Если бы джип не поспешил

, Один комментарий

Городской нерегулируемый перекресток. Один автомобиль движется по главной дороге, другой выезжает с второстепенной, и между ними происходит столкновение.

В заключении потом напишут: ДТП произошло по причине несоблюдения приоритета, т.е. один из участников нарушил пункт 13.9 ПДД. Но, получается так, что второй водитель, имевший преимущество в движении и попавший в аварию, ехал в рамках Правил, т.е. он не нарушал. Тем не менее, его автомобиль тоже пострадал. Вопрос: почему? Если он ехал по Правилам, тогда почему он тоже попал в ДТП?

 

Видимо, не все так просто, Правила дорожного движения не защищают от ДТП, значит, вина второго участника тоже имеет место. Где-то он что-то не доглядел, что-то не учел, а может быть и вовсе отвлекся от наблюдения за дорогой. В данном случае нам не требуется определить степень вины второго водителя, нужно просто признать факт ее наличия.

Перекресток, на котором произошло сие событие, ничем не отличается от большинства подобных перекрестков. Проезжая часть дороги, на которую обращена камера наружного наблюдения, имеет две полосы движения. Об этом «говорит» дорожная разметка 1.1. Эта дорога является главной по отношению к пересекаемой дороге перекрестка – у правого края видеокадра заметен угол знака 2.1 «Главная дорога».

Со второстепенной дороги слева выезжает легковой автомобиль, и останавливается у края проезжей части – уступает дорогу машинам, едущим по главной.

Левее этого автомобиля в кадре появляется выезжающий с второстепенной дороги внедорожник. Его водитель намеревается проехать через перекресток «прямо» и, вероятно, он куда-то спешит.

Посмотрите короткий видеоролик.

Автор видеоролика

Пропустив проезжающие слева от себя машины, внедорожник выезжает на середину перекрестка, и в этот момент в него справа врезается другой легковой автомобиль, который ехал по главной дороге по отношению к джипу справа налево.

Удар оказался достаточно сильным – внедорожник развернуло на 180 градусов, и «поставило» поперек дороги. Можно обратить внимание на то, как проезжающий мимо небольшой «Nissan», ловко увернулся от бокового удара, выполнив своеобразный «лосиный тест».

Кто же из водителей более виновен в случившемся ДТП? Юридический виновник, без сомнения, водитель внедорожника, потому что не уступил. Но по какой причине он не уступил дорогу?

Вероятно, думал, что успеет проехать. А может, он не видел подъезжающего к перекрестку справа оппонента – его обзор частично закрывали два автомобиля, проехавшие перекресток чуть ранее слева направо, по главной дороге. Если выразиться по-другому, водитель внедорожника пошел на свой маневр, не убедившись в его безопасности. Что и стало причиной ДТП.

А насколько не виновен второй участник этого происшествия? Ведь он двигался по главной дороге, и преимущество было на его стороне, согласно пункту 13.9 ПДД. Можно даже предположить, что его скорость была в рамках допустимой скорости по ПДД на этом участке дороги. Тем не менее, он также попал в ДТП. Вопрос: почему?

Очередность проезда нерегулируемых перекрестов определяется установленными на них знаками приоритета 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу». По правилам проезда нерегулируемых перекрестков, участники, выезжающие с второстепенной дороги, обязаны уступить дорогу тем, кто подъезжает к перекрестку по главной дороге. С этим правилом ни у кого из водителей вопросов, обычно, не возникает.

Конструктивная особенность некоторых перекрестков вместе с дорожной обстановкой могут создать такие условия, что выезжающему с второстепенной дороги, по разным причинам, не всегда удастся правильно оценить ситуацию. Водитель соблюдает приоритет (уступает дорогу), но, например, он может не учесть закрытый обзор дороги, или обзор может перекрыть проезжающий мимо автомобиль. Или водитель ошибется в расчете скорости приближения других машин. В конце концов, он может посчитать, что он успеет проехать, и начнет движение, как, например, в нашем видеоролике.

Если при подобных действиях аварийная ситуация не создается, то, вроде бы все нормально – общая ситуация остается в рамках Правил. А вот если из-за этих действий создается аварийная обстановка, тогда эти действия уже выглядят как нарушение.

Т.е. реальность на дороге такова, что водителю, имеющему преимущество в движении на перекрестке, необходимо учитывать возможность того, что кто-то с пересекаемой дороги попытается успеть проскочить. И нужно не просто учитывать такую возможность, а прогнозировать ее заранее, чтобы осталось время для принятия решения, а скорость автомобиля выбирать с учетом этого прогноза. Водитель второй машины такой вариант событий не учел.

На ролике у водителя седана (того, что ехал по главной) этого времени на принятие решения уже не оставалось, по причине того, что он ехал слишком быстро. Его скорость была гораздо выше ее безопасного значения в данной ситуации. Это к слову о выборе безопасной скорости движения. Возможно, он тоже куда-то спешил, но торопливость – не оправдание, машина, ведь, уже разбита. А если бы заранее сбавил скорость перед перекрестком, то в этой конкретной ситуации, финал мог быть уже другим.

Другой вопрос проезда этого перекрестка – на всех его сторонах установлены знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход». На нерегулируемом перекрестке пешеходный переход считается нерегулируемым, и водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть (пункт 14.1 ПДД). Если бы на проезжей части перед седаном, который ехал по главной, вдруг оказался пешеход, его водитель успел бы остановить автомобиль, или не успел? Этот вопрос также относится к анализу ситуации впереди машины и к выбору безопасной скорости движения в данных условиях.

Как не попадать в подобные ситуации? Вопрос сложный, на него нет однозначного ответа. Нужно смотреть на дорогу далеко вперед, и не просто смотреть, а видеть и пытаться понять обстановку, что складывается впереди по движению, попробовать спрогнозировать ее развитие. Любой перекресток – это место конфликтных ситуаций, где соединяются пути машин, движущихся с разных направлений, и пешеходов, переходящих проезжую часть. И если машина – это железное изделие, пусть очень дорогое, то пешеход – это чья-то жизнь.

Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.

Навигация по серии статей<< Поворот с правой полосы налево чаще всего приводит к дтпЗнак STOP для чего? >>

Самые читаемые разделы сайта

Вас заинтересует

 

Один комментарий

  1. Алексей

    29.02.2016 22:52

    Водитель автомобиля седан ехал с явным превышением скорости. Это видно невооружённым взглядом.

    Действие происходит в населённом пункте, где скорость движения не должна превышать 60 км/ч. 

    Так что вина водителей обоюдная.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.