Вопросам соседства легкового автомобиля и грузовика на дороге посвящена серия статей по дорожным ситуациям, которая так и называется Легковой автомобиль и грузовик.
Материал данной статьи относится к этой же теме, и поскольку вопрос соседства на дороге рядом с большегрузным автомобилем остается актуальным, рассмотрим его немного подробнее, так сказать, посмотрев с разных сторон.
Слепые зоны грузовика
Кабина грузового автомобиля располагается высоко над дорогой, и из нее хорошо видно вдаль. А вот пространство непосредственно впереди под кабиной и справа от нее с водительского кресла грузовика не видно совсем.
Это пространство есть «слепая» зона обзора у грузовика, и в нем целиком помещается легковой автомобиль. По этой причине подъезжать к грузовику с его правой стороны кабины небезопасно.
Нужно себе уяснить, что когда вы подъезжаете к кабине грузовика справа (своим левым бортом), то его водитель в какой-то момент перестает вас видеть! Сначала, когда вы еще только подъезжаете, он вас видит, а потом ваш автомобиль попадает в слепую зону.

В статье Длинномерный грузовик и сужение дороги рассмотрен случай, когда легковой автомобиль оказался с правого борта грузовика в этой «слепой» зоне, после чего фура его зацепила, протащила перед собой и «отбросила» с дороги слева от себя.
Это пространство можно увидеть с водительского места с помощью дополнительно установленных сферических зеркал. Дальнобойщики так и делают. Но в них, все равно, смотрит водитель грузовика, а его что-то может отвлечь.
Если он вас не заметит в своей слепой зоне, то вам от этого легче не станет. Поэтому о своей безопасности целесообразно позаботиться самому.
Как же тогда быть? Ответ на этот вопрос часто зависит от ситуации: едет ли грузовик прямо или поворачивает. Свой автомобиль относительно грузовика следует располагать исходя из собственного направления движения с учетом траектории движения самого грузовика (об этом ниже). Но всегда при этом необходимо учитывать слепые зоны обзора из его кабины.
В статье Часть 9. Парковка из серии Управление автомобилем был рассмотрен такой элемент физики движения автомобиля, который называется динамический габарит. Смысл в том, что когда автомобиль поворачивает, он как будто становится шире.
В случае, когда на дороге поворачивает седельный тягач с полуприцепом (например, фура), задние колеса полуприцепа как бы срезают дугу поворота. Поэтому, чтобы выполнить поворот, грузовику требуется больше места. Именно по этой причине длинномерам разрешено поворачивать не с крайних полос, а со вторых по соседству (пункт 8.7 ПДД).
По этим соображениям, приближаясь сзади к грузовику, тем более, если впереди по движению есть перекресток, заезд или съезд, необходимо обращать внимание на его указатели поворотов, чтобы случайно не оказаться с внутренней стороны дуги его поворота. Иначе, сам полуприцеп или его колеса, срезая путь, могут зацепить вашу машину. Один похожий случай рассмотрен в статье Притерли к ограждению.

Торможение перед грузовиком
Свой скоростной режим на дороге, а также дистанцию, следует выбирать исходя из дорожной обстановки, но вести автомобиль нужно так, чтобы не приходилось без причины прибегать к резким торможениям.
В ситуациях, когда сзади вас движется грузовой автомобиль, внезапное резкое торможение может закончиться тем, что грузовик не успеет вовремя остановиться и «догонит» вашу машину сзади.
Современные грузовики оборудованы надежной мощной тормозной системой, но огромную массу быстро остановить не так-то просто. Им для остановки требуется значительно большее расстояние, чем легковому автомобилю.
Двигаясь в потоке машин, и тем более, когда сзади вас едет грузовик, дистанцию до «переднего» от себя автомобиля следует держать несколько больше (4 – 5 секунд). Эта дистанция позволит применить плавное торможение для снижения скорости или остановки. Почему дистанцию удобнее измерять в секундах, можно прочесть в статье Движение в потоке.
Любой крупногабаритный автомобиль в различных ситуациях способен закрыть собой обзор участка дороги, например, какую-то часть перекрестка, или же за его корпусом можно не заметить какой-нибудь дорожный знак.
В таких случаях вопрос безопасности решается увеличением дистанции до грузовика, а также, в зависимости от обстоятельств, есть смысл отказаться от желания опередить грузовик.
Иногда появляется возможность проехать, так сказать, «под прикрытием» грузового авто, но в любом случае не следует спешить, двигаясь через не просматриваемый участок дороги. В статье Если светофор на перекрестке не работает был рассмотрен один аварийный случай проезда «под прикрытием».
Встречный разъезд с фурой
Встречный разъезд с фурой особых трудностей не представляет, за исключением случаев, когда такой разъезд происходит на высокой скорости. Это «явление» часто встречается на двухполосных дорогах. Встречные потоки воздуха как бы притягивают автомобили друг к другу, а в случае разъезда с фурой это ощущение усиливается в разы.

В таких случаях не следует «прижиматься» к осевой линии дороги, например, пытаясь объехать какую-то неровность. Предпринимать ничего не нужно, кроме как в момент разъезда чуть сильнее сжать руками рулевое колесо.
Обгон фуры или большого грузовика
Когда есть намерение произвести на дороге какой-либо маневр, важно не только видеть обстановку на дороге и учесть многие факторы (количество участников движения, состояние дороги, местности, погодные условия и др.), но и самому быть видимым для других участников движения. Быть видимым, это значит, чтобы ваши намерения были понятны другим водителям.
Догоняя на легковом автомобиле грузовик, и намереваясь его обогнать, свой автомобиль нужно располагать так, чтобы вам было видно левое зеркало грузовика. Если вы это зеркало не видите, например, очень близко подъехали сзади к грузовику (маленькая дистанция), то и водитель грузовика, скорее всего, вас не видит. Следует увеличить дистанцию и принять немного левее в границах своей полосы. Какой выигрыш от этого?

Увеличенная дистанция обеспечит дополнительный обзор дороги впереди по движению, и вероятность того, что водитель обгоняемого грузовика вас заметит. Ну и дополнительная дистанция позволит беспрепятственно разогнаться для обгона.
Часто дальнобойщики содействуют в выполнении обгона указателями поворотов. Левый «поворотник» — обгонять нельзя, правый «поворотник» — обогнать можно, т.е. опасности впереди нет. Данный факт можно бесспорно отнести к «плюсам» соседства легкового автомобиля и грузовиками на дороге.
Указатели поворотов, как и «стопы» – это устройство световой сигнализации, по-другому, средство предупреждения о намерениях водителя. Поэтому нужно всегда обращать внимание на световые указатели едущих впереди машин. Когда впереди – грузовик, а вам предстоит какой-то маневр, еще нужно помнить об особенностях обзора из его кабины, чтобы случайно не оказаться с внутренней стороны его поворота.
Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.
Задайте вопрос или оставьте комментарий