Неосторожный выезд с прилегающей территории


4 комментария

1-я статья из 4 в серии Выезд с прилегающей территории

Как известно из определения, прилегающая территория — это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств. Под сквозным движением следует понимать непрерывный трафик «туда» и «обратно», как это есть на любой дороге, а не просто возможность въехать с одной стороны и выехать с другой.

К таким местам относятся придорожные территории у магазинов, зданий, предприятий, соответственно, подъезды к ним. К прилегающей территории относятся дворы, жилые массивы, в т.ч. обозначенные знаком «Жилая зона», территория автостоянки, АЗС, и прочие территории, подходящие под данное определение.

Выезжая с прилегающей территории на дорогу, пункт 8.3 Правил требует уступить всем участникам, которые по этой дороге уже движутся (транспортным средствам, пешеходам и велосипедистам). Это правило, в общих чертах всем понятно, оно водителями соблюдается, и сие действие особых трудностей не представляет.

Гораздо сложнее осуществить выезд с прилегающей территории или из двора на дорогу в ситуации ограниченного обзора. Что это такое? Ограниченный обзор – это когда водитель не видит часть дороги или участок дороги, примыкающий к месту выезда. Соответственно, он не может оценить дорожную ситуацию на плохо просматриваемом участке и проанализировать обстановку.

Обзор могут ограничить проезжающие машины, в том числе крупногабаритный транспорт, остановившийся автомобиль, деревья в месте выезда, здания, изгиб дороги и прочие причины, за которыми участок дороги попросту не видно. В ситуации ограниченного обзора выезжать нужно очень осторожно.

Самым неудобным случаем при выезде с прилегающей территории (либо из двора) является выезд с поворотом налево, особенно, если дорога, на которую делается поворот, широкая. На правом повороте все пространство поворота у водителя перед глазами, к тому же уступить нужно только машинам, приближающимся слева. На повороте налево с прилегающей территории нужно уступить как едущим слева, так и едущим справа машинам.

 

На широкой дороге еще необходимо учитывать такое обстоятельство, что машины в каждом из направлений могут двигаться в два ряда, поэтому важно видеть дорожную обстановку по всей ширине проезжей части.

Чтобы все изложенное выше в тексте стало понятным, посмотрите короткое видео.

Автор видеоролика:

В объектив видеорегистратора попал поучительный момент, тот самый, о котором шла речь выше по тексту – выезд автомобиля с прилегающей территории в то время, когда обзор для выезжающего водителя частично закрыт габаритами машин, находящихся слева от него. Водитель серого минивэна видел только часть дороги — крайнюю правую полосу, но не видел, что по левой полосе к месту события едет еще одна машина.

Тем не менее, предположив, что путь свободен, водитель минивэна уверенно выехал на дорогу, как раз в тот момент, когда к месту пересечения подъехал его оппонент.

Момент столкновения

В свою очередь, водителю, который двигался по дороге «прямо», место выезда с прилегающей территории справа также было плохо видно – обзор ему ограничивали два автомобиля на правой полосе – легковой «Солярис», поворачивающий вправо на территорию, и автомобиль с видеорегистратором, с которого велась съемка.

Скорость едущего «прямо» автомобиля была не очень высокая (плюс уверенность водителя в своем преимуществе), но времени на принятие решения уже не оставалось – произошло столкновение. Не сильное, но и неприятное.

Юридический виновник в этом ДТП – безусловно, водитель серого минивэна, поскольку, выполняя выезд с прилегающей территории, он был обязан уступить дорогу. Ну а его оппонент в этой ситуации, как бы, не виноват, но автомобиль ремонтировать ему все равно придется, правда, расходы не ремонт покроет страховка.

Как избегать подобных ситуаций? Понятное дело, что от неприятностей на дороге никто не застрахован, но как говорится, наше благополучие находится в наших собственных руках. Водитель принимает решение исходя из того, что он видит! на дороге. Если он чего-то не видит, или замечает очень поздно, то ситуация выходит из-под контроля.

Тот, кто выезжает на дорогу (либо с прилегающей территории, либо это выезд на главную дорогу с второстепенной), всегда находится в уязвимом положении хотя бы потому, что его скорость мала и часто нет запаса мощности для быстрого маневра. Плюс, имеется юридическая необходимость уступить дорогу.

Поэтому, выезжать в таких ситуациях следует очень осторожно. Осторожно – это значит сначала убедиться, что путь действительно свободен на достаточном для маневра (поворота) расстоянии.

