Выезд с прилегающей территории на перекресток


2 комментария

4-я статья из 5 в серии Выезд с прилегающей территории

Здравствуйте, уважаемый читатель.

Рассмотрим приоритет в дорожной ситуации «выезд с прилегающей территории на перекресток».

Обстановка следующая. Есть Т-образный перекресток. Главная дорога — прямая, второстепенная дорога примыкает к главной (перед ней стоит знак «Уступи дорогу»).

Напротив второстепенной дороги располагается выезд с прилегающей территории (это выезд из двора, он никак знаками не обозначен).

Таким образом, при движении в направлении из двора, получается выезд с прилегающей территории на перекресток.

Вопрос читателя. При одновременном движении машин со стороны второстепенной дороги и с прилегающей территории кто имеет преимущество, если траектории этих машин пересекаются?

Часто возникает конфликтная ситуация по вопросу кто должен уступить дорогу.

Далее, по тексту:

1. Ответ на вопрос
2. Выезд с прилегающей территории на нерегулируемый перекресток
3. Выезд с прилегающей территории на регулируемый перекресток

Ответ на вопрос

Если ответить коротко, то в этих обстоятельствах уступить дорогу должно транспортное средство, которое выезжает с прилегающей территории на перекресток.

Теперь, более подробно. Прилегающая территория (согласно определению) не имеет сквозного проезда, поэтому дорогой, как таковой, она не является.

В соответствии с пунктом 8.3 ПДД, водитель, который выезжает с прилегающей территории на дорогу (или на перекресток), должен уступить транспортным средствам и пешеходам, движущимся по этой дороге.

Это, по сути, и есть ответ на поставленный вопрос.

Однако, существует большое многообразие вариантов подобного «соседства» прилегающей территории и перекрестка. Поэтому правила проезда такого участка дороги может трактоваться людьми не однозначно.

В следствие разного понимания этой ситуации, между водителями возникают разногласия, и появляется вероятность столкновения.

Чтобы не случилось ДТП, важно, чтобы водитель, выезжающий с прилегающей территории (либо из двора) на перекресток, понимал, что он движется именно по прил.территории! а не по второстепенной дороге.

В свою очередь, тот, кто въезжает на этот перекресток со второстепенной дороги, должен предполагать, что его оппоненты, мягко говоря, не станут соблюдать приоритет.

Выезд с прилегающей территории на нерегулируемый перекресток

Поскольку перекресток нерегулируемый, а главная дорога прямая (у едущих по главной дороге бесспорный приоритет), рассмотрим взаимодействие автомобилей, подъезжающих к этому перекрестку с «второстепенных сторон»: один — по второстепенной дороге, а второй — по прилегающей территории.

Разногласия в преимуществах между этими водителями возникают только тогда, когда пути их машин пересекаются.

Перекресток справа

Для водителя, который едет по второстепенной дороге, правовая ситуация более или менее понятна.

Подъехав к перекрестку, он должен уступить всем ТС, которые движутся по главной дороге. Он не обязан уступать встречным машинам, которые выезжают с прил.территории, потому что он помнит о существовании пункта 8.3 ПДД.

 

Теперь посмотрим на этот перекресток глазами водителя, выезжающего с прилегающей территории. С этой стороны возможно два варианта событий.

Вариант 1. Водитель действует в соответствии с пунктом 8.3 ПДД. В таком случае никаких конфликтов не возникает. Он выезжает на перекресток, когда проезд свободен, и своим появлением он никому не создает помех.

Вариант 2. Водитель думает (предполагает), что и его автомобиль, и встречный автомобиль, который подъехал по второстепенной дороге, находятся в равных правах, и проезд подчиняется пункту 13.12 ПДД:

— при повороте налево или развороте водитель обязан уступить дорогу ТС, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

При таком рассуждении, в случае, если этот водитель выезжает с прил.территории на перекресток с поворотом налево, то приоритет между встречными водителями соблюдается, и разногласий между ними не возникает.

Но если водитель с прил.территории проезжает «прямо» или поворачивает направо, то при рассуждении по 2-му варианту (пункт 13.12) он искренне считает, что у него приоритет.

