Обгон на повороте


Комментариев нет

ПДД запрещают обгон на крутых поворотах (обозначенных знаками 1.11 и 1.12) по одной простой причине — не всегда своевременно можно увидеть встречный автомобиль, выезжающий из-за поворота. Выезд автомобиля на встречную полосу в такие моменты очень нежелателен и весьма опасен.

Опасен потому, что когда обгон происходит на повороте дороги в процессе встречного разъезда двух автомобилей, запросто можно оказаться в ситуации, когда и завершить обгон не удастся, и прекратить его уже нет возможности. Создается аварийная ситуация.

Но данный запрет обгона в поворотах (пункт 11.4 ПДД) распространяется только на крутые повороты. Т.е. только на те закругления дороги или ее изгибы , которые обозначены соответствующими дорожными знаками «Опасный поворот» или «Опасные повороты». На все прочие изгибы дороги данный запрет не действует.

Возникает вопрос: есть ли смысл обгонять на поворотах, когда это не запрещено ПДД? Ответ, скорее всего, будет зависеть от случая.

Вопрос не повседневный, но поскольку та или иная случайность зависит от обстоятельств, в похожих обстоятельствах может оказаться любой автомобилист.

В этой публикации на примере дорожной ситуации рассмотрим, почему не следует прибегать к обгону на закруглениях дороги даже в том случае, если данный маневр на дорожном участке правилами не запрещен.

Ситуация: Закругление двухполосной дороги. По ходу движения видеорегистратора дорога поворачивает направо. Съемка ведется с грузовика.

 

Моросит дождь, это признак того, что на дороге может быть скользко. Вдобавок, несмотря на исправно работающие стеклоочистители, именуемые в народе «дворниками», дождевые капли на лобовом стекле всегда дополнительно ухудшают видимость.

Впереди, за поворотом, еще относительно далеко появляются два встречных автомобиля. Секундой позже выясняется, что это легковой автомобиль приступил к обгону тягача с полуприцепом («фуру»), вероятно, в надежде завершить обгон до начала закругления дороги, и до того, как произойдет разъезд с «видеорегистратором».

В какой-то момент времени в кадре появляется серый БМВ, на очень большой скорости совершающий обгон видеорегистратора, и дальше — сама «развязка» события.

Посмотрите короткий видеоролик.


Автор видеоролика

То, что произошло, не нуждается в комментариях. Можно долго рассуждать о причинах таких поступков, можно предположить, что была возможность поступить как-то иначе — это всего лишь предположения. Произошло то, что произошло.

Но есть смысл обратить внимание на предшествующие факты в развивающихся обстоятельствах. Если хотя бы один из участников ДТП учел эти факты в своих предположениях, то столкновения удалось бы избежать. Речь идет о закруглении дороги и особенности восприятия обстановки с каждой из сторон.

Ниже, на картинке вид со стороны регистратора — дорога закругляется вправо. С левой по ходу движения стороны установлены знаки 1.34.1 «Направление поворота». Их устанавливают на закруглениях дороги малого радиуса с ограниченной видимостью.

Знаки слева

Водитель кроссовера также видел эти знаки, и наверняка понимал, что часть дороги ему не видна за поворотом. К тому же пункт 11.4 ПДД запрещает обгон на участках с ограниченной видимостью.

В его интересах было отказаться от обгона до тех пор, пока дорога не «распрямится» настолько, что можно увидеть, происходящее впереди.

У водителя встречного легкового автомобиля дорога закруглялась налево, что давало ошибочное представление о безопасности обгона: весь изгиб дороги был перед глазами, но слепым оставалось пространство за встречной «фурой». Как раз, оттуда и появился кроссовер. Был смысл повременить с обгоном.

 

Ни тот, ни другой водитель от своих намерений не отказались, и решили продолжить маневры. Вероятно потому, что торможение и возврат на свою полосу сочли для себя неприемлемым, либо уже было поздно.

Дальше — почти классика «жанра». Водитель легкового автомобиля, который обгонял встречную «фуру», вместо того, чтобы аккуратно «прижаться» к дальнобойщику, т.е. к своей, правой стороне дороги, решил укрыться на встречной обочине.

Именно туда же, только на свою обочину, (интуитивно вправо) поспешил водитель кроссовера, где они и «встретились».

Перед ударом

Какой можно сделать вывод, чтобы не оказаться в похожей ситуации?

В статье Обгон на опасном повороте, рассмотрен вопрос о правомерности осуществления обгона на закруглениях дороги.

Одно дело, когда обгон в повороте запрещен знаком или выезд на встречную полосу запрещен разметкой. Другое дело, когда ничто в этих условиях не запрещает выехать на встречную полосу, в т.ч. и для обгона.

Независимо от обстоятельств на дуге поворота есть смысл от обгона отказаться вообще. Учитывая быстроходность современных машин, встречный автомобиль приближается очень быстро (встречные скорости складываются), тем более, если он появляется неожиданно, и вам, как обгоняющему, легко оказаться в точке невозврата. Далее — как повезет.

Один такой случай опубликован в статье Удачно разошлись.

На участках, имеющих закругления (неважно, в какую сторону), видимость дороги почти всегда бывает чем-то ограничена (рельеф, растительность, транспорт и пр.). По этой причине в разных обстоятельствах высока вероятность неверно интерпретировать ситуацию, например, как в рассмотренном выше случае.

Водители думали и предполагали один вариант, а получился другой.

Приближаясь к повороту, либо двигаясь по дуге поворота (изгиба) дороги, целесообразно отказаться от обгона в повороте, по крайней мере до тех пор, пока обстановка и на встречной, и на своей полосе не позволит выполнить маневр безопасно.

В дополнение к изложенному выше рекомендую ознакомиться с материалом серии статей Обгон и статьями Опасный обгон на закруглении дороги, Удачно разошлись и Прерванный обгон.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Тормозить в повороте нельзя!Встречный обгон на повороте >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.