Юридическая консультация онлайн

Памятка

Популярные статьи

Видеоуроки. ПДД и вождение

Разбор дорожных ситуаций

Это может быть интересно

Главная » Безопасность

Как предупредить опасные ситуации на дороге

Как предупредить опасные ситуации на дороге

8 июня 2016 года вступили в силу очередные изменения в ПДД РФ. Эти изменения связаны с введением нового понятия «Опасное вождение», вследствие чего пункт 2.7 ПДД дополнился еще одним абзацем. Краткое изложение этих нововведений можно посмотреть по ссылке выше по тексту. Здесь же, рассмотрим данный перечень действий водителя, призванных понимать как опасное вождение, в том ключе, как целесообразно реагировать на возникновение опасных ситуаций на дороге.

Следует сразу обратить внимание на то, что перечисленные в пункте 2.7 действия водителя, опасным вождением будут считаться лишь при неоднократном их повторении, и в том случае, когда из-за тех действий (подрезал, не уступил, не дал обогнать и пр.) создается угроза жизни или здоровью участников, а также причинение разного рода материального ущерба. Тем не менее, те же самые действия, исполненные единожды, все равно «напрягают» обстановку, поскольку опасность на дороге, так или иначе, создается.

Начнем с того, что однозначного решения как избежать опасных ситуаций просто не существует. Все дорожные ситуации абсолютно разные, несмотря на то, что во многом некоторые из них похожи. Их различие объясняется участием разных транспортных средств, их количеством, скоростью, меняющейся интенсивностью движения. Они обусловлены участием разных водителей, имеющих каждый свою квалификацию, в том числе и различный водительский стаж.

 

Свои различия вносят особенность местности, где происходит событие, погодные условия, качество дороги и другие причины, включая даже такую особенность, что у одного автомобиля никогда не бывает одинакового сцепления с дорожным покрытием одновременно у каждого из его четырех колес. Вот, по этим и многим другим причинам невозможно составить единый алгоритм действий выхода из положения, и действовать целесообразно исходя из особенностей каждой конкретной ситуации.

Нужно отметить, что те действия водителя, определенные в пункте 2.7 как «опасное вождение», тесно связаны между собой, можно сказать, из одного следует другое, например, перестроение и обгон всегда связаны с изменением дистанции и бокового интервала. Но последствия, тем не менее, могут развиться любым образом.

Ситуации, связанные с перестроением. В пункте 8.4 ПДД указано, что «при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения». Это значит, что при попутном движении дорогу должен уступить тот водитель, который перестраивается (меняет полосу движения).

Но реальность такова, что кто-то едет быстрее основного потока, кто-то медленнее, и обязательно найдется такой участник, который будет ехать быстрее всех. О нарушении скоростного режима сейчас речь не идет, т.е. в реальности нарушение может быть, а может его и не быть, это не важно. Важно то, что вклиниваясь в поток машин, или меняя полосу движения, он вынуждает едущих сзади тормозить, т.е. «подрезает», или вынуждает тех как-то уклониться от случайного столкновения.

Реакция на такое «деяние» у едущих сзади водителей может быть неоднозначной, как, впрочем, и последствия самой реакции. Например, при попытке уклониться (сработал рулем в сторону), можно столкнуться с едущим сбоку другим автомобилем. Дал резко по тормозам – едущий сзади не успеет своевременно затормозить или объехать, и как вариант, вполне возможно столкновение. Короткая дистанция в потоке, по причине того, что «передний» авто резко дал по тормозам, может стать причиной, например, цепного столкновения (паровозика).

Почему такое происходит? По большому счету, к подобным ситуациям водитель оказывается просто не готов. Водитель не предполагает, что нечто подобное может произойти именно с ним. Он движется в потоке в соответствии со своим восприятием окружающей действительности, соблюдает ПДД и старается никому не мешать. Невольно у него создается ощущение, что другие участники движения по отношению к нему должны поступать таким же образом, т.е. соблюдать Правила, уважать чужие интересы.

Подобное отношение к реальности приводит к тому, что действия, выходящие за рамки такого восприятия, становятся просто неожиданными для водителя. Т.е., вдруг оказывается, что неожиданно кто-то вклинился и подрезал его, неожиданно вынудил тормозить или менять свою траекторию движения, кто-то неожиданно для всех поехал на красный свет, неожиданно пошел на обгон и прочие неожиданности. И естественно, водитель оказывается не готов ко всякого рода подобным неожиданностям.

