Здравствуйте, уважаемый читатель.
Порассуждаем о том, как правильно сидеть за рулем автомобиля, какой должен быть наклон у спинки водительского кресла, и какие преимущества или недостатки дает тот или иной тип посадки.
Вопрос читателя: Несколько раз попадалось высказывание, что спинка сиденья водителя должна быть почти вертикально, что не всегда удобно.
А почему нельзя ездить с наклоненной спинкой? Вопрос не принципиальный, просто интересно.
Ответ. Фраза «нельзя ездить с наклоненной спинкой» в данном случае не совсем корректна. Ездить можно, но необходимо уточнить: насколько большим будет наклон спинки.
И уже отсюда будет следовать эффективность управления из такой позы. Имеет смысл рассматривать не просто положение тела за рулем, а эффективность управления автомобилем из такой позы.
Более подойдет выражение: категорически НЕ рекомендуется ездить с сильно наклоненной спинкой кресла, типа псевдо «спортивная» посадка водителя.
«Спортивная» специально взято в кавычки, потому что к спортивной езде такая посадка не имеет никакого отношения. Ниже, по тексту будет объяснение, почему это так.
В отличие от водительского, сиденье переднего пассажира можете настроить так, как вам будет угодно, потому что пассажир не участвует в процессе управления автомобилем.
А водительское кресло необходимо подстроить под себя, и отрегулировать его таким образом, чтобы было удобно эффективно работать рычагами управления, которыми являются рулевое колесо, рычаг КПП, педали и т.д.
Глядя на проезжающие мимо машины, наверняка многие обращали внимание на то, как по-разному, то есть в разных позах, водители сидят за рулем в процессе управления своим автомобилем.
Можно пройтись вдоль парковки, и посмотреть, как отрегулировано положение спинок водительских сидений у разных машин. Не исключено, что попадется экземпляр с положением полулежа.
В общем, есть такой факт, что посадка за рулем у всех не одинаковая. И это естественно.
Конституция тела у людей разная (рост, длина ног, рук, наличие «авторитета»), и было бы глупо требовать от всех сидеть в кресле водителя одинаково, так, как учили в автошколе.
Кроме всех прочих «правильностей», главный критерий правильной посадки за рулем — чтобы было удобно и эффективно управлять (рулить, работать педалями).
Ниже порассуждаем о том, для чего необходимо правильно сидеть за рулем в процессе управления автомобилем во время его движения, и что дает этот навык.
Можно выделить три распространенных типа посадки за рулем. Распространенных — в смысле, встречающихся. Но это вовсе не означает, что все они соответствуют оптимальному положению:
- Условно прямая (когда спинка кресла расположена почти вертикально, с небольшим наклоном) — оптимально;
- Условно спортивная (с откинутой назад спинкой кресла) — неприемлемо;
- Вальяжная (как условно спортивная, но расслабленная, с некой долей небрежности) — абсолютно неприемлемо.
Удобно управлять возможно только в одном случае: когда ваша спина лопатками чувствует упор в спинку кресла, а руки, при этом, держат руль свободно. Хорошо упереться можно только тогда, когда наклон у спинки минимальный.
Информация о том, как правильно и удобно настроить под себя водительское кресло, расположить ноги на педалях и руки на рулевом колесе, есть в статье Управление автомобилем. Часть 1. Посадка.
Если кратко:
Придвиньте кресло так, чтобы при нажатии на педаль тормоза правая нога оставалась слегка согнутой в коленном суставе. Поясница, при этом, упирается в спинку кресла.
Также и с левой ногой. При полном нажатии на педаль сцепления (если механическая КПП) левая нога должна остаться чуть согнутой в колене.
После этого установите спинку в почти вертикальное положение, чтобы ваши лопатки плотно прижались к ней, а ваша вытянутая рука «легла» запястьем на верхнюю часть обода рулевого колеса.
После всего этого, из получившейся позы настройте зеркала заднего вида. Вот такая посадка и будет ответом на вопрос «как правильно сидеть за рулем».
Основные плюсы, которые дает вам правильная посадка, это чувство автомобиля и лучший контроль его перемещения, особенно на поворотах (чувство крена, нагрузки/разгрузки по осям, чувство сноса или заноса).
