- Дорожные знаки особых предписаний
- Знаки особых предписаний 5.1 — 5.4
- Знаки особых предписаний 5.5 — 5.10
- Знаки особых предписаний 5.11.1 — 5.14.3
- Знаки направлений движения по полосам
- Знаки «Начало полосы» и «Конец полосы»
- Знаки особых предписаний 5.16 — 5.22
- Знаки Начало и Конец населенного пункта
- Знаки особых предписаний 5.27 — 5.32
- Знаки Пешеходная зона и Велосипедная зона
- Знаки «Зона с ограничением экологического класса»
В этой части рассмотрим дорожные знаки 5.15.3, 5.15.4 «Начало полосы» и знаки 5.15.5, 5.15.6 «Конец полосы».
Рассмотрим, для чего применяют перечисленные знаки, и в чем их отличие между собой, несмотря на сходство в названиях.
В заключении проясним особенность движения на участках дорог, обозначенных этими знаками.
Далее, в статье:
Знак 5.15.3 «Начало полосы»
Знак 5.15.4 «Начало полосы»
Знак 5.15.5 «Конец полосы»
Знак 5.15.6 «Конец полосы»
Конец полосы. Кто должен уступить дорогу
Знак 5.15.3 «Начало полосы»
Начало дополнительной полосы на подъеме или полосы торможения.
Если на знаке, установленном перед дополнительной полосой, изображен знак (знаки) 4.6 «Ограничение минимальной скорости», то водитель ТС, который не может продолжать движение по основной полосе с указанной или большей скоростью, должен перестроиться на полосу, расположенную справа от него.
Знаком 5.15.3 «Начало полосы» обозначается начало дополнительной полосы на подъеме или начало полосы торможения на пересечениях и примыканиях дорог. Этот знак также применяют при увеличении числа полос для движения в данном направлении справа.
Дорожный знак 5.15.3 устанавливают у начала отгона такой полосы.
Данный знак с изображением знака 4.6 «Ограничение минимальной скорости» применяют в тех случаях, когда необходимо установить минимально допустимую скорость на левой полосе (или полосах), ведущей (ведущих) на подъем.
Это делается с целью увеличения пропускной способности данного участка дороги, поскольку на левых полосах машины должны двигаться быстрее.
Принцип простой, он применим на любых дорогах — кто не может двигаться быстро — занимает правую полосу, и едет не спеша, тем более, если дорога ведет на подъем. Кто может ехать быстрее — занимает левые полосы, опережая остальных.
Знак 5.15.4 «Начало полосы»
Начало участка средней полосы трехполосной дороги, предназначенного для движения в данном направлении.
Если на знаке 5.15.4 изображен знак, запрещающий движение каким-либо транспортным средствам, то движение этих транспортных средств по соответствующей полосе запрещается.
Знаком 5.15.4 «Начало полосы» обозначается начало участка средней полосы трехполосной дороги, предназначенного для движения в данном направлении. Т.е. до знака 5.15.4 на проезжей части было две полосы, после этого знака слева добавляется еще одна полоса и дорога становится трехполосной.
Знак 5.15.4 устанавливают у начала отгона полосы или переходной линии разметки.
Знак допускается применять для обозначения полосы, предназначенной для поворота налево или разворота, или при увеличении числа полос для движения в данном направлении.
Бывают случаи, когда новые полосы, образованные перед перекрестками знаками «Начало полосы», и предназначенными для поворотов направо или налево, используются не по прямому назначению, а например, для того чтобы объехать своих попутчиков на более высокой скорости.
Нет смысла разбираться в причинах таких нарушений, нужно просто иметь в виду, что такое случается, и быть внимательным.
Два похожих случая рассмотрены в статьях Опережение по «новой» полосе и Опережение по полосе, предназначенной для поворота направо.
Если возникнет соблазн самому объехать поток машин по полосе, предназначенной для поворота, то нужно помнить, что за это нарушение предусмотрен штраф 1500 рублей (на момент публикации) по ст.12.15 ч.1 КоАП РФ.
