Соседство с грузовиком на дороге


Комментариев нет

Здравствуйте, уважаемый читатель.

В этой статье в сфере соседства с грузовиком на дороге разберем такую важную тему, как слепые зоны у грузовика.

Ответам на вопросы по соседству легкового автомобиля и грузовика на дороге посвящена серия статей по дорожным ситуациям Легковой автомобиль и грузовик.

Поскольку этот вопрос (соседство с грузовиком) остается актуальным, посмотрим на него с разных сторон.

Поехали.

1. Слепые зоны грузовика
2. Торможение перед грузовиком
3. Встречный разъезд с фурой
4. Обгон фуры или большого грузовика

Слепые зоны грузовика

Кабина грузового автомобиля располагается высоко над дорогой, и из нее хорошо видно вдаль. А вот пространство непосредственно впереди под кабиной и справа от нее с водительского кресла грузовика не видно совсем.

Это пространство есть «слепая» зона обзора водителя грузовика, и в нем целиком помещается легковой автомобиль.

По этой причине подъезжать легковому автомобилю к грузовику с его правой стороны кабины небезопасно.

Более подробно о том, что такое не просматриваемая в зеркалах зона — в статье О слепой (мертвой) зоне автомобиля.

Нужно себе уяснить, что когда вы подъезжаете к кабине грузовика справа (своим левым бортом), то его водитель в какой-то момент перестает вас видеть!

Сначала, когда вы еще только подъезжаете сзади, он вас видит, а потом ваш автомобиль попадает в слепую зону.

И упаси вас Г-дь оказаться справа от грузовика во время его поворота направо или с правой стороны кабины во время перестроения грузовика в правую сторону.

Фура слева

В статье Длинномерный грузовик и сужение дороги рассмотрен случай, когда легковой автомобиль оказался с правого борта грузовика в этой «слепой» зоне, после чего фура его зацепила, протащила перед собой и «отбросила» с дороги слева от себя.

Это пространство можно увидеть с водительского места с помощью дополнительно установленных сферических зеркал. Водители грузовых авто пользуются такими зеркалами.

Но водитель грузовика прежде всего человек, и его что-то может отвлечь от наблюдения за дорогой. Поэтому о своей безопасности целесообразно позаботиться самому.

В статье Самосвал и легковой автомобиль показано, как происходит ДТП с легковым автомобилем, когда грузовик перестраивается вправо.

Как же тогда быть? Ответ на этот вопрос часто зависит от ситуации: едет ли грузовик прямо или поворачивает.

Свой автомобиль относительно грузовика следует располагать исходя из собственного направления движения с учетом траектории движения самого грузовика (об этом ниже).

Но всегда, при этом, необходимо учитывать слепые зоны обзора из его кабины.

 

В статье Часть 9. Парковка из серии Управление автомобилем был рассмотрен такой элемент физики движения автомобиля, который называется динамический габарит. Смысл в том, что когда автомобиль поворачивает, он как будто становится шире.

Об этом еще можно прочесть в статье Как автомобиль поворачивает.

В случае, когда на дороге поворачивает седельный тягач с полуприцепом (например, фура), задние колеса полуприцепа как бы срезают дугу поворота.

Поэтому, чтобы выполнить поворот, грузовику требуется больше места. Именно по этой причине длинномерам разрешено поворачивать не с крайних полос, а со вторых по соседству (пункт 8.7 ПДД).

По этим соображениям, приближаясь сзади к грузовику, тем более, если впереди по движению есть перекресток, заезд или съезд, необходимо обращать внимание на его указатели поворотов, чтобы случайно не оказаться с внутренней стороны дуги его поворота.

Иначе, сам полуприцеп или его колеса, срезая путь, могут зацепить вашу машину. Один похожий случай рассмотрен в статье Притерли к ограждению.

Притерли жигули

Торможение перед грузовиком

Вести свой автомобиль нужно так, чтобы не приходилось без причины прибегать к лишним, и тем более резким торможениям.

Скорость и дистанцию до «переднего» автомобиля следует выбирать исходя из дорожной обстановки и погодных условий.

В ситуациях, когда сзади вас движется грузовой автомобиль, внезапное резкое торможение может закончиться тем, что грузовик не успеет вовремя остановиться и «догонит» вашу машину сзади.