Далее, есть смысл обсудить минусы условно спортивной и вальяжной посадки за рулем автомобиля, потому что при кажущейся «крутости» эти способы не только не удобны для управления, но еще могут нанести вред.
Первая сторона медали — физическая.
Когда торс откинут назад (а смотреть приходится вперед), то голова естественным образом тоже наклоняется вперед. В такой позе нарушается кровообращение в области шеи, и шея вместе с плечами начинает болеть.
А теперь представьте, если вам понадобится быстро посмотреть влево-назад или вправо-назад. Из положения «полулежа» это сделать проблематично, шея может «заклинить».
Долгое время вы в такой позе полноценно не продержитесь — быстро устанете. Как выглядит такая посадка, примерный вариант на картинке ниже.
Вторая сторона медали — техническая.
Бывают ситуации, когда необходимо, как говорят, «наступить на тормоз», т.е. как следует надавить на педаль тормоза.
При нормальной посадке в этом помогает упор вашей спины в спинку кресла. Но из положения «полулежа» такого упора нет. Вы давите на тормоз, а спина скользит по спинке кресла. Пусть не сильно, но скользит.
По сути, вы отталкиваетесь от педали тормоза собственной ногой, и давление на педаль ослабевает. Чтобы это давление усилить, вы будете вынуждены крепче ухватиться за руль, как бы цепляясь за него, и тянуть его на себя.
В этот момент вы не сможете физически рулить, потому что будете НЕ держать руль (как положено для управления), а ДЕРЖАТЬСЯ за руль!
Именно по этой причине случаются аварии на прямой линии, когда водитель тупо тормозит, а при имеющейся возможности объехать слева или справа, не может физически этого сделать.
Один пример такого ДТП рассмотрен в статье Сигналить и тормозить, или объехать? Очень наглядно.
Чтобы не оказаться в похожих обстоятельствах, необходимо иметь представление о том, к каким последствиям все это может привести.
Нужно постараться понять, что ваше тело способно среагировать на опасность быстро и эффективно, только сидя за рулем в правильной для управления автомобилем позе (см. выше).
Если вы сели за руль в позе «для отдыха», как в домашнем кресле, то ваша реакция будет соответствующая.
О том, как правильно (в соответствии с ПДД) садиться за руль (в смысле, в автомобиль), см. статью Как правильно садиться в машину и выходить из машины.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «как правильно сидеть за рулем», чтобы было удобно управлять автомобилем и адекватно реагировать на изменение дорожной обстановки, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Управление автомобилем. Часть 3. Педали;
Почему важно соблюдать дистанцию;
Что делать, если подрезали на дороге;
Опасное вождение;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
10.08.2024 19:03
Еще вопрос по СИМ.
Пункт 24.6. Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.
В данном пункте не указано, что 25 — это для города. Но, уже есть много СИМ, которые имеют гораздо большую максимальную скорость. Они вне закона?
С учетом пункта 24.5, где для СИМ запрещен объезд автомобилей слева, скоростные СИМ невозможно использовать на проезжей части в городе и, также, нельзя использовать на тротуарах, т.к. они обычно тяжелее 35 кг.
Все, кто уже купили, просто выбросили деньги на ветер?
11.08.2024 12:22
Здравствуйте Виктор.
В пункте 24.2.1 ПДД указано, что движение СИМ разрешается по правому краю проезжей части на дороге, где разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, т.е. в населенном пункте.
Движение на СИМ вне населенного пункта еще не рассматривают. Вполне возможно, что это будет одной из тем для будущих поправок в ПДД.
Движение на СИМ разрешено со скоростью не более 25 км/ч (пункт 24.6 ПДД). При этом, не важно, что «самокат» может ехать со скоростью намного большей, чем разрешают ПДД.
Ведь, автомобиль, который легко едет 200 км/ч, не должен превышать разрешенную ПДД скорость (условно, город 60 км/ч, вне города 90 км/ч., если не автомагистраль).
Скоростное СИМ не обязательно должно иметь тяжелую конструкцию. «Вне закона» — это движение СИМ со скоростью более 25 км/ч.
Что касается тяжелых СИМ, то они могут ездить в населенном пункте по полосе для велосипедистов, по велосипедной дорожке, по обочине и по правому краю проезжей части.
Ну и для того, чтобы не пришлось нарушать ПДД, есть смысл заранее прокладывать маршрут своего движения.