А, ведь, его встречный оппонент, который с второстепенной дороги поворачивает налево, так не считает. Между водителями возникают разногласия. Пример на рисунке ниже.

Разногласия

Как избежать ДТП при возникающих разногласиях?

Правило №1: использовать свой приоритет (преимущество) целесообразно только в том случае, когда вы уверены в том, что вам уступают дорогу.

При этом, в случае возникновения опасности, вы должны быть готовы остановиться (прекратить движение) в целях избежать ДТП.

Другого способа, чтобы избежать столкновения, в этом случае нет. Скорость обоих ТС будет невелика, поэтому лучшим вариантом станет «нажать на тормоз».

Еще может возникнуть следующая ситуация. Вы понимаете, что должны уступить, и выезжаете на перекресток очень медленно, т.е. не стоите на месте, а очень медленно движетесь в надежде, что встречный водитель, у которого преимущество, успеет проехать перед вами. Вы контролируете ситуацию.

Но что происходит в этот момент? Водитель встречного автомобиля вместо того, чтобы ускориться и проехать перекресток, останавливается перед вами, и начинает выражать возмущение в том, что вы ему не уступаете с его точки зрения должным образом, т.е. ваш автомобиль не стоит на месте.

Причины такого поведения лежат в области психики, но лично вас это не должно тревожить никаким образом. Все ваше внимание должно быть направлено на дорогу.

Вы останавливаетесь, пропускаете того вперед, он вам что-то кричит, возмущается, и пусть едет с миром. Можно ему махнуть рукой, мол, проезжай, не задерживай. На этом — все.

Проблема в том, что люди, привыкшие поучать других, сами нередко создают опасные ситуации, даже не подозревая об этом, потому что они действуют на эмоциях.

А в порыве эмоций рациональная часть мозга как бы «отключается», это общеизвестный медицинский факт. Поэтому, любое событие нужно оценивать с некой долей хладнокровия.

 

На сайте есть статья по разбору дорожной ситуации Не договорились. Ее тема отличается от нынешней, но как пример происходящего, очень подходит.

Еще пример эмоциональной реакции на ситуацию рассмотрен в статье Эмоции на дороге – плохой советчик.

Выезд с прилегающей территории на регулируемый перекресток

Все, что изложено выше по тексту, относится к правилам выезда с прилегающей территории на нерегулируемый перекресток и проблемам безопасности в этом процессе.

Но вполне реально оказаться в похожих обстоятельствах, когда выезд с прилегающей территории происходит на регулируемый перекресток.

Перекресток считается регулируемым, когда светофор работает в режиме сигналов «красный-желтый-зеленый».

На фото ниже один из таких участков. Белой стрелкой обозначено направление выезда из жилой зоны прямо на регулируемый перекресток.

Особенность в том, что непосредственно сам выезд из двора или с территории НЕ регулируется светофором.

Под светофор

В некотором роде светофор облегчает выезд с прил.территории, потому что периодически ограничивает движение то по «прямой» главной дороге, то с примыкающей дороги.

ПДД данную ситуацию не регламентируют, поэтому разрешается (не запрещено) заехать на перекресток в любом удобном случае, помня требования пункта 8.3 ПДД: не создавать помех другим ТС.

При интенсивном движении целесообразно выезжать на перекресток с прил.территории по зеленому сигналу встречного светофора, уступая дорогу встречным транспортным средствам.

Когда вы с прилегающей территории выезжаете на регулируемый перекресток и поворачиваете налево или направо, то обращайте внимание на пешеходные переходы по краям перекрестка.

Принцип такой же, как если бы вы заехали на перекресток на свой зеленый сигнал светофора. Действует пункт 13.1 ПДД: при повороте налево или направо вы обязаны уступить пешеходам (+ лицам на СИМ и велосипедистам).

Если для пешеходов включен зеленый сигнал, и пешеходы идут по переходу через дорогу, то следует их пропустить, после чего можно ехать дальше. Если же на «зебре» нет пешеходов, то можно проследовать не останавливаясь.