Знак 5.15.5 «Конец полосы»
Конец дополнительной полосы на подъеме или полосы разгона.
Знаком 5.15.5 «Конец полосы» обозначается конец дополнительной полосы на подъеме или конец полосы разгона.
Знак указывает, что в данном направлении число полос для движения уменьшается, и водителям следует перестроиться левее.
Знак 5.15.5 устанавливают у начала отгона полосы или переходной линии разметки, но сам знак, обычно, видно издалека.
Еще на приближении к знаку есть смысл оценить ситуацию на соседней полосе слева-сзади вашего автомобиля и приготовиться к перестроению левее.
Нет смысла тянуть до последнего, и ехать до самого конца полосы, т.е. до знака «Конец полосы». Целесообразно выбрать момент и перестроиться левее заранее, когда есть возможность сделать это безопасно.
В противном случае есть риск доехать до конца полосы и вынужденно остановиться, потому что «соседи» по дороге слева просто не впустят в свою полосу. Этот вопрос обсужден в статье Выезд с полосы разгона или дополнительной полосы.
Знак 5.15.6 «Конец полосы»
Конец участка средней полосы на трехполосной дороге, предназначенного для движения в данном направлении.
Знаком 5.15.6 «Конец полосы» обозначается конец полосы, предназначенной для движения в данном направлении или конец участка средней полосы на трехполосных дорогах, обозначенного знаком 5.15.4 «Начало полосы».
После этого знака дорога становится с левой стороны все более узкой, пока полоса не закончится, т.е. потребуется перестроиться вправо.
Знак допускается применять для обозначения конца полосы разгона, расположенной слева от основных полос, предназначенных для движения в данном направлении.
Знак устанавливают у начала отгона полосы или у начала переходной линии разметки.
Знак видно издалека, но готовиться к перестроению нужно чуть раньше, не дожидаясь, когда в конце полосы соберется несколько машин, или вы сами упретесь в ее конец.
В часы пик такое происходит часто. Подробности — в статье Выезд с полосы разгона или дополнительной полосы.
Рекомендации по перестроению на проезжей части остаются такие же, как изложено «под» знаком 5.15.5 (выше по тексту).
С общими правилами перестроения, а также с решением некоторых спорных вопросов, возникающих в процессе перестроения, можно ознакомиться в серии статей Перестроение.
Конец полосы. Кто должен уступить дорогу
Знак «Конец полосы» информирует водителя, что очень скоро, через несколько метров, полоса, по которой едет автомобиль, закончится. Водителю следует перестроиться на смежную полосу.
Рядом, по соседней полосе, не меняя своего направления, обычно, едут и другие машины. Кто должен уступить дорогу при перестроении в этой ситуации?
В соответствии с пунктом 8.4 ПДД, при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.
Другими словами, когда перестраивается кто-то один из двоих участников движения, и их пути в этом процессе пересекаются, то уступает тот, кто перестраивается. Этот вопрос подробно рассмотрен в статье Одиночное перестроение. Теория и практика.
Таким образом, когда полоса заканчивается (впереди — один из знаков 5.15.5 или 5.15.6), то уступить дорогу должен водитель, который съезжает с обозначенной полосы, перестраиваясь на соседнюю полосу дороги.
Конец полосы — это своего рода сужение проезжей части. В дополнение к этой теме предлагаю ознакомиться с материалом статьи Кто уступает при сужении дороги.
Полный список дорожных знаков особых предписаний с краткими комментариями (пояснениями) на сайте avtonauka.ru размещен в Приложении 1 ПДД.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
В продолжение темы о безопасности движения по дорогам предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Выезд с полосы разгона или дополнительной полосы;
Полоса разгона и полоса торможения;
Опережение по «новой» полосе;
Опережение по полосе, предназначенной для поворота направо;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий