Скорость и безопасность движения

Комментариев нет

В общих случаях, когда речь идет о скорости движения транспортного средства, целесообразно разделять понятие «скорость» на разрешенную ее величину в рамках ПДД на конкретном участке дороги и так называемую безопасную скорость на этом же участке в данный момент времени в соответствии со сложившейся дорожной обстановкой.

Понятия «разрешенная скорость» и «безопасная скорость» рассмотрены в статьях Скоростной режим и Что такое безопасная скорость.

Здесь же рассмотрим взаимосвязь скорости и безопасности движения в целом, а также влияние скорости на восприятие дорожной обстановки.

На безопасность движения влияют много факторов. Это и скорость перемещения, и погодные условия, и качество или состояние дорожного покрытия, интенсивность движения, степень подготовленности участников дорожного движения, включая технику.

В общем, можно утверждать, что абсолютно все, что увидите на дороге, все это влияет на общую безопасность движения.

Но понятие «общая безопасность движения» как-то мало соотносится с личной безопасностью на дороге. Каждый водитель печется, прежде всего, о себе самом, о своем автомобиле и о своих «интересах» на дороге.

Тогда от чего зависит личная безопасность движения? В дополнение к факторам, влияющим на общую безопасность, есть еще один, который характеризует личное восприятие дорожной обстановки, умение прогнозировать развитие ситуации и умение быстро принимать решение. Это, по-сути, есть личные водительские качества.

Перечисленные качества в разной степени есть у всех, кто водит автомобиль, поскольку эти навыки в начальной стадии приобретаются еще в автошколе, и далее развиваются в самостоятельной практике вождения. Но прогресс у всех не одинаковый.

Восприятие дорожной обстановки

Весь процесс обучения вождению проходит на невысоких скоростях под присмотром инструктора. Это придумано не случайно. Небольшая скорость для учащегося комфортна. На небольшой скорости он успевает понимать, что происходит на дороге, а в случае чего, инструктор подстрахует.

 

Дело в том, что мозг человека, который все время ходил пешком, и воспринимал происходящее вокруг него на скорости пешехода, не может быстро перестроиться на скоростной режим обработки информации, поступающей с дороги во время движения автомобиля.

Ведь, смотреть приходится не только вперед, куда едешь, а еще и назад, и по сторонам, нужно успевать замечать тех, кто едет сбоку, замечать знаки, пешеходов, сигналы светофоров и машин, и одновременно рулить.

Совокупность всей дорожной информации создает колоссальный перегруз для мозга, поэтому, чем меньше скорость автомобиля, тем дорожная обстановка воспринимается легче.

После окончания учебы «молодой» водитель стремится закрепить навыки, полученные в автошколе. Появляется желание нажать на «газ» — это нормально. Но к скорости нужно привыкать постепенно, и делать это лучше всего на пустых дорогах. Нужно выбирать время и место, где дорога не загружена автотранспортом, и там практиковаться.

Практика-тренировка заключается в постепенном увеличении скорости (в пределах допустимой ПДД) и одновременном наблюдении за дорогой вокруг автомобиля, посредством не только зеркал заднего вида, но еще и поворотов головы по сторонам.

Например, едете вперед на относительно свободной дороге, смотрите в левое зеркало, затем, быстро поворачиваете голову влево, и смотрите примерно полсекунды налево-назад на дорогу, в слепую зону автомобиля — убеждаетесь, что зеркала вас не обманывают, также быстро поворачиваете голову обратно и снова смотрите вперед.

То же самое выполняете и в правую сторону. Вместе с этим понаблюдайте, не отклоняется ли автомобиль с курса во время поворота головы в сторону. Если хоть немного отклоняется, нужно расслабиться, и добиться, чтобы голова поворачивалась независимо от рук.

Есть закономерность — автомобиль следует за взглядом, т.е. куда смотрите, туда он и едет, потому что руки непроизвольно поворачивают рулевое колесо и ориентируют автомобиль в том направлении. Этот вопрос рассмотрен в статье Как научиться ездить ровно.

Такие упражнения (контроль поворотом головы и взглядом в нужную сторону) очень сильно помогут в процессе перестроения и перед поворотами направо или налево — нужно всегда контролировать мертвую (слепую) зону автомобиля. Другого способа нет. «Бывалым» тоже можно это правило взять на заметку.

Трасса

Чтобы не отвлекаться во время движения на всякие раздражители нужно стараться распределять внимание рационально. Смысл в том, чтобы стараться обращать внимание только на то, что имеет отношение к движению и безопасности. Всякого рода рекламу и архитектуру можно оставить для пеших прогулок.

Что значит смотреть рационально — в статье Смотрим на дорогу правильно.

Влияние скорости на восприятие дорожной обстановки

Влияние скорости автомобиля на характер восприятия дорожной обстановки имеет обратную зависимость. Как это понимать?

Зрение имеет определенную широту, так называемый угол охвата пространства. Водитель смотрит вперед и еще видит кое-что с боков. С увеличением скорости боковой охват зрения сужается, и постепенно переходит в так называемое тоннельное зрение.

Тоннельное зрение — это когда водитель видит обстановку впереди в узком «коридоре». Вся «картинка», которая до этого воспринималось боковым зрением, как бы размывается.

Чем выше скорость движения автомобиля, тем «Уже» восприятие пространства и дорожной обстановки в целом. Это нужно запомнить. Если вы движетесь по дороге, и что-то важное или не очень ускользает из вашего поля зрения, т.е. вы понимаете, что могли бы это заметить, но не заметили, значит, вы едете очень быстро. Нужно снизить скорость.

Фраза «едете очень быстро» означает: очень быстро для вашего личного восприятия дорожной обстановки. Качество восприятия у всех разное и здесь нет какого-то среднего значения. Один водитель легко ориентируется на 100 км/ч, а другой не успевает следить за дорогой на 60 км/ч. Это нормально, просто у людей разные способности. Нужно найти свой уровень.

Поскольку движение — это почти всегда маневрирование, в следующей публикации попробуем дать определение что такое безопасный маневр.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Еще по теме из раздела: Безопасность

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.