Встречный обгон на повороте


Комментариев нет

Продолжаем серию статей по дорожным ситуациям, возникающим в процессе движения на поворотах (изгибах) дороги.

В предыдущей статье шло обсуждение о целесообразности обгона на закруглении дороги. Рассмотрим еще одну похожую дорожную ситуацию.

На этот раз осуществляемый обгон относительно наблюдателя (регистратора) выглядит как встречный обгон (в прошлый раз обгон был попутным).

С чего все началось.

Двухполосная дорога со стороны движения «регистратора» плавно закругляется в левую сторону. Местность достаточно открытая, изгиб дороги хорошо просматривается далеко вперед.

Впереди «регистратора» движутся несколько легковых машин. Дорожная разметка, отделяющая встречные направления, это прерывистая разметка 1.5. Обгон на этом изгибе дороги не запрещается.

«Регистратор» вместе с «серым» попутчиком, который следует впереди, приступают к обгону двух других автомобилей. Данный маневр носит название «обгон паровозиком». О его правомерности, опасности и целесообразности можно прочесть в серии статей «Обгон».

В имеющихся обстоятельствах такой обгон был безопасен: дорога закругляется влево, встречная полоса свободна на всем ее видном далеком протяжении.

Попутчики после завершения обгона благополучно возвращаются на свою половину проезжей части. В это время становятся видны транспортные средства, движущиеся навстречу, в том числе, виден акт встречного обгона.

Ну, а поскольку «попутчики» и «противники» движутся навстречу друг другу, то расстояние между ними стремительно сокращается. Встречный обгон, к этому времени, еще не завершен.

 

«Передний» попутчик «регистратора» в момент встречного разъезда с обгоняющим берет правее на проезжей части, и заезжает правыми колесами на обочину. «Регистратор» движется сзади в роли наблюдателя.

Что произошло дальше — смотрите короткий видеоролик. Встречный обгон на закруглении дороги.


Автор видеоролика

В процессе встречного разъезда с обгоняющим попутчик «регистратора» оказался за дорогой. Почему это произошло?

Когда автомобиль на скорости одной своей половиной въезжает с асфальта на сухую земляную обочину, то из-за разности сцепления колес с дорожным полотном, авто может слегка начать рыскать.

Сила реакции автомобиля на такой съезд зависит от скорости, на которой это происходит, и от состава грунта, точнее от его «сыпучести».

Например, наличие пыли и песка на сухой земле обочины, добавляет этой поверхности скользкости, по сравнению с чистым асфальтом. Видели в кадре пыль из-под колес? — это результат частичного скольжения колеса по песку на обочине.

Пыль из под колес

То, что произошло дальше — это следствие потери управления автомобиля в результате попытки вернуть автомобиль на асфальт после скоростного съезда на обочину.

Водитель пытался вернуть автомобиль на прежний курс, но его раскачало, и уходя от столкновения уже с другим встречным автомобилем, он оказался за пределами дороги.

На будущее: если даже на относительно небольшой скорости цепляете правыми колесами обочину, не следует стремиться тут же выезжать на асфальт.

Необходимо сильнее сжать двумя! руками рулевое колесо, чтобы уменьшить амплитуду рыскания, и начать плавно тормозить на «прямых» колесах.

 

Нередко граница между асфальтом и обочиной имеет перепад по высоте.

В процессе переезда на большой скорости с обочины на проезжую часть, этот перепад дополнительно вызывает раскачку, и кратковременно увеличивает разность сцепления колес с дорогой.

Есть смысл сначала погасить свою скорость на обочине, затем выехать всеми колесами на асфальт.

Как дальше повел себя виновник этой ситуации (водитель, совершавший обгон), нам не ведомо, вероятно, он спокойно поехал дальше, потому что случившегося он уже не видел.

Но в результате своего необдуманного обгона на повороте, точнее, на закруглении дороги, он вынудил другого участника «убегать» от столкновения.

Если посмотреть на местность глазами виновника (совершавшего обгон), то с его стороны дорога поворачивала направо. В этих условиях, за корпусом обгоняемого им контейнеровоза, он совершенно не видел встречную полосу.

Тем не менее, в этих почти «слепых» для себя условиях, он начал обгонять, и ему это даже удалось, если не считать того, что произошло после встречного разъезда. Пункт 11.1 ПДД запрещает выполнять обгон в таких условиях.

Нужно понять, что все ситуации разные, и раз на раз не приходится. Сегодня с нарушением повезло, т.е. «прокатило», а завтра может не прокатить. Поэтому, перед маневром целесообразно не просто подумать о его целесообразности, но еще убедиться в том, что он будет безопасен.

В дополнение к рассмотренному выше случаю есть смысл познакомиться с материалами серии статей Обгон.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами сможем ее разобрать, и провести «работу над ошибками».

В продолжение темы «встречный обгон», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Правила обгона и ошибки при его выполнении;
Съезд на обочину и проезд по обочине;
Опасный обгон на закруглении дороги;
Движение по обочине;
Прерванный обгон;
Удачно разошлись.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Обгон на повороте

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.