Как не «улететь» со скользкой дороги


Комментариев нет

Под выражением «улететь на машине с дороги» следует понимать потерю управления автомобилем, вследствие чего он может легко оказаться за пределами дороги.

Разумеется, за пределы дороги он выедет только в случае, если его ничто не остановит на этом «пути» в придорожный кювет, сугроб, на встречную полосу или за встречную обочину.

Зимой природа создает для таких ситуаций все условия: переменчивая погода, скользкая дорога, снегопад, дорожная колея с обледенелыми краями и т.п.

Далее, в статье:

Движение по скользкой дороге
Как ехать по скользкой дороге

Движение по скользкой дороге

Движение по скользкой дороге несколько коварно. Толщина снежного покрова на дорожном покрытии разная, нередко этот покров представляет собой не тающую «кашу» с реагентами, под этой кашей часто имеется лед.

Снег вперемешку с реагентами «перекатывается» с одного места на другое, и разносится повсеместно. Его стараются убирать, что значительно облегчает перемещение, и одновременно создает иллюзию устойчивого покрытия.

По этим физическим причинам, а также в следствие кажущейся уверенности легко потерять управление даже на относительно «чистой», т.е. свободной от снега дороге.

Как такое вообще происходит? Со стороны ситуация выглядит как мистическая: автомобиль едет по ровной дороге, и вдруг, ни с чего, его начинает водить из стороны в сторону, затем, крутить, т.е. вращать.

После этого неуправляемый автомобиль может оказаться где угодно: либо на встречной полосе, либо в сугробе, либо его вовсе выбрасывает с дороги. Перспектива может быть самая жуткая.

 

У последствий такого виляния и вращения всего две причины: неправильное или несвоевременное торможение, а также работа «газом», и неправильная работа рулевым колесом.

В добавок, эти действия происходят на небезопасной скорости, т.е. скорости большей, чем она необходима для безопасного движения по этому конкретному участку дороги.

Впереди авария

Вполне справедливо возникают вопросы: что значит «неправильное», и каким тогда должно быть правильное руление, правильное торможение или работа «газом»?

Рулить следует плавно, без резких движений. Сам по себе автомобиль вилять не станет. См. статью Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота и Как автомобиль поворачивает.

Автомобиль ведет себя одинаково как во время движения на скользкой дороге, так и на не скользкой, каким является, например, летний сухой асфальт. Т.е. автомобиль едет, разгоняется, поворачивает, тормозит, снова едет и так далее.

Разницы между зимней и летней ездой нет. Почему нет, об этом подробно изложено в статье Осторожно, скользкая дорога. Тогда по каким причинам происходят подобные «выкрутасы»?

Автомобиль опирается на дорогу четырьмя колесами, образуя пятна их контакта. И этот контакт – есть сила сцепления колес с дорожным покрытием.

Разница между летним и зимним вариантом движения лишь в том, что на скользкой поверхности сцепление колес с дорожным покрытием теряется на значительно меньшей скорости, чем на не скользкой.

Добавим сюда физику движения, т.е. нагрузку — разгрузку по осям и колесам автомобиля, и получим полный набор причин его зимней курсовой «неустойчивости».

В статьях Как научиться ездить ровно и Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля есть разъяснение, как перезагружаются левые и правые колеса в процессе их поворота в левую или правую сторону.

Там же есть рекомендации по выходу из заноса на переднем и заднем типе привода автомобиля.

Как ехать по скользкой дороге

Автомобиль едет туда, куда направлены его передние колеса. Шины цепляются за дорогу, и катятся в направлении, которое водитель задает рулевым колесом.

Предположим, вы движетесь по прямой дороге, и вам нужно перестроиться. На дороге небольшая снежная колея. Вы пытаетесь выехать из полосы, но у вас ничего не выходит.

Что обычно происходит, когда руль повернут, а автомобиль не поворачивает, или откликается на поворот руля слабо, но продолжает, при этом, ехать вперед?

Возникает желание еще больше довернуть руль, чтобы автомобиль, так сказать, повернул, в конце концов. Этого делать нельзя.

Именно этот добавочный поворот рулевым колесом является ошибочным действием. Почему это так?

Когда автомобиль на скользкой дороге не слушается руля, это значит, что управляющие колеса не цепляются за дорогу, а скользят по ней.

Еще больший поворот руля повернет передние колеса еще сильнее, но пока колеса не зацепятся за дорожную поверхность, этот большой угол поворота колес никак не повлияет на траекторию движения.

Но стоит только в какой-то момент передним колесам зацепиться за дорогу, как автомобиль поедет именно в том направлении, куда они (передние колеса) будут повернуты.

Поедет – это мягко сказано. С учетом скорости и качества «зацепа» его просто «бросит» в ту сторону. В таком случае, чтобы удержать машину на дороге, от вас потребуется немало усилий.

Чтобы избежать подобных «поворотов», нужно запомнить правило: автомобиль остается управляемым только при наличии сцепления у его колес с дорожным полотном, т.е. когда колеса катятся, а не скользят.

Если колеса начали скользить, значит, скорость в данном случае высокая. Необходимо слегка ее уменьшить, но ни в коем случае не торможением.

Зимняя дорога

На прямом участке скорость можно снизить плавным (не резким) сбросом «газа» на «прямых» колесах.

Кратковременный сброс «газа» загрузит переднюю ось, и тем самым усилит давление на передние колеса – они зацепятся за дорогу.

Но сброс «газа» необходимо делать только на «прямых» колесах (руль в положении «прямо»), и если автомобиль не слушается руля, то в этом случае очень нежелательно тормозить.

Когда сцепление колес с дорогой неравномерное, торможение может вызвать разворачивающий момент в поперечной оси, и машину начнет вращать.

Если начинает развиваться занос, автомобиль с передним приводом нужно стабилизировать добавлением «газа» — в этом случае «передок» как бы вытягивает машину из заноса.

На заднеприводном автомобиле занос стабилизируется наоборот, сбросом «газа» — в таком случае «задок» перестает «толкать» машину вперед, и занос прекращается.

 

На зимней дуге поворота решающими факторами безопасности являются плавность хода (отсутствие рывков в процессе поворота) и скорость вашего автомобиля.

Скорость целесообразно сбавить еще до поворота, а сам поворот (дугу поворота) следует пройти с постоянной скоростью (без ускорений и торможений, на ровном «газу»).

Во время движения по скользкой дороге это требование обязательно. Для справки см. статью Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота.

Если автомобиль перестал поворачивать на дуге поворота (такое явление называется снос), то это следствие высокой (небезопасной) скорости, и признак того, что передние колеса потеряли сцепление с дорожным полотном (заскользили).

Для того, чтобы в процессе поворота вернуть колесам сцепление с дорогой, нужно немного повернуть руль обратно, но не в прямое положение, а лишь приотпустить его. Необходимо действовать «дозированно».

Вот, пожалуй, и вся техника безопасности для того, чтобы доехать по скользкой дороге из точки А в точку Б целым и невредимым.

В несколько похожей ситуации в том плане, как легко можно «улететь» на машине с дороги, можно оказаться не только зимой, но и летом.

Понятие «скользкий участок» вовсе не означает, что обязательно должно быть холодное время года, и на дороге должен быть гололед. В относительно теплый период скольжение обеспечивают другие факторы.

На твердом асфальте может оказаться песок, глина, мелкий щебень и прочие сыпуче-скользящие наносы. Первые капли дождя на пыльном асфальте создают пленку-смазку для шин.

Глина и песок в местах примыкания или пересечения грунтовых дорог неплохо обеспечивают скользкость этих участков при разных погодных условиях. См. статью Хотел обогнать, но не повезло.

Электронные системы стабилизации в подобных случаях могут вам помочь, но не следует целиком полагаться только на них. Главный за рулем все равно остается водитель (читайте — вы). И только вы в ответе за свои действия.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «движение по скользкой дороге», «как ехать по скользкой дороге» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Вождение автомобиля зимой. Маневрирование;
Осторожно, скользкая дорога;
Пришли холода – меняем стиль вождения;
Подскользнулся;
Хотел как лучше …

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Безопасность

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.