Здравствуйте, уважаемый читатель.
В статье обсудим движение вне населенного пункта как единый процесс перемещения из точки А в точку Б.
Есть смысл порассуждать о таких понятиях, как скорость движения вне населенного пункта, движение по полосам вне населенного пункта и элементы маневрирования, в частности перестроение и обгон вне населенного пункта.
Поехали.
1. Скорость движения вне населенного пункта
2. Движение по полосам вне населенного пункта
3. Обгон вне населенного пункта
Скорость движения вне населенного пункта
В процессе движения вне населенного пункта (за городом, поселком, селением и др.) часто наблюдается такая картина: одни машины едут, можно сказать, умеренно, другие их обходят или обгоняют как «стоячих».
Скорость общего потока неравномерна. Это хорошо заметно на многополосных дорогах.
Движение с большой скоростью ненаказуемо, если не превышается предел разрешенной ее величины, отведенной для данного участка дороги.
И тут возникает вопрос: а с какой максимальной скоростью разрешается движения вне населенного пункта?
На этот вопрос ответ дает пункт 10.3 ПДД раздела «Скорость движения».
Если дорога не автомагистраль, то вне населенного пункта легковым автомобилям, мотоциклам и грузовикам с РММ до 3,5 тонн разрешается движение со скоростью не более 90 км/ч.
На этой странице есть сводная таблица с разрешенной скоростью по видам транспортных средств.
Следует обратить внимание, когда в ПДД перечисляются значения разрешенной скорости, перед каждым значением стоит словосочетание «не более. Т.е. разрешается движение со скоростью не более указанного значения.
То же самое относится к знакам 3.24 «Ограничение максимальной скорости». Запрещается движение со скоростью превышающей указанную на знаке.
Тем не менее, существующая в настоящее время система санкций за нарушение скоростного режима позволяет водителям превышать разрешенную скорость на величину до ненаказуемых 20 км/час.
Использовать эту возможность или не использовать решает каждый сам.
Еще есть такое понятие, как безопасная скорость. Ее точное значение невозможно выразить в цифрах, потому что в каждом конкретном случае она всегда разная.
Так вот, для того, чтобы не попасть в ДТП в процессе движения вне населенного пункта, как, собственно, и при любом движении, есть смысл перемещаться с безопасной скоростью.
О том, что это такое, см. статью Что такое безопасная скорость.
Движение по полосам вне населенного пункта
Следующий вопрос – по каким полосам разрешается движение вне населенного пункта. На него дает ответ пункт 9.4 ПДД:
«Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых. …
… Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5т – только для поворота налево или разворота.
Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
Таким образом, если у дороги четыре и более полосы, то во время движения вне населенного пункта следует держаться правых полос.
Занимать левые полосы разрешается в соответствии с пунктом 9.4 (в случаях, когда заняты правые полосы, и для поворота налево и разворота).
Кроме этого, на автомагистралях запрещается движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы (пункт 16.1 абзац 3).
Движение по левой полосе без причин, оговоренных в пункте 9.4, только потому, что так удобнее, влечет наложение санкций по ст.12.15 ч.1 (штраф 2250 руб.), а за нарушение пункта 16.1 абз.3 ПДД – по ст.12.11 ч.2 (штраф 1000 руб.).
И вообще, вне населенного пункта есть смысл с осторожностью занимать левую полосу, при условии, что она просматривается далеко вперед.
Левые полосы более скоростные в том плане, что по ним люди едут с бОльшей скоростью, чем по правой полосе. Отсюда — множество аварий на левых полосах многополосной дороги.
Хороший наглядный пример есть в статье Препятствие на второй полосе.
К тому же, часто левая полоса предназначена еще и для поворота налево (там, где не делают дополнительную полосу для поворота). Есть риск «догнать» автомобиль, ожидающий возможность повернуть налево.
По этой ситуации можно ознакомиться с дорожным случаем в статье Неожиданный «сюрприз» на второй полосе. Название говорит само за себя.
Обгон вне населенного пункта
Обгон (выезд на встречную полосу) в рамках ПДД возможен только на двухполосных дорогах, и трехполосных дорогах, на которых средняя полоса используется для движения в обоих направлениях (не реверсивная полоса).
Разница между применением обгона в населенном пункте и обгоном за его границами состоит лишь в том, что вне населенного пункта обгон происходит на более высоких скоростях, чем в населенном пункте.
И еще одно отличие: для предупреждения обгоняемого о намерении может применяться звуковой сигнал (либо звуковой сигнал совместно с кратковременным переключением фар с ближнего на дальний свет).
Правила выполнения обгона установлены разделом 11 ПДД. В пункте 11.4 перечислены места, в которых обгон запрещается. В пятом абзаце есть такие строки:
11.4 Обгон запрещен:
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Таким образом, под понятие «ограниченная видимость» в процессе обгона попадает широкий спектр различных ситуаций, пригодных для возбуждения «дела» по нарушению обгона.
Но юридический вопрос – это одна сторона медали, а вопрос безопасности – другая, поэтому к обгону следует приступать только убедившись, что ему ничего не мешает.
Подробнее о юридических и физических нюансах при осуществлении маневра «обгон» — см. в серии статей Как правильно совершать обгон. Она начинается статьей Завершение обгона через сплошную линию разметки.
В заключении есть смысл отметить, что в последние годы почти повсеместно применяются средства фото-видеофиксации. Такие средства есть стационарного и мобильного типа.
Современные средства технического контроля умеют фиксировать не только превышение скорости и выезд на «встречку», но и другие нарушения ПДД. Список возможностей камер фиксации постепенно растет.
Когда средства фото-видеофиксации работают в автоматическом режиме, то с момента фиксации нарушения до прихода штрафа по адресу проходит какое-то время.
По истечении этого промежутка времени почти невозможно бывает оспорить штраф и восстановить справедливость. Здравый смысл подсказывает, что выгоднее не попадаться.
На этом, все.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «движение вне населенного пункта», а также ответов на вопросы как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Выезд с полосы разгона или дополнительной полосы;
Поворот налево и обгон на перекрестке;
Что такое безопасная скорость;
Тормозить в повороте нельзя!
Не уверен — не обгоняй!
Скоростной режим.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий