Выезд на дорогу, когда другой автомобиль разворачивается


8 комментариев

Вопрос читателя. Есть ситуация: один автомобиль выезжает на дорогу в то время, когда другой автомобиль разворачивается в этом месте.

Их пути, естественно, пересекаются. Кто из них в этом случае должен уступить дорогу?

Ответ. Поскольку ситуация, представленная в вопросе, не «привязана» к конкретной дорожной обстановке, то нельзя однозначно ответить на вопрос, кто в таком случае должен уступить дорогу.

У этого вопроса может быть несколько вариантов ответа, причем, каждый из них со своими комментариями.

Вариант ответа будет зависеть от конкретных особенностей ситуации, и от обстоятельств, в которых она будет происходить. Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся из них.

Далее, в статье:

Что входит в понятие дорога
Выезд на дорогу с прилегающей территории
Выезд с второстепенной дороги на главную
Выезд на равнозначный перекресток
Встречный разъезд при развороте
Как не столкнуться с тем кто разворачивается

Что входит в понятие дорога

В вопросе присутствует термин «дорога». Чтобы процесс дальнейшего обсуждения не вызывал разногласий в толкованиях, есть смысл уточнить, что входит в понятие дорога.

В соответствии с определением, дорога представляет собой полосу земли или поверхность сооружения, обустроенную и приспособленную для движения транспортных средств.

Дорога включает в себя разделительные полосы, проезжую часть, тротуары, обочину, и трамвайные пути, если таковые есть в дорожной инфраструктуре. Все это входит в понятие «дорога».

Поэтому, для некого упрощения, и чтобы не путаться в юридических толкованиях, из термина «дорога» возьмем только ее проезжую часть, поскольку вопрос касается движения и приоритета безрельсовых ТС.

Дорогам свойственно пересекаться (сливаться, разветвляться), образуя перекрестки. Можно утверждать, что с одной дороги происходит выезд (поворот) на другую дорогу.

Также дорогам свойственно иметь прилегающие к ней территории, которые с ней соединяются въездами/выездами.

Таким образом под «выездом на дорогу» следует понимать выезд на дорогу с прилегающей территории, а также «переезд» с одной дороги на другую непосредственно на перекрестке или дорожной развязке.

Разворот представляет собой изменение направления движения на противоположное от начального. Другими словами, сначала ехали «туда», затем, развернулись, и поехали по этой же дороге «обратно».

Теме разворотов на сайте АВТОНАУКА.РУ посвящены две основные статьи: разворот вне перекрестка — статья Выполнение разворота. Часть 1, разворот на перекрестках – статья Выполнение разворота. Часть 2.

Есть еще серия статей Разворот и Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. В этих сериях рассмотрен маневр «разворот» на его соответствие ПДД и некоторым правилам безопасности движения.

Здесь же, отвечая на вопрос, рассмотрим приоритет участников движения в процессе выполнения разворота в типичных для этого ситуациях: вне перекрестка и на перекрестках.

Выезд на дорогу с прилегающей территории

Выезд на дорогу с прилегающей территории — это совокупность маневров, в результате которых транспортное средство перемещается с прилегающей территории на проезжую часть дороги.

Предположим, вы выезжаете с прилегающей территории на дорогу, например, с места стоянки, а в это время, напротив выезда разворачивается автомобиль, едущий по этой дороге.

Допустим, что его водитель выбрал для разворота именно это место, потому что здесь разворот не запрещен, дорога становится немного шире, и ему удобно развернуться. Кто из вас проедет первым?

Выезд с прил территории
Выезд с территории 2

Ответ на этот вопрос дает пункт 8.3 ПДД: «При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения СИМ, и пешеходам, движущимся по ней …».

Автомобиль, который разворачивается, в этой ситуации пользуется преимуществом в движении, потому что он уже едет по этой дороге, а вы только выезжаете на нее. Поэтому, завершая разворот, он проедет первым.

Дворы также являются прилегающими территориями. См. пункт 1.2 ПДД и статью Движение во дворах и жилых зонах.

Поэтому, осуществляя выезд из двора, следует уступить дорогу всем участникам, которые уже по этой дороге движутся, в том числе и автомобилю, завершающему разворот через выезд со двора.

Выезд со второстепенной дороги на главную дорогу

Следующая ситуация: неравнозначный перекресток. Ваш выезд с второстепенной дороги на главную дорогу.

Предположим, что по главной дороге перекрестка разворачивается автомобиль, а вы с второстепенной дороги выезжаете на главную дорогу, и вам нужно повернуть направо.

Сейчас не станем рассуждать, почему ваш оппонент выбрал для разворота нерегулируемый перекресток. Вполне возможно, что ему так удобно. Кто из вас проедет первым?

На перекрестке

На этот вопрос отвечает пункт 13.9 ПДД: «На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения …»

Таким образом, осуществляя выезд с второстепенной дороги на главную, следует уступить всем, кто движется по главной дороге, в т.ч. водителю, завершающему разворот на этом перекрестке с главной дороги.

Выезд на равнозначный перекресток

Далее, точно такая же ситуация с разворотом на перекрестке, как рассмотренная выше, только перед вами равносторонний перекресток или перекресток равнозначных дорог.

Как и в предыдущем случае, допустим, что вам нужно на этом перекрестке повернуть направо.

Вы совершаете выезд на равнозначный перекресток по одной дороге, а по другой дороге, по отношению к вам с правой стороны, на него въезжает для разворота еще один автомобиль.

Кто из вас в этой ситуации должен уступить дорогу?

На равнозначном

На равнозначном перекрестке все дороги равны по значению, на таком перекрестке водители должны руководствоваться пунктом 13.11 ПДД:

«На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа …»

Из этого правила следует, что, выехав первым на равнозначный перекресток для разворота, тот водитель обязан остановиться, пропустить ваш автомобиль вперед (уступить вам дорогу как «помехе справа»), после чего, завершить свой разворот.

Посмотрим на эту же ситуацию глазами водителя, выполняющего разворот.

Он выезжает на равнозначный перекресток для разворота (справа и впереди у него помех нет), приступает к развороту, и видит ваш автомобиль, который после его разворота, позиционно находится у него с правой стороны.

В этом месте он должен остановиться, и уступить вам дорогу (как своей «помехе справа»).

Вы, в свою очередь, заезжаете на перекресток для поворота направо, и с вашей правой стороны помех нет. Поэтому у вас преимущество перед разворачивающимся автомобилем.

Встречный разъезд при развороте

Все случаи, перечисленные выше, относятся к ситуациям, когда автомобилисты подъезжают к перекрестку по разным дорогам.

Но они могут встретиться на перекрестке, подъехав к нему по одной дороге, но с прямо противоположных сторон.

В этом случае, в зависимости от типа перекрестка, действуют разные пункты правил: пункт 13.4 ПДД — если перекресток регулируемый, и 13.12 ПДД – если перекресток нерегулируемый.

Смысл у этих правил один: когда участвующие в дорожном движении встречаются на одной дороге, тогда в соответствии с упомянутыми выше пунктами уступить должен тот из них, который поворачивает налево или разворачивается.

Как не столкнуться с тем кто разворачивается

Правила определяют последовательность, какой она должна быть, но в реальности действия участников дорожного движения не всегда соответствуют ПДД на 100%, и это естественно.

Если Правила требуют уступить, но удается проехать до того момента, когда возникает необходимость уступить дорогу, то нарушения как бы нет.

Т.е. выручает некая уверенность, что удастся завершить маневр раньше, чем приблизится оппонент, которому ПДД обязывают уступить.

Тем не менее, есть смысл обратить внимание на одно неписаное правило: преимущество на дороге определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП.

Чтобы гарантировать себе безаварийный проезд, и суметь избежать ДТП, нужно постоянно следить за обстановкой вокруг своего автомобиля, и не стремиться «успеть проехать».

Для наглядного примера и понимания того, о чем изложено выше по тексту, можно ознакомиться со статьей Ситуация разъезда с автомобилем, выполняющим разворот.

Когда событие происходит на регулируемом перекрестке, то там все просто: одним участвующим сигнал светофора разрешает движение, другим — его запрещает.

Единственный спорный момент, это когда разворот на смене сигналов светофора будет происходить как завершение проезда перекрестка.

В соответствии с пунктом 13.7 ПДД вы имеете право выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка, а остальные не должны вам в этом препятствовать (пункт 13.8).

Также придется уступить дорогу водителю, завершающему разворот, когда ваш въезд на перекресток происходит на зеленую «стрелку», включенную одновременно с желтым или красным сигналом светофора (пункт 13.5).

Разъезд на перекрестке без светофора (выезд на перекресток, когда другой автомобиль разворачивается) рассмотрен выше по тексту.

Вот, собственно, почти все сложные ситуации взаимодействия участвующих на дороге, один из которых разворачивается.

С одной стороны, есть юридическое преимущественное право на проезд, т.е. право на первоочередное движение в соответствии с каким-то пунктом Правил.

Но в реальной ситуации это право вроде бы есть, а чтобы воспользоваться этим правом здесь и сейчас, возможности, по разным обстоятельствам, может не быть.

Поэтому, использовать свой приоритет есть смысл только тогда, когда у вас будет уверенность в том, что вам уступают дорогу.

На этом ответ вопрос «кто уступает во время разворота» можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение рассмотренной темы «выезд на дорогу» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Неосторожный выезд с прилегающей территории;
Правила проезда нерегулируемых перекрестков;
Разворот через прилегающую территорию слева;
Правила проезда регулируемых перекрестков;
Как безопасно выехать на главную дорогу;
Выезжая на главную, будь осторожен.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

8 комментариев

  1. Михаил

    23.01.2018 20:56

    Здравствуйте! Есть спор в одной из соцсетей. Поводом является вопрос ПДД.

    Суть такая. Дорога с двумя полосами движения, по одной в каждую сторону, разделена линией 1.5 дорожной разметки.

    В попутном направлении двигаются автомобиль А и за ним автомобиль Б, на встречной ОБОЧИНЕ (правее линии 1.2 разметки) стоит автомобиль В.

    Автомобиль Б, включив поворотник, начинает обгон автомобиля А, и в этот же момент автомобиль В, так же включив поворотник, начинает выезд в свою полосу.

    На дороге кроме них никого нет. Происходит лобовое столкновение.

    Кто из них виноват? Обгоняющий или выезжающий? Спасибо!!!

  2. Сергей Д.

    23.01.2018 21:21

    Здравствуйте Михаил.

    Если коротко, пункт 8.1 ПДД: «Перед началом движения … . При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения».

    Выполнение маневра в данном случае применительно к ситуации – это старт автомобиля и выезд на дорогу с обочины.

    В ДТП виноват водитель, начинающий движение с обочины. Включение «поворотника» не дает преимущества (пункт 8.2). Это лишь предупреждение о намерении участника выполнить маневр.

    Автомобиль, совершающий обгон, в этой ситуации уже движется! и если обгон выполняется в рамках ПДД, то нарушения, и соответственно, вины, с его стороны нет.

    В дополнение к ответу — ст. Выезд на дорогу с обочины и Подача сигнала поворота.

  3. Олег

    01.07.2019 17:12

    Здравствуйте, разрешите спор. Автомобиль А совершал разворот на автостоянке перед ТЦ, выполнил уже половину маневра.

    В это время автомобиль В заехал на автостоянку, и двигался по прямой через всю территорию стоянки.

    Случилось столкновение. Автомобиль А приехал в заднее правое колесо автомобилю В. Кто должен был уступить дорогу в данной ситуации?

  4. Сергей Д.

    01.07.2019 17:50

    Здравствуйте Олег.

    Автостоянка перед ТЦ является прилегающей территорией (пункт 1.2), на которой в соответствии с пунктом 8.9 ПДД действует правило «помеха справа»: ступить должен водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

    Это правило действует при условии, если оба автомобиля движутся, т.е. оба на дороге в равных правах. Другими словами, приоритет у того, кто уже движется, по отношению к другому, кто только начинает движение (пункт 8.1).

    Судя по схеме, изложенной в вопросе, преимущество было на стороне водителя, который разворачивался. Полагаю, что под фразой «выполнил уже половину маневра», подразумевается, что этот автомобиль находился в движении.

    Вообще, любое столкновение нужно рассматривать в привязке к месту события. В дополнение — статья Помеха справа в ПДД.

    Ну а основная причина ДТП — это невнимательность обоих участников. См. статью Причины возникновения ДТП.

  5. Олег

    01.07.2019 18:36

    Спасибо за быстрый ответ. Аварийный комиссар, вызванный на ДТП, прописал виновным водителя автомобиля А, совершавшего разворот.

    Можно ли сейчас оспорить данное решение?

  6. Сергей Д.

    01.07.2019 21:19

    Оспорить конечно можно и нужно, если есть уверенность в своей правде. В любом споре одного утверждения недостаточно.

    Еще нужно позаботиться о доказательствах своей правоты, подкрепленных соответствующим пунктом Правил.

    Еще может иметь значение в каком месте произошло столкновение. Я, ведь, не зря написал в предыдущем ответе, что нюансы нужно рассматривать на месте события.

    Уверены, что не виноваты? Значит, спорьте. Выигрывает, обычно тот, чьи доводы убедительнее. См. статью Прав — Не прав. Реальность.

  7. Иван

    02.04.2021 09:53

    Здравствуйте. Ситуация такая: перекрёсток главной дороги (попутное и встречное направление движение) и выезда с прилегающих территорий где установлен знак «уступи дорогу».

    На главной дороге автомобиль А совершает разворот и сходиться правым углом своего автомобиля с левым углом автомобиля Б, который завершает поворот с прилегающих территорий.

    Перекрёсток не регулируется светофорами. Кто должен в этой ситуации проехать первым?

  8. Сергей Д.

    02.04.2021 10:50

    Здравствуйте Иван.

    При выезде на дорогу с прилегающей территории пункт 8.3 ПДД обязывает уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней.

    В вашем случае имеется пересечение дороги с выездом с прилегающей территории. Знак 2.4 «Уступите дорогу» как бы дублирует требование пункта 8.3.

    Кроме перекрестков, знак «Уступите дорогу» устанавливают на выездах с прилегающих территорий, если пересечение можно толковать неоднозначно (например, его можно перепутать с равнозначным перекрестком).

    Первым проезжает автомобиль, который разворачивается по дороге.

    Дополнительно см. серию статей Выезд с прилегающей территории.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.