Современные грузовики оборудованы надежной мощной тормозной системой, но огромную массу быстро остановить не так-то просто. Им для остановки требуется значительно большее расстояние, чем легковому автомобилю.

Двигаясь в потоке машин, и тем более, когда сзади вас едет грузовик, дистанцию до «переднего» от себя автомобиля следует держать несколько больше (4 – 5 секунд).

Эта дистанция позволит применить плавное торможение для снижения скорости или остановки. Почему дистанцию удобнее измерять в секундах, можно прочесть в статье Движение в потоке.

Еще см. статью Почему важно соблюдать дистанцию. В ней дается расчет правильной дистанции в дорожном потоке.

Любой крупногабаритный автомобиль в различных ситуациях способен закрыть собой обзор участка дороги, например, какую-то часть перекрестка, или же за его корпусом можно не заметить какой-нибудь дорожный знак.

В таких случаях вопрос безопасности решается увеличением дистанции до грузовика, а также, в зависимости от обстоятельств, есть смысл отказаться от желания опередить грузовик.

Иногда появляется возможность проехать, так сказать, «под прикрытием» грузового авто, но в любом случае не следует спешить, двигаясь через не просматриваемый участок дороги.

В статье Если светофор на перекрестке не работает рассмотрен один аварийный случай проезда «под прикрытием».

Встречный разъезд с фурой

Встречный разъезд с фурой особых трудностей не представляет, за исключением случаев, когда такой разъезд происходит на высокой скорости. Это «явление» часто встречается на двухполосных дорогах.

Встречные потоки воздуха как бы притягивают автомобили друг к другу, а в случае разъезда с фурой это ощущение усиливается в разы.

Встречный разъезд

В таких случаях не следует «прижиматься» к осевой линии дороги, например, пытаясь объехать какую-то неровность.

Предпринимать ничего не нужно, кроме как в момент разъезда чуть сильнее сжать руками рулевое колесо.

Обгон фуры или большого грузовика

Когда у вас есть намерение произвести на дороге какой-либо маневр, важно не только видеть дорожную обстановку вокруг своего автомобиля, но и учесть многие другие факторы, влияющие на качество движения.

Сюда можно отнести плотность и интенсивность движения, состояние дороги, рельеф местности, погодные условия и др.

Еще важно самому быть видимым для других участников движения. Быть видимым, это значит, чтобы ваши намерения были понятны другим водителям.

Когда вы догоняете на легковом автомобиле грузовик, и намереваетесь его обогнать, то свой автомобиль располагайте так, чтобы вам было видно левое зеркало грузовика.

Если вы это зеркало не видите, например, очень близко подъехали сзади к грузовику (маленькая дистанция), то и водитель грузовика, скорее всего, вас не видит. Следует увеличить дистанцию и принять немного левее в границах своей полосы.

Какой выигрыш от такого расположения на дороге?

Обгон фуры

Увеличенная дистанция обеспечит дополнительный обзор дороги впереди по движению, в таком случае есть вероятность того, что водитель обгоняемого грузовика вас заметит.

Ну и дополнительная дистанция до обгоняемого ТС позволит беспрепятственно разогнаться для обгона еще до выезда на встречную полосу.

См. статью Правила обгона и ошибки при его выполнении.

 

Часто водители грузовиков, в т.ч. дальнобойщики, содействуют в выполнении обгона указателями поворотов. Левый «поворотник» — обгонять нельзя, правый «поворотник» — обогнать можно, т.е. опасности впереди нет.

Данный факт можно бесспорно отнести к «плюсам» соседства легкового автомобиля с грузовиками на дороге.

Указатели поворотов, как и «стопы» – это устройство световой сигнализации, по-другому, средство предупреждения о намерениях водителя.

Поэтому есть смысл всегда обращать внимание на световые указатели едущих впереди машин.

Когда впереди – грузовик, а вам предстоит какой-то маневр, еще нужно помнить об особенностях обзора из его кабины, чтобы случайно не оказаться с внутренней стороны его поворота.

На этом обзор по соседству легкового автомобиля рядом с грузовиком можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «слепые зоны грузовика» предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Правила обгона и ошибки при его выполнении;
Длинномерный грузовик и сужение дороги;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Легковой автомобиль и грузовик;
Самосвал и легковой автомобиль;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Безопасность

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.