«Лекарство» от неожиданных событий одно: следует всегда предполагать возможность наихудшего, и все время быть, так сказать, в процессе изменения дорожной ситуации. Другими словами, ситуация все время должна быть под контролем.

Несоблюдение дистанции и бокового интервала. Пункт 9.10 ПДД обязывает следующее: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения». Неожиданное встраивание в поток (подрезание), а также внезапное торможение «переднего» автомобиля почти всегда приводит к резкому сокращению дистанции до него.

Движение на неоправданно короткой дистанции, например, перед опережением или обгоном впереди едущего транспорта, — явление довольно частое. Чем оно вызвано, по сути, не важно, но сие действие очень нервирует того водителя, к которому попутчик «сел» на задний бампер. Когда видится в зеркалах подобная «картина», то сразу возникает боязнь, что тот, который сзади, в случае чего, не успеет своевременно притормозить, и «догонит» ваш авто. Понятное дело, что виновен будет тот, кто сзади, но все равно неприятно.

Выход их подобных ситуаций будет следующий. Дистанцию до «переднего» автомобиля рекомендуется держать примерно 2-3 секунды летом и 4-5 секунд — зимой. В статье Движение в потоке есть объяснение, почему дистанцию удобнее измерять в секундах. В зависимости от ситуаций, скорость потока меняется, и дистанцию можно и нужно постоянно корректировать.

Если кто-то позади вас движется почти вплотную к вашему авто, то целесообразно чуть сбавить скорость и немного увеличить свою дистанцию до вашего «переднего» автомобиля. Какой от этого выигрыш? В случае непредвиденных обстоятельств, или если водитель, едущий впереди вас, резко снизит скорость, у вас будет пара дополнительных секунд, чтобы затормозить плавно, и повышается вероятность, что сзади никто не «приедет».

Примерно так же следует поступать, когда в пространство перед вашим автомобилем кто-нибудь вклинивается с соседнего ряда (иногда это происходит нагло и быстро) – нужно плавно увеличить дистанцию до него. Бывает, что когда увеличили дистанцию, в это пространство, что образовалось впереди вас, тут же кто-то нахально вклинится, при этом, он может еще и резко затормозить по разным причинам. К такому событию нужно быть готовым, для этого требуется замечать, кто едет рядом с обеих сторон автомобиля. Страшного в таком поступке ничего нет, следует опять немного «отпустить» того вперед, чтобы снова увеличить дистанцию.

Смысл этих действий в том, чтобы обеспечить себе время для принятия решения и место для маневра. Ну а чтобы никакое из чужих действий не стало для вас неожиданным, требуется постоянно держать под контролем обстановку вокруг вашего автомобиля посредством зеркал и взглядов в «мертвую зону» через плечо.

По сути, любое неожиданное событие на дороге, именно неожиданное (которого не ждали) – это следствие того, что ситуация выходит из-под контроля, т.е. результат того, что где-то, что-то не досмотрели или не учли какой-то фактор.

Препятствование обгону, когда такое деяние осуществляется сознательно, относится к разряду неуравновешенных поступков. Имеется в виду не гонки, а именно препятствование обгону. Пункт 11.3 ПДД прямо запрещает препятствовать обгоняющему автомобилю, но желание доказать свое «превосходство», порой, берет верх над здравым смыслом.

Обгон, по определению, всегда связан с выездом на встречную полосу движения, и чем быстрее обгоняющий вернется на свою полосу, тем лучше. Разумеется, этот маневр должен проводиться по некоторым правилам. В статье О дистанции, скорости и приемах вождения есть видеоролик, в котором объясняется, как следует выполнять обгон. Там, впрочем, много полезных вещей, касающихся безопасности движения. В серии статей по дорожным ситуациям, посвященных обгону, есть несколько наглядных роликов на тему, каким образом может сложиться ситуация на дороге.

В любых ситуациях водитель принимает решение, как действовать, исходя из того, что он видит. Но просто смотреть и видеть недостаточно. Еще нужно успевать анализировать увиденное и прогнозировать развитие ситуации. Звучит замысловато, но на самом деле это не сложно. Этому нужно учиться. Само по себе умение наблюдать за дорогой не приходит.

Нужно знать мертвые (слепые) зоны своего автомобиля и не лениться «крутить» головой по сторонам. Внимательность и умение хорошо управлять своим автомобилем позволят избежать многих неприятностей на дороге.

Будьте внимательны за рулем, уважайте друг друга, берегите себя и окружающих.

Самые читаемые разделы сайта

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.