Как правильно сидеть за рулем


2 комментария

Здравствуйте, уважаемый читатель.

Порассуждаем о том, как правильно сидеть за рулем автомобиля, какой должен быть наклон у спинки водительского кресла, и какие преимущества или недостатки дает тот или иной тип посадки.

Вопрос читателя: Несколько раз попадалось высказывание, что спинка сиденья водителя должна быть почти вертикально, что не всегда удобно.

А почему нельзя ездить с наклоненной спинкой? Вопрос не принципиальный, просто интересно.

Ответ. Фраза «нельзя ездить с наклоненной спинкой» в данном случае не совсем корректна. Ездить можно, но необходимо уточнить: насколько большим будет наклон спинки.

И уже отсюда будет следовать эффективность управления из такой позы. Имеет смысл рассматривать не просто положение тела за рулем, а эффективность управления автомобилем из такой позы.

Более подойдет выражение: категорически НЕ рекомендуется ездить с сильно наклоненной спинкой кресла, типа псевдо «спортивная» посадка водителя.

«Спортивная» специально взято в кавычки, потому что к спортивной езде такая посадка не имеет никакого отношения. Ниже, по тексту будет объяснение, почему это так.

В отличие от водительского, сиденье переднего пассажира можете настроить так, как вам будет угодно, потому что пассажир не участвует в процессе управления автомобилем.

А водительское кресло необходимо подстроить под себя, и отрегулировать его таким образом, чтобы было удобно эффективно работать рычагами управления, которыми являются рулевое колесо, рычаг КПП, педали и т.д.

Глядя на проезжающие мимо машины, наверняка многие обращали внимание на то, как по-разному, то есть в разных позах, водители сидят за рулем в процессе управления своим автомобилем.

Можно пройтись вдоль парковки, и посмотреть, как отрегулировано положение спинок водительских сидений у разных машин. Не исключено, что попадется экземпляр с положением полулежа.

В общем, есть такой факт, что посадка за рулем у всех не одинаковая. И это естественно.

Конституция тела у людей разная (рост, длина ног, рук, наличие «авторитета»), и было бы глупо требовать от всех сидеть в кресле водителя одинаково, так, как учили в автошколе.

 

Кроме всех прочих «правильностей», главный критерий правильной посадки за рулем — чтобы было удобно и эффективно управлять (рулить, работать педалями).

Ниже порассуждаем о том, для чего необходимо правильно сидеть за рулем в процессе управления автомобилем во время его движения, и что дает этот навык.

Можно выделить три распространенных типа посадки за рулем. Распространенных — в смысле, встречающихся. Но это вовсе не означает, что все они соответствуют оптимальному положению:

  • Условно прямая (когда спинка кресла расположена почти вертикально, с небольшим наклоном) — оптимально;
  • Условно спортивная (с откинутой назад спинкой кресла) — неприемлемо;
  • Вальяжная (как условно спортивная, но расслабленная, с некой долей небрежности) — абсолютно неприемлемо.

Удобно управлять возможно только в одном случае: когда ваша спина лопатками чувствует упор в спинку кресла, а руки, при этом, держат руль свободно. Хорошо упереться можно только тогда, когда наклон у спинки минимальный.

Информация о том, как правильно и удобно настроить под себя водительское кресло, расположить ноги на педалях и руки на рулевом колесе, есть в статье Управление автомобилем. Часть 1. Посадка.

Если кратко:

Придвиньте кресло так, чтобы при нажатии на педаль тормоза правая нога оставалась слегка согнутой в коленном суставе. Поясница, при этом, упирается в спинку кресла.

Также и с левой ногой. При полном нажатии на педаль сцепления (если механическая КПП) левая нога должна остаться чуть согнутой в колене.

После этого установите спинку в почти вертикальное положение, чтобы ваши лопатки плотно прижались к ней, а ваша вытянутая рука «легла» запястьем на верхнюю часть обода рулевого колеса.

Аля норм

После всего этого, из получившейся позы настройте зеркала заднего вида. Вот такая посадка и будет ответом на вопрос «как правильно сидеть за рулем».

Основные плюсы, которые дает вам правильная посадка, это чувство автомобиля и лучший контроль его перемещения, особенно на поворотах (чувство крена, нагрузки/разгрузки по осям, чувство сноса или заноса).