В случае, если с прил.территории сразу не удается проехать в направлении «прямо», то, как вариант, можно повернуть направо, затем развернуться, и подъехать к этому перекрестку уже по дороге. Далее — по сигналам светофора.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «выезд с прилегающей территории на перекресток» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности движения по дорогам предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Неосторожный выезд с прилегающей территории;
Как предупредить опасные ситуации на дороге;
Поворот налево на дорогу в четыре полосы;
О слепой (мертвой) зоне автомобиля;
Выезд с прилегающей территории;
Что такое ДТП и как его избежать.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Помеха справа на прилегающей территорииВыезд с прилегающей территории на дорогу >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Александр

    22.03.2023 10:40

    Добра и здравия! Ситуация похожая- выезд с прилегающей к магазинам территории без закруглений и обозначений выходит прямо на описанный Т-образный перекресток.

    Главная и встречная примыкающая(второстепенная) обозначены знаками приоритета. Уступи дорогу висит и с прилегающей территории. Но- перекресток регулируется светофором, в том числе выезд с прилегающей территории.

    Споров о приоритете проезда- масса! Разъяснение начальника ГИБДД- это не перекресток, а выезд с ПТ со всеми вытекающими. Опытные инструкторы- оборудован светофором, значит перекресток.

    Считаю мнение начальника ГИБДД верным, а светофор на выезде установленным только для правильного движения через перекресток, и не влияющим на приоритет, т.к. выезд согласно правилам не стал от этого перекрестком. Кто прав?

  2. Сергей Д.

    22.03.2023 22:49

    Здравствуйте Александр.

    Я не сосем понял: светофоры есть на всех сторонах этого участка (включая выезд с прил. территории), или только на трех сторонах перекрестка?

    Буду исходить из того, что перед выездом с прилегающей территории кроме знака 2.4 «Уступите дорогу» также установлен светофор.

    Сначала коротко: если светофоры работают, то данный участок со всех сторон, включая выезд с ПТ, нужно проезжать как рег. перекресток. Если светофоры выключены, то выезжая с ПТ нужно уступить ВСЕМ.

    Теперь подробнее.

    Разногласия возникают по причине того, что правила проезда участков, регулируемых светофорами или знаками приоритета, в ПДД описаны в разделе 13 Проезд перекрестков.

    По этой причине пересечение дорог, перед которым установлены светофоры, воспринимается как перекресток.

    Перед выездом с прилегающей территории в большинстве случаев знак 2.4 «Уступите дорогу» не устанавливают, НО допускается его установка в случае, если порядок проезда воспринимается неоднозначно.

    На выезде с прилегающей территории, пункт 8.3 ПДД обязывает уступить ВСЕМ, кто уже движется по дороге, в нашем случае — по перекрестку.

    Но, когда понятия «перекресток» и «прил. территория» совмещаются со светофорами, как в вашем случае, то становится непонятно, кто кому должен уступить в случае, если светофоры выключат.

    Приведу пример. Представьте ситуацию:

    Вы выезжаете по зеленому сигналу от магазинов с ПТ, и вам нужно прямо или направо. Ваш встречный автомобиль также по зеленому сигналу (со своей стороны) поворачивает налево: он обязан уступить вам!

    Теперь та же ситуация: вы едете прямо или направо, но светофоры выключены. Если данный участок вместе с выездом с ПТ считать перекрестком, то порядок проезда такой же, как и в прежнем случае: ваш встречный авто при повороте налево обязан уступить вам.

    НО! Если считать, что вы выезжаете с прил.территории на перекресток, то уступить должен ВАШ автомобиль (пункт 8.3).

    Полагаю, что споры между водителями возникают именно по этой причине: одни считают, что ВЕСЬ участок — это перекресток, другие — что это выезд с ПТ на перекресток.

    Поскольку на выезде с ПТ есть светофор, то следует выполнять его сигналы: п.п. 13.4, 13.7, 13.8. Если светофор выключен, то выезжая с прилегающей территории необходимо уступить ВСЕМ.

    Если же перед выездом с прил. территории нет светофора, тогда нужно действовать так, как описано в начале статьи: уступить ВСЕМ.

    На мой взгляд, в споре правы все, но каждый по-своему. Выезд с прилегающей территории выходит прямо на перекресток.

    Светофоры включены — проезд как через регулируемый перекресток. Светофоры выключены — проезд по пункту 8.3 ПДД (выезд с ПТ).

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.