Едем на шипах


4 комментария

Содержание:

1. Зимняя и летняя езда. Реалии
2. Если устанавливаете новые шины с шипами
3. Если устанавливаете б/у шины с шипами
4. Как ездить на шипованных шинах

Зимняя и летняя езда. Реалии

На страницах сайта время от времени затрагивается тема «зимней» и «летней» езды, точнее, ошибочного разделения манер вождения на зимнюю и летнюю.

В чем различие между «зимней» и «летней» манерой езды можно прочесть в статьях Вождение автомобиля зимой. Маневрирование и Пришли холода – меняем стиль вождения.

Акцент в различиях делается на то, что летом, когда тепло и автомобиль уверенно цепляется за дорогу всеми колесами, водитель может себе позволить небрежное управление автомобилем.

Небрежное в том смысле, что используются резкие методы управления: резкий старт, грубое торможение, резкое перестроение, резкий поворот на скорости и многое другое, где движение автомобиля сопровождается рывками.

Летом подобные «номера», мягко говоря, проходят без последствий, и такая манера езды входит в привычку. Но в минусовых температурах «летние» методы не работают.

Известно, что на прямой скользкой дороге даже незначительный рывок, вызванный небрежным управлением, способен увести автомобиль с нужной траектории движения. Последствия могут быть самые разные.

Подробности — в статьях Осторожно, скользкая дорога и Вождение автомобиля зимой. Маневрирование.

С наступлением холодов, и неожиданным появлением ледообразования на дороге, многие так и продолжают ездить, по привычке, в грубой летней манере.

Интересен факт, что водитель осознает необходимость перехода на «плавный» метод управления, и всеми силами старается так делать, но в ответственный момент этого не получается.

Организм неосознанно продолжает отрабатывать по привычке так, как он поступал все время, т.е. как он привык.

Для того, чтобы перестроиться на «зимнюю» езду, организму нужно время. И если «перестрой» происходит, так сказать, на границе тепла и холода, то в это время совершается множество ошибок, часто приводящих к ДТП или поломке автомобиля.

О том, как целесообразно действовать, изложено в статье Пришли холода – меняем стиль вождения.

Это было небольшое вступление. Ниже будут рассмотрены некоторые вопросы, которые касаются эксплуатации зимних шин, оборудованных шипами противоскольжения.

Вы, наверное, спросите, а какая связь между летними или зимними манерами в управлении автомобилем и шипованными шинами?

Связь в том, что летние манеры вождения и зимняя дорога — вещи несовместимые. Совместить их, конечно можно, но итог будет один: либо произойдет ДТП с другим автомобилем, либо авто окажется за пределами дороги.

То же самое относится и к эксплуатации шипованных шин. Дальше станет понятно, почему это так.

Что нужно знать, если на дисках вашей машины установлены зимние шины, оборудованные шипами противоскольжения?

Если устанавливаете новые шины с шипами

Начнем с того, что новые зимние шины, оборудованные шипами, должны пройти обкатку. Что это значит?

В процессе качения колеса, шипы занимают определенное положение в шине, т.е. шипы прирабатываются, и располагаются уже не строго перпендикулярно по отношению к поверхности шины, а чуть под незаметным глазу углом, который направлен в противоположную сторону качению колеса.

Как прирабатываются шипы

Для того чтобы шипы приняли такое устойчивое положение, требуется проехать несколько сотен километров. Одни эксперты утверждают, что для этого достаточно 500км, другие называют другую цифру – 1000км. В общем, чем больше, тем лучше.

Чтобы не спорить, остановимся на том, что это расстояние должно быть не менее 500км, а еще лучше – более 1000км. Причем, во время обкатки зимних шипованных шин нужно стараться придерживаться спокойного стиля езды.

Т.е. нужно стараться не допускать пробуксовки колес во время старта, разгонов и торможений