Здравствуйте, уважаемый читатель.
В этой статье в сфере соседства с грузовиком на дороге разберем такую важную тему, как слепые зоны у грузовика.
Ответам на вопросы по соседству легкового автомобиля и грузовика на дороге посвящена серия статей по дорожным ситуациям Легковой автомобиль и грузовик.
Поскольку этот вопрос (соседство с грузовиком) остается актуальным, посмотрим на него с разных сторон.
Поехали.
1. Слепые зоны грузовика
2. Торможение перед грузовиком
3. Встречный разъезд с фурой
4. Обгон фуры или большого грузовика
Слепые зоны грузовика
Кабина грузового автомобиля располагается высоко над дорогой, и из нее хорошо видно вдаль. А вот пространство непосредственно впереди под кабиной и справа от нее с водительского кресла грузовика не видно совсем.
Это пространство есть «слепая» зона обзора водителя грузовика, и в нем целиком помещается легковой автомобиль.
По этой причине подъезжать легковому автомобилю к грузовику с его правой стороны кабины небезопасно.
Более подробно о том, что такое не просматриваемая в зеркалах зона — в статье О слепой (мертвой) зоне автомобиля.
Нужно себе уяснить, что когда вы подъезжаете к кабине грузовика справа (своим левым бортом), то его водитель в какой-то момент перестает вас видеть!
Сначала, когда вы еще только подъезжаете сзади, он вас видит, а потом ваш автомобиль попадает в слепую зону.
И упаси вас Г-дь оказаться справа от грузовика во время его поворота направо или с правой стороны кабины во время перестроения грузовика в правую сторону.
В статье Длинномерный грузовик и сужение дороги рассмотрен случай, когда легковой автомобиль оказался с правого борта грузовика в этой «слепой» зоне, после чего фура его зацепила, протащила перед собой и «отбросила» с дороги слева от себя.
Это пространство можно увидеть с водительского места с помощью дополнительно установленных сферических зеркал. Водители грузовых авто пользуются такими зеркалами.
Но водитель грузовика прежде всего человек, и его что-то может отвлечь от наблюдения за дорогой. Поэтому о своей безопасности целесообразно позаботиться самому.
В статье Самосвал и легковой автомобиль показано, как происходит ДТП с легковым автомобилем, когда грузовик перестраивается вправо.
Как же тогда быть? Ответ на этот вопрос часто зависит от ситуации: едет ли грузовик прямо или поворачивает.
Свой автомобиль относительно грузовика следует располагать исходя из собственного направления движения с учетом траектории движения самого грузовика (об этом ниже).
Но всегда, при этом, необходимо учитывать слепые зоны обзора из его кабины.
В статье Часть 9. Парковка из серии Управление автомобилем был рассмотрен такой элемент физики движения автомобиля, который называется динамический габарит. Смысл в том, что когда автомобиль поворачивает, он как будто становится шире.
Об этом еще можно прочесть в статье Как автомобиль поворачивает.
В случае, когда на дороге поворачивает седельный тягач с полуприцепом (например, фура), задние колеса полуприцепа как бы срезают дугу поворота.
Поэтому, чтобы выполнить поворот, грузовику требуется больше места. Именно по этой причине длинномерам разрешено поворачивать не с крайних полос, а со вторых по соседству (пункт 8.7 ПДД).
По этим соображениям, приближаясь сзади к грузовику, тем более, если впереди по движению есть перекресток, заезд или съезд, необходимо обращать внимание на его указатели поворотов, чтобы случайно не оказаться с внутренней стороны дуги его поворота.
Иначе, сам полуприцеп или его колеса, срезая путь, могут зацепить вашу машину. Один похожий случай рассмотрен в статье Притерли к ограждению.
Торможение перед грузовиком
Вести свой автомобиль нужно так, чтобы не приходилось без причины прибегать к лишним, и тем более резким торможениям.
Скорость и дистанцию до «переднего» автомобиля следует выбирать исходя из дорожной обстановки и погодных условий.
В ситуациях, когда сзади вас движется грузовой автомобиль, внезапное резкое торможение может закончиться тем, что грузовик не успеет вовремя остановиться и «догонит» вашу машину сзади.