Далее, есть смысл обсудить минусы условно спортивной и вальяжной посадки за рулем автомобиля, потому что при кажущейся «крутости» эти способы не только не удобны для управления, но еще могут нанести вред.

 

Первая сторона медали — физическая.

Когда торс откинут назад (а смотреть приходится вперед), то голова естественным образом тоже наклоняется вперед. В такой позе нарушается кровообращение в области шеи, и шея вместе с плечами начинает болеть.

А теперь представьте, если вам понадобится быстро посмотреть влево-назад или вправо-назад. Из положения «полулежа» это сделать проблематично, шея может «заклинить».

Долгое время вы в такой позе полноценно не продержитесь — быстро устанете. Как выглядит такая посадка, примерный вариант на картинке ниже.

Аля спорт

Вторая сторона медали — техническая.

Бывают ситуации, когда необходимо, как говорят, «наступить на тормоз», т.е. как следует надавить на педаль тормоза.

При нормальной посадке в этом помогает упор вашей спины в спинку кресла. Но из положения «полулежа» такого упора нет. Вы давите на тормоз, а спина скользит по спинке кресла. Пусть не сильно, но скользит.

По сути, вы отталкиваетесь от педали тормоза собственной ногой, и давление на педаль ослабевает. Чтобы это давление усилить, вы будете вынуждены крепче ухватиться за руль, как бы цепляясь за него, и тянуть его на себя.

В этот момент вы не сможете физически рулить, потому что будете НЕ держать руль (как положено для управления), а ДЕРЖАТЬСЯ за руль!

Именно по этой причине случаются аварии на прямой линии, когда водитель тупо тормозит, а при имеющейся возможности объехать слева или справа, не может физически этого сделать.

Один пример такого ДТП рассмотрен в статье Сигналить и тормозить, или объехать? Очень наглядно.

Чтобы не оказаться в похожих обстоятельствах, необходимо иметь представление о том, к каким последствиям все это может привести.

Нужно постараться понять, что ваше тело способно среагировать на опасность быстро и эффективно, только сидя за рулем в правильной для управления автомобилем позе (см. выше).

Если вы сели за руль в позе «для отдыха», как в домашнем кресле, то ваша реакция будет соответствующая.

О том, как правильно (в соответствии с ПДД) садиться за руль (в смысле, в автомобиль), см. статью Как правильно садиться в машину и выходить из машины.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «как правильно сидеть за рулем», чтобы было удобно управлять автомобилем и адекватно реагировать на изменение дорожной обстановки, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Управление автомобилем. Часть 3. Педали;
Почему важно соблюдать дистанцию;
Что делать, если подрезали на дороге;
Опасное вождение;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Виктор

    10.08.2024 19:03

    Еще вопрос по СИМ.

    Пункт 24.6. Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

    В данном пункте не указано, что 25 — это для города. Но, уже есть много СИМ, которые имеют гораздо большую максимальную скорость. Они вне закона?

    С учетом пункта 24.5, где для СИМ запрещен объезд автомобилей слева, скоростные СИМ невозможно использовать на проезжей части в городе и, также, нельзя использовать на тротуарах, т.к. они обычно тяжелее 35 кг.

    Все, кто уже купили, просто выбросили деньги на ветер?

  2. Сергей Д.

    11.08.2024 12:22

    Здравствуйте Виктор.

    В пункте 24.2.1 ПДД указано, что движение СИМ разрешается по правому краю проезжей части на дороге, где разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, т.е. в населенном пункте.

    Движение на СИМ вне населенного пункта еще не рассматривают. Вполне возможно, что это будет одной из тем для будущих поправок в ПДД.

    Движение на СИМ разрешено со скоростью не более 25 км/ч (пункт 24.6 ПДД). При этом, не важно, что «самокат» может ехать со скоростью намного большей, чем разрешают ПДД.

    Ведь, автомобиль, который легко едет 200 км/ч, не должен превышать разрешенную ПДД скорость (условно, город 60 км/ч, вне города 90 км/ч., если не автомагистраль).

    Скоростное СИМ не обязательно должно иметь тяжелую конструкцию. «Вне закона» — это движение СИМ со скоростью более 25 км/ч.

    Что касается тяжелых СИМ, то они могут ездить в населенном пункте по полосе для велосипедистов, по велосипедной дорожке, по обочине и по правому краю проезжей части.

    Ну и для того, чтобы не пришлось нарушать ПДД, есть смысл заранее прокладывать маршрут своего движения.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.