Тем же участникам движения, что едут «прямо» (это относится ко всем, имеющим преимущество), следует всегда учитывать вероятность нарушения другими автомобилистами (изначально это еще даже не нарушение, нарушением поступок станет называться позже).

Вполне может быть так, что конструктивно выезд с прилегающей территории или двора может издалека быть не виден, например, спрятаться за дорожным объектом или насаждениями. Нужно всегда анализировать ситуацию впереди на дороге.

Если вы чувствуете и понимаете, что какие-то обстоятельства уходят от внимания, возможно, ваш автомобиль едет слишком быстро, и вы не успеваете следить за дорогой – в таком случае целесообразно снизить скорость, ну или перестать отвлекаться. Если дорожная ситуация впереди по движению оказывается непонятной, также целесообразно снизить скорость до прояснения обстоятельств, и быть готовым в случае чего быстро остановиться.

И основное: преимущество в движении лишь подтверждает право на первоочередной проезд. Оно дает некую юридическую защищенность при разборе ДТП (причем, не во всех случаях), но от столкновения оно не спасает.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статейНевнимательный выезд из двора >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

4 комментария

  1. Игорь

    02.01.2021 21:00

    У меня ситуация была такая при ДТП: Я ехал прямо по второстепенной дороге, она широкая и выходит на главную.

    Справа, с прилегающей территории мне преградил дорогу другой авто, он выехал неожиданно.

    Обзор справа мне был закрыт сугробом, причем траектория выезда была очень острая, практически он выезжал со встречной полосы, а не со своей.

    И еще один момент, знаков никаких не было, возможно дорога, по которой я ехал, хоть и считается водителями главной по умолчанию, может быть тоже прилегающей.

    Первоначально меня признали неправым, обосновав это тем, что у меня была помеха справа, но я не согласился, и назначили разбор в ГИБДД.

    Есть ли какие то шансы оспорить данное решение?

  2. Сергей Д.

    02.01.2021 23:08

    Здравствуйте Игорь.

    Шанс есть всегда, ну или почти всегда. Сначала нужно разобраться, что в вашей ситуации считать дорогой, а что — прилегающей территорией. По описанию информации недостаточно.

    Попробуйте, не скромничая, на разборе настаивать на том, что вы двигались по дороге (широкая, расчищенная, ровная, все по ней ездят, и прочее), а ваш оппонент выезжал с прилегающей территории.

    Смысл в том, что на основании признаков дороги вы были уверены, что у вас преимущество, а ваш оппонент, выезжая с прил.территории, в соответствии с пунктом 8.3 должен был уступить.

    Если это не сработает, то можно запросить у них схему ОДД (организации дорожного движения) по этому району, где произошло ДТП.

    В ГИБДД есть, так называемый план дорог, т.е. утвержденный проект по организации дорожного движения в населенном пункте.

    Это сеть дорог + знаки, светофоры, разметка и т.д.

    По этому документу они легко определят, где дорога, а где — прилегающая территория. Ну и вывод, соответственно, будет сделан по результату.

  3. Дмитрий

    06.04.2023 12:42

    Интересует вопрос. При выезде с прилегающей территории на дроге с двухстороннем движением, более двух полос. Разрешен ли поворот налево?

    Если смотреть по ПДД, то выезд с прилегающей территории не считается перекрестком.

    А следовательно должно применяться правило движение по полосам. Где указано что поворот налево осуществляется только с крайней левой полосы, если иного не предусмотрено знаками.

    Вот и возник вопрос, разрешено ли пересекать более двух полос под прямым углом для поворота налево при выезде с прилегающей территории?

  4. Сергей Д.

    06.04.2023 15:53

    Здравствуйте Дмитрий.

    «Разрешается или не разрешается» — будет зависеть от организации движения (знаки, разметка) на этом участке дороги.

    В месте выезда с ПТ может стоять знак 4.1.2 «Движение направо». Следовательно, разрешено ехать только направо.

    Когда проезжая часть более 2-х полос, то «осевую» разметку наносят двойной сплошной линией. Сплошную линию пересекать запрещено.

    Если напротив выезда с ПТ/въезда на ПТ сплошную осевую линию прерывают (либо наносят «пунктир»), то место разрыва можно использовать для поворота на ПТ либо для выезда с ПТ налево.

    Знаки направлений движения по полосам устанавливают перед перекрестком или на перекрестке. На выезде с прилегающей территории (ПТ) эти знаки не устанавливают.

    Выезд с ПТ обычно имеет ширину для проезда двух ТС. В соответствии с пунктом 8.5 ПДД перед поворотом направо или налево необходимо занять соответствующее крайнее положение.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.