В преддверии морозных холодов, которые часто сменяются «околонулевой» оттепелью, есть смысл постепенно перейти на зимние приемы вождения автомобиля.
Внешне безопасный вид дороги и дорожные условия по погоде часто бывают обманчивы.
Тем, кто в своей практике осознанно привык разделять стиль вождения на, так называемые, летние и зимние манеры, пришла пора перестроить свои привычки на зимний стиль вождения.
Чем раньше это сделать, тем будет лучше, поскольку погода в это время часто переменчива.
Под осознанным разделением на летние и зимние привычки подразумевается ответственное отношение к управлению автомобилем в разную погоду.
Другими словами, водитель адекватно оценивает дорожные и погодные условия, в которых ему приходится ехать, и осознает, как он ведет автомобиль по дороге.
Тем, кто для себя не может определить погодную границу «перехода» на зимний стиль, целесообразно использовать зимнюю манеру езды круглый год, и зимой, и летом.
Об этом подробно изложено в статье Пришли холода – меняем стиль вождения.
Далее в этой статье — как может произойти, если не отдавать себе отчет, о состоянии дороги, по которой вы движетесь.
Посмотрите короткое видео. «Регистратор» выступает в роли наблюдателя.
Данную ситуацию можно охарактеризовать так: водитель потерял управление автомобилем на скользкой дороге, и его вынесло на встречную полосу.
После удачного объезда едущего впереди автобуса, в процессе возврата на свою полосу движения автомобиль заскользил.
Водитель не сумел выровнять траекторию движения, автомобиль начал раскачку (ритмический занос), и его выбросило через разделительную полосу под встречный грузовик.
Можно, конечно, поразмышлять над реальными причинами произошедшего, но в подавляющем числе случаев причины подобного, т.е. произошедшего, одинаковые.
Главный фактор — это превышение безопасной скорости и резкие движения рулевым колесом. В данном случае скорость была на «границе» сцепления колес с дорожным покрытием.
Все остальное — мокрая холодная дорога, колея на проезжей части, лужи, прочие неровности и скользкость — лишь сопутствующие факторы, однозначно осложняющие движение.
Почему перечисленные действия являются основными причинами потери управления автомобилем, подробно описано в статьях Осторожно, скользкая дорога и Пришли холода – меняем стиль вождения.
Каким образом непосредственно происходит потеря контроля можно прочесть в статье Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля.
«Исполнитель» начал объезжать автобус перед регистратором. Соответственно, он спешил вернуться на свою полосу, чтобы освободить тому дорогу.
Но слева, по ходу, оказалась лужа, и автомобиль въехал в нее левыми колесами. Руль «потянуло» влево, и естественная реакция — довернуть его правее, тем более, что он перестраивался на правую полосу.
Далее, произошло что-то еще (возможно, он «перекрутил» руль, затем, отвернул его обратно), авто раскачало, и вынесло на разделительную полосу. Произошло ДТП.

Объективный анализ произошедшего подсказывает, что целесообразно было сначала пропустить регистратора вперед, затем, объехать автобус. Но, получилось так, как получилось.
Как самому не оказаться в такой или похожей ситуации?
Известно, что когда у колес ослабевает сцепление с дорожным покрытием, автомобиль теряет управление. Пока у колес есть сцепление с дорогой, т.е. колеса катятся, а не скользят, машина остается управляемой.
В одних и тех же дорожных условиях с увеличением скорости контакт колес с дорогой ослабевает, и в какой-то момент времени он ослабевает на столько, что передние колеса перестают «слушаться» руля.
Про такое состояние говорят: автомобиль потерял управляемость. Т.е. он продолжает двигаться по инерции, но на поворот руля откликается слабо.
На скользком (мокром, ледяном и пр.) дорожном покрытии скорость срыва колес в скольжение значительно меньше, чем если б это происходило летом.
Другими словами, зимой можно «уехать»с дороги, двигаясь с совсем небольшой скоростью.
Если контакт колес с дорожным покрытием слабый или отсутствует почти полностью, то сколько не вращай руль, автомобиль будет продолжать двигаться по инерции юзом, в направлении, заданном инерцией.
И так будет продолжаться до тех пор, пока колеса не зацепятся за дорогу, и можно будет выровнять автомобиль, или пока оный не «встретит» препятствие.
«Уезд» автомобиля в видеоролике за пределы проезжей части лишь подтверждает это правило.
Плавность хода обеспечивается плавной работой рычагами управления: рулем, педалями, КПП. Одним словом, рулить, переключать передачи и нажимать/отпускать педали следует плавно.
Любое резкое движение перераспределяет вес автомобиля по его сторонам, и соответственно, либо уменьшает, либо увеличивает сцепление у каждого из колес с дорогой.
Одного резкого движения рулевым колесом может быть достаточно для того, чтобы на скользкой дороге автомобиль «закрутило», и он потерял управление.
Подробнее об этом — в статье Как не «улететь» со скользкой дороги.
Будьте внимательны, и не делайте резких движений рулевым колесом.
Задайте вопрос или оставьте комментарий