Не уступил дорогу на перекрестке


2 комментария

Здравствуйте, уважаемый читатель.

Возвращаемся к теме проезда нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог.

В этой статье проведем анализ интересной дорожной ситуации: проезд на знак уступи дорогу, и что, собственно, из этого получилось.

Особенность неравнозначных перекрестков в том, что очередность проезда на них устанавливается знаками приоритета.

Преимущественным правом проезда на таких перекрестках пользуются транспортные средства, которые движутся по главной дороге (обозначенной знаком 2.1 «Главная дорога»).

В разбираемой ситуации имеется Т-образный перекресток, на котором главная дорога меняет свое направление, т.е. поворачивает.

На то обстоятельство, что она поворачивает, указывают знаки 8.13 «Направление главной дороги», установленные на всех сторонах перекрестка.

С направления, откуда ведется съемка видеорегистратором, знак 8.13 установлен вместе со знаком 2.4 «Уступите дорогу», т.е. с единственной второстепенной дороги Т-перекрестка.

Такое сочетание знаков означает, что подъехав с этого направления, вам следует уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся в направлении главной дороги или поворачивают с нее на вашу дорогу.

Место открытое, подъезды к перекрестку просматриваются хорошо. Разметка на дороге отсутствует, но ширина проезжей части позволяет двигаться в одном направлении в два ряда.

«Регистратор» в этой ситуации является как бы независимым свидетелем. Место, в котором он остановился, позволяет увидеть происходящее, как говорится, до мелочей.

Посмотрите короткий видеоролик. Проезд на знак Уступите дорогу привел к столкновению с автомобилем, имевшим преимущество. Посмотрите, как это произошло.

Автор видеоролика

В любой дорожной ситуации, особенно, когда происходит ДТП, всегда есть две составляющие причины: юридическая (то, что позднее напишут в протоколе) и неофициальная (то, что произошло на самом деле, но не применяется в юридической практике). Далее станет понятно.

Юридически, водитель автомобиля Suzuki (который выехал с второстепенной дороги) не уступил дорогу своему встречному оппоненту (который поворачивал налево со встречного направления). Этот факт запишут в протоколе.

 

Штраф за то, что он на перекрестке не уступил дорогу автомобилю, имевшему преимущество, составляет 1000 руб. (на дату выхода публикации, ст.12.13 ч.2 КоАП).

Но на самом деле не этот факт стал причиной ДТП. Настоящая причина столкновения состоит в том, что оба водителя, каждый со своей стороны, неверно оценили данную ситуацию на предмет безопасного проезда этого участка дороги.

Что означает фраза «неверно оценили»? Попробуем посмотреть на дорожную ситуацию «глазами» каждого из них.

Автомобиль с видеорегистратором стоит перед перекрестком в левом ряду, и ему хорошо виден легковой автомобиль, подъезжающий к перекрестку со встречного направления. У встречного авто включен левый «поворотник».

Примерно в это же время справа в кадре появился троллейбус, который через 2-3 секунды в процессе поворота своим корпусом закрыл обзор перекрестка.

Троллейбус

Водитель Suzuki (участник ДТП) заехал на перекресток, когда его обзор был закрыт троллейбусом.

Он не мог видеть своего встречного оппонента, который «спрятался» за троллейбусом и к этому времени уже заехал на перекресток (с этого направления его на подъезде к перекрестку видел только регистратор).

Фактически, водитель Suzuki проехал на знак Уступите дорогу вслепую, даже не предположив, что впереди может быть встречный автомобиль, которому он обязан уступить дорогу.

Вполне возможно, что водитель по каким-то своим причинам был уверен, что встречных машин нет. См. статью Причины возникновения ДТП.

Если это так, то его оценка данной ситуации и расчет оказались неверными — результат мы видим на ролике: произошло столкновение. Водитель думал, что за троллейбусом никого нет, а оказалось — есть!

Перед дтп

Водитель встречного автомобиля, попавший в ДТП, тоже заехал на перекресток в момент, когда проезжающий троллейбус закрыл обзор со стороны встречного подъезда (откуда выехал автомобиль Suzuki).

Но у него была уверенность в том, что, поскольку он поворачивает по главной дороге, то автомобиль, выезжающий со встречного второстепенного направления, обязан ему уступить дорогу.

Другими словами, у него была некая уверенность, что ПДД будут соблюдены. Но в действительности оказалось не так.

В отличии от водителя Suzuki, в последствии, эту ошибку ему компенсирует страховая компания, оплатив ремонт после аварии. Но время и нервы все равно будут потрачены, что весьма неприятно.

 

Как не попасть в ДТП, оказавшись в такой же, или в похожей ситуации в будущем?

На нерегулируемых пересечениях (перекрестках, въездах-заездах и пр.), нередко в часы «пик» автомобилистами практикуются акты, которые можно охарактеризовать, как «успею или не успею» проехать.

Один из таких рассмотрен в статье Успею проехать? — А не успеешь!

Или возьмем пример проще. Предположим, движутся два автомобиля, у одного из них есть требование уступить дорогу. Уступить — это значит, по определению, не создавать помех.

Если тот, который должен уступить, на свой страх и риск решает успеть проехать участок первым, и при этом его акт на другом автомобиле не отражается (тот не затормозил, не изменил направление), то Правила не нарушены.

Приведенный пример — это упрощенная схема. На реальном перекрестке в час «пик» с целью «успеть проехать» обычно стартует несколько машин, соответственно, вероятность попасть в ДТП увеличивается.

Оказавшись в таких условиях, вы, как имеющий преимущество, будете вынуждены тормозить или как-то по-другому компенсировать действия страждущих, в целях избежать столкновения с ними.

Но если этого не сделать, то вы сами попадете в ДТП с тем автомобилистом, кто пытается успеть проехать.

Современная реальность такова, что имея приоритет (преимущественное право на первоочередный проезд), еще необходимо убедиться в том, что вам уступают или готовы уступить дорогу.

Если же вашим приоритетом пренебрегают, то целесообразно не спешить. В противном случае придется дополнительно потратить время на оформление ДТП и прочие разбирательства.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

В продолжение темы «проезд на знак уступи дорогу», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Проезд нерегулируемых перекрестков;
Поворот налево на главную дорогу и ДТП;
Как безопасно выехать на главную дорогу;
Поворот на главную дорогу направо и ДТП;
Поворот направо на нерегулируемом перекрестке;
Как безопасно выехать на главную дорогу (продолжение).

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Сергей

    04.02.2021 22:47

    Доброго времени суток. Сегодня было совершено ДТП. Супруга двигалась на автомобиле по асфальтированной дороге (но дорога была вся в снегу).

    Справа, с второстепенной дороги (также заснеженной) вылетел автомобиль, знаков на данной дороге нет. Машины столкнулись. Супруга осталась виновной в ДТП.

    Что можно сделать в данной ситуации?

  2. Сергей Д.

    04.02.2021 23:52

    Здравствуйте Сергей.

    Вы написали, что на дороге, с которой выехал второй автомобиль, знаков приоритета нет, а о знаках на дороге, по которой ехала ваша супруга, вы ничего не написали.

    Полагаю, что с ее стороны тоже не было знаков. Тогда возникает вопрос: почему вы решили, что другая дорога — второстепенная?

    См. статью Как определить главную дорогу, если нет знаков.

    Поскольку другой информации нет, могу предположить, что это был перекресток равнозначных дорог, на котором следует уступить автомобилю, приближающемуся справа.

    Если мое предположение верно, то ваша супруга должна была уступить дорогу «помехе справа», но не уступила. В результате этого произошло ДТП.

    То, что на дороге было скользко, это не является оправданием. Каждый водитель обязан вести автомобиль с учетом дорожных и погодных условий (пункт 10.1 ПДД).

    Пункт 1.5 ПДД: Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда ...

    В дополнение к изложенному выше, см. статью Помеха справа в ПДД.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.