Дорожные ситуации. Проезд на красный сигнал
Здравствуйте, уважаемый читатель.
Продолжаем рассматривать дорожные ситуации, связанные с проездом перекрестков. На этот раз в наш разбор попал участок дороги, который можно охарактеризовать двояко.
Т.е. его можно представить как перекресток, с широкой разделительной полосой, либо как два совместных перекрестка, расположенных друг за другом через «короткое» расстояние на одной дороге.
Проезд каждого перекрестка регулируется транспортными светофорами. Порядок проезда организован таким образом, что на выезде с этого участка водители должны учитывать сигналы каждого светофора.
«Регистратор» в этих обстоятельствах выступает в роли наблюдателя. Он подъехал к первому по ходу движения перекрестку, и остановился на запрещающий сигнал.
В объектив попадает автомобиль, повернувший налево с дальней пересекаемой дороги на свой разрешающий сигнал светофора, и направляющийся навстречу «регистратору».
Он приближается к светофору, на котором в данный момент включен красный сигнал, и ... не останавливается (совершает проезд светофора на красный свет).
В это время по ближней пересекаемой дороге к перекрестку подъезжает другой автомобиль. Он движется с хорошей скоростью, у него горит зеленый, разрешающий сигнал светофора, и он ни о чем не подозревает.
О том, что произошло дальше, смотрите короткий видеоролик. Проезд светофора на красный сигнал, и что из этого получилось.
Если посмотреть внимательно, то рядом со светофорами, установленными между параллельными дорогами (или в разрыве разделительной полосы) стоят знаки 6.16 «Стоп-линия».
На видео этих знаков практически не видно, но они там присутствуют. Это как бы подсказка в том, что следует остановиться на запрещающий сигнал.
Согласно пункту 13.7 ПДД, если на пути следования через перекресток имеются стоп-линии (знаки 6.16), то водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.
По какой причине водитель повернувшей машины не остановился на запрещающий сигнал, по-сути, не важно. Важен факт нарушения.
А причина поступка для следствия не важна. Возможно, он его не заметил, возможно, он решил, что это не «его» светофор. Какую бы отмазку водитель для себя не придумал, факт проезда светофора на красный сигнал стал причиной ДТП.
У водителя другого автомобиля, попавшего в ДТП, было преимущество в движении, потому что он ехал на разрешающий сигнал своего светофора.
С одной стороны, он ПДД не нарушил, а с другой стороны, стал участником ДТП. Возникает вопрос: если не нарушал, тогда почему он столкнулся с другим автомобилем?
Можно предположить, что у водителя была некая уверенность в том, что если на пересекаемой дороге горит красный, то оттуда 100% никто не поедет.
Он ехал с такой скоростью, которая не позволила ему полноценно определить ситуацию впереди по движению. Чем выше скорость, тем уже охват зрения: оно сужается до узкого «коридора» перед глазами, а по сторонам водителю уже не видно.
Величина его скорости в этот момент оказалась выше безопасной скорости на этом участке дороги, и в конкретно этой ситуации. См. статью Что такое безопасная скорость.
Это, собственно, и стало причиной ДТП для второго водителя, несмотря на то, что не он врезался, а оппонент ударил его автомобиль.
Приближаясь к перекрестку по «прямой» дороге, он наверняка мог видеть движущийся слева, в пространстве между газонами, автомобиль. А когда подъехал ближе, то мог обратить внимание, что тот не собирался останавливаться.
Другими словами, если бы не спешил успеть проехать перекресток на свой зеленый сигнал, то смог бы заметить, что оппонент проехал свой светофор на красный свет.
Как избежать ДТП, если вы оказались в похожих обстоятельствах? Ответ — ниже, по тексту.
Когда проезд перекрестка осуществляется через разрыв в разделительном газоне, важно обращать внимание на то, как организовано движение в этом пространстве: на его ширину, какие имеются знаки, дорожная разметка, есть ли светофоры.
Через такой участок есть вариант проехать прямо, через два последовательных пересечения, и другой вариант движения — это может быть поворот налево из одного пересечения в другое.
Ниже — летнее фото этого перекрестка. Видно стоп-линию на проезжей части. Знак 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» и 6.16 «Стоп-линия» обращены к нам тыльной стороной.
Этот же перекресток, только вид со стороны водителя, который на видео повернул в разрыв разделительной полосы. На этом фото перечисленные выше знаки обращены к нам «лицом».
На обычном перекрестке двух дорог, если вы заехали на зеленый сигнал, то пункт 13.7 ПДД разрешает выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выезде с перекрестка.
Однако, если на пути вашего следования через перекресток расположен светофор и перед ним имеется стоп-линия (знак 6.16), то этот же пункт (13.7 ПДД) обязывает подчиниться сигналам данного светофора.
Проезд светофора на красный свет это серьезное нарушение ПДД.
На момент редакции статьи штраф за проезд светофора на красный свет составляет 1000 руб. за первое нарушение, и 5000 руб. либо лишение прав до полугода за второе нарушение (ст. 12.12 ч.1,3 КоАП).
Но дело даже не во взысканиях за этот проступок, а в возможных серьезных последствиях. Одно из таких последствий вы видели на видеоролике.
Соблюдение ПДД повышает безопасность движения и дает вам лишь юридическую защищенность в случае ДТП, но никак не может оградить от происшествия.
Поэтому, кроме соблюдения ПДД, необходимо постоянно следить за изменением дорожной ситуации на пути вашего следования, с целью предупредить возможные ошибочные действия других участников движения.
Безопасность проезда дорожного участка определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП. Этим, как раз, и объясняется необходимость прогнозировать возможное развитие событий на дороге.
См. статью Прогнозирование дорожных ситуаций.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «проезд светофора на красный свет» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Проезд на только что включившийся зеленый;
Правила проезда регулируемых перекрестков;
Перекресток со светофором. Проезд «прямо»;
Проезд перекрестка на зеленый сигнал;
Поворот налево и проезд на красный;
Остановка перед стоп-линией.
Будьте внимательны за рулем.
21.03.2024 23:49
Здравствуйте. А если точно такой же перекресток, но стоп-линии и таблички «стоп» нет, нужно ли останавливаться на красный?
По правилам же получается, что останавливаться только при наличии стоп-линии, но вполне может произойти такая же ситуация...
23.03.2024 10:48
Здравствуйте Фаддей.
Теоретически, если на таком же перекрестке перед светофором отсутствует стоп-линия (знак 6.16), то проезд на красный (фактически, это будет выезд с перекрестка) не запрещается, Но!
Светофор регулирует проезд через пересечение, которое можно идентифицировать двояко: либо это один отдельный перекресток, либо это одно из пересечений одного большого перекрестка.
Поэтому, чтобы не попасть в ДТП, остановка на запрещающий сигнал даже при отсутствии стоп-линии строго обязательна.
Объяснение похожей, но немного другой ситуации есть в статье Движение прямо на перекрестке со светофором.
Принцип, в общем, простой: если на сложном перекрестке (в частности, между газонами) на вашем пути установлен светофор, то на запрещающий сигнал следует остановиться даже в том случае, если стоп-линия по каким-то причинам отсутствует.