Современные грузовики оборудованы надежной мощной тормозной системой, но огромную массу быстро остановить не так-то просто. Им для остановки требуется значительно большее расстояние, чем легковому автомобилю.
Двигаясь в потоке машин, и тем более, когда сзади вас едет грузовик, дистанцию до «переднего» от себя автомобиля следует держать несколько больше (4 – 5 секунд).
Эта дистанция позволит применить плавное торможение для снижения скорости или остановки. Почему дистанцию удобнее измерять в секундах, можно прочесть в статье Движение в потоке.
Еще см. статью Почему важно соблюдать дистанцию. В ней дается расчет правильной дистанции в дорожном потоке.
Любой крупногабаритный автомобиль в различных ситуациях способен закрыть собой обзор участка дороги, например, какую-то часть перекрестка, или же за его корпусом можно не заметить какой-нибудь дорожный знак.
В таких случаях вопрос безопасности решается увеличением дистанции до грузовика, а также, в зависимости от обстоятельств, есть смысл отказаться от желания опередить грузовик.
Иногда появляется возможность проехать, так сказать, «под прикрытием» грузового авто, но в любом случае не следует спешить, двигаясь через не просматриваемый участок дороги.
В статье Если светофор на перекрестке не работает рассмотрен один аварийный случай проезда «под прикрытием».
Встречный разъезд с фурой
Встречный разъезд с фурой особых трудностей не представляет, за исключением случаев, когда такой разъезд происходит на высокой скорости. Это «явление» часто встречается на двухполосных дорогах.
Встречные потоки воздуха как бы притягивают автомобили друг к другу, а в случае разъезда с фурой это ощущение усиливается в разы.
В таких случаях не следует «прижиматься» к осевой линии дороги, например, пытаясь объехать какую-то неровность.
Предпринимать ничего не нужно, кроме как в момент разъезда чуть сильнее сжать руками рулевое колесо.
Обгон фуры или большого грузовика
Когда у вас есть намерение произвести на дороге какой-либо маневр, важно не только видеть дорожную обстановку вокруг своего автомобиля, но и учесть многие другие факторы, влияющие на качество движения.
Сюда можно отнести плотность и интенсивность движения, состояние дороги, рельеф местности, погодные условия и др.
Еще важно самому быть видимым для других участников движения. Быть видимым, это значит, чтобы ваши намерения были понятны другим водителям.
Когда вы догоняете на легковом автомобиле грузовик, и намереваетесь его обогнать, то свой автомобиль располагайте так, чтобы вам было видно левое зеркало грузовика.
Если вы это зеркало не видите, например, очень близко подъехали сзади к грузовику (маленькая дистанция), то и водитель грузовика, скорее всего, вас не видит. Следует увеличить дистанцию и принять немного левее в границах своей полосы.
Какой выигрыш от такого расположения на дороге?
Увеличенная дистанция обеспечит дополнительный обзор дороги впереди по движению, в таком случае есть вероятность того, что водитель обгоняемого грузовика вас заметит.
Ну и дополнительная дистанция до обгоняемого ТС позволит беспрепятственно разогнаться для обгона еще до выезда на встречную полосу.
См. статью Правила обгона и ошибки при его выполнении.
Часто водители грузовиков, в т.ч. дальнобойщики, содействуют в выполнении обгона указателями поворотов. Левый «поворотник» — обгонять нельзя, правый «поворотник» — обогнать можно, т.е. опасности впереди нет.
Данный факт можно бесспорно отнести к «плюсам» соседства легкового автомобиля с грузовиками на дороге.
Указатели поворотов, как и «стопы» – это устройство световой сигнализации, по-другому, средство предупреждения о намерениях водителя.
Поэтому есть смысл всегда обращать внимание на световые указатели едущих впереди машин.
Когда впереди – грузовик, а вам предстоит какой-то маневр, еще нужно помнить об особенностях обзора из его кабины, чтобы случайно не оказаться с внутренней стороны его поворота.
На этом обзор по соседству легкового автомобиля рядом с грузовиком можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «слепые зоны грузовика» предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Правила обгона и ошибки при его выполнении;
Длинномерный грузовик и сужение дороги;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Легковой автомобиль и грузовик;
Самосвал и легковой автомобиль;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий