Обгон на повороте


Комментариев нет

ПДД запрещают обгон на крутых поворотах (обозначенных знаками 1.11 и 1.12) по одной простой причине — не всегда своевременно можно увидеть встречный автомобиль, выезжающий из-за поворота.

Выезд автомобиля на встречную полосу в такие моменты очень нежелателен и весьма опасен.

Опасен потому, что за выпуклым изгибом поворота можно не увидеть встречный автомобиль (он «спрячется» за габаритами обгоняемого транспортного средства).

В результате, встречный автомобиль появляется неожиданно, и тот, кто совершает обгон может оказаться в ситуации, когда и завершить обгон не удастся, и прекратить его уже не будет возможности.

Создается аварийная ситуация с непредсказуемыми последствиями. Последствия будут зависеть от того, как поведут себя все! участники данных обстоятельств.

Но данный запрет обгона в поворотах (пункт 11.4 ПДД) распространяется только на крутые повороты. Т.е. только на те закругления дороги или ее изгибы , которые обозначены соответствующими дорожными знаками «Опасный поворот» или «Опасные повороты».

На все прочие изгибы дороги данный запрет не действует.

Возникает вопрос: есть ли смысл обгонять на поворотах, когда это не запрещено ПДД? Ответ, скорее всего, будет зависеть от случая.

Вопрос не повседневный, но поскольку та или иная случайность зависит от обстоятельств, в похожих обстоятельствах может оказаться любой автомобилист.

В школе все изучали геометрию, поэтому способны понять, что у закругления дороги есть внешняя и внутренняя сторона закругления.

Внешняя и внутренняя сторона — это их расположение от мнимого центра окружности, от которого закругляется дорога

Когда вы движетесь по встречной полосе, расположенной на внутреннем закруглении дороги (дорога закругляется справа — налево), то на ровной открытой местности вся «встречка» у вас перед глазами.

В этом случае вы видите всю ширину дороги: и свою полосу и встречную.

Но когда дорога закругляется слева — направо, то встречная полоса оказывается на внешнем закруглении дороги, и как бы «прячется» за габаритами обгоняемого ТС, особенно, если оно крупное.

В таком случае вы сможете увидеть лишь близкую часть встречной полосы, а дальнюю часть вы не увидите.

А поскольку встречная полоса, да и дорога в целом вам не видна на достаточном для обгона расстоянии, то есть смысл не приступать к обгону, а подождать, когда ситуация прояснится.

 

Ниже, на примере дорожной ситуации рассмотрим, почему не следует прибегать к обгону по внешнему закруглению дороги даже в том случае, если данный маневр на дорожном участке правилами не запрещен.

Ситуация: Закругление двухполосной дороги. По ходу движения «видеорегистратора» дорога поворачивает направо. Съемка ведется с грузовика.

Моросит дождь, это признак того, что на дороге может быть скользко. Вдобавок, несмотря на исправно работающие стеклоочистители, именуемые в народе «дворниками», дождевые капли на лобовом стекле всегда дополнительно ухудшают видимость.

Впереди, за поворотом, еще относительно далеко появляются два встречных автомобиля. Секундой позже выясняется, что это легковой автомобиль приступил к обгону тягача с полуприцепом («фуру»).

Вероятно, он начал обгон в надежде завершить его до начала закругления дороги, и до того, как произойдет разъезд с «видеорегистратором».

В какой-то момент времени в кадре появляется серый БМВ, на очень большой скорости совершающий обгон «видеорегистратора», и дальше — сама «развязка» события.

Посмотрите короткий видеоролик. Обгон на повороте дороги и неожиданная «встречка».


Автор видеоролика

То, что произошло, не нуждается в комментариях. Можно долго рассуждать о причинах таких поступков, можно предположить, что была возможность поступить как-то иначе — это всего лишь предположения.

Произошло то, что произошло. Обгон на повороте дороги завершился тем, что произошло ДТП.

Но есть смысл обратить внимание на предшествующие факты в развивающихся обстоятельствах.

Речь идет о восприятии дорожной обстановки с каждой из участвующих сторон. Как раз то, о чем изложено вначале статьи: обгон на повороте дороги по внутренней и внешней сторонам закругления.

Если б хотя бы один из участников ДТП учел эти обстоятельства в своих прогнозах, то столкновение не случилось бы.

 

Ниже, на картинке вид со стороны регистратора — дорога закругляется вправо. С левой по ходу движения стороны установлены знаки 1.34.1 «Направление поворота».

Их устанавливают на закруглениях дороги малого радиуса с ограниченной видимостью.

Знаки слева

Водитель кроссовера также видел эти знаки, и наверняка понимал, что часть дороги ему не видна за поворотом. К тому же пункт 11.4 ПДД запрещает обгон на участках с ограниченной видимостью.

В его интересах было отказаться от обгона до тех пор, пока дорога не «распрямится» настолько, что можно увидеть, происходящее впереди.

У водителя встречного легкового автомобиля дорога закруглялась налево, что давало ошибочное представление о безопасности обгона: весь изгиб дороги был перед глазами, но слепым оставалось пространство за встречной «фурой».

Именно оттуда и появился кроссовер. Был смысл повременить с обгоном.

Ни тот, ни другой водитель от своих намерений не отказались, и решили продолжить маневры. Вероятно потому, что торможение и возврат на свою полосу сочли для себя неприемлемым, либо уже было поздно.

Дальше — почти классика «жанра». Водитель легкового автомобиля, который обгонял встречную «фуру», вместо того, чтобы аккуратно «прижаться» к дальнобойщику, т.е. к своей, правой стороне дороги, решил укрыться на встречной обочине.

В точности туда же, только на свою обочину, (интуитивно вправо) поспешил водитель кроссовера, где они и «встретились».

Перед ударом

Какой можно сделать вывод, чтобы самим не оказаться в похожей ситуации?

В статье Обгон на опасном повороте, рассмотрен вопрос о правомерности осуществления обгона на закруглениях дороги.

Обгон на повороте дороги может быть запрещен, или может не быть запрещен.

Когда обгон на повороте дороги запрещен, здесь все понятно — запрет оправдан (текст выше), обгонять запрещается.

Но когда в похожих условиях ничто не запрещает выехать на встречную полосу, в т.ч. и для осуществления обгона, та же самая опасность (не увидеть встречную полосу) никуда не исчезает, она остается реальной.

А следовательно, есть вероятность повторить такое же ДТП, как на видеоролике.

 

Чтобы не попасть в похожую ситуацию, независимо от обстоятельств есть смысл навсегда отказаться от обгона на дуге поворота.

Учитывая быстроходность современных машин, встречный автомобиль приближается очень быстро (встречные скорости складываются).

Если встречное ТС появляется неожиданно, то вам, как обгоняющему, можно легко оказаться в точке невозврата. Далее — как повезет.

Один такой случай опубликован в статье Удачно разошлись.

На участках, имеющих закругления (неважно, в какую сторону), видимость дороги почти всегда бывает чем-то ограничена (рельеф, растительность, транспорт и пр.).

По этой причине в разных обстоятельствах высока вероятность неверно интерпретировать ситуацию, например, как в рассмотренном выше случае.

Водители думали и предполагали один вариант, а неожиданно для обоих получился другой. Так происходит, когда ни тот, ни другой не прогнозируют развитие обстановки.

Как это делать — в статье Прогнозирование дорожных ситуаций.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «Обгон на повороте», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Опасный обгон на закруглении дороги;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Причины возникновения ДТП;
Что такое «маневр» в ПДД;
Прерванный обгон;
Удачно разошлись.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Тормозить в повороте нельзя!Встречный обгон на повороте >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.