налево.

    Знаки направлений движения по полосам устанавливают перед перекрестком или на перекрестке. На выезде с прилегающей территории (ПТ) эти знаки не устанавливают.

    Выезд с ПТ обычно имеет ширину для проезда двух ТС. В соответствии с пунктом 8.5 ПДД перед поворотом направо или налево необходимо занять соответствующее крайнее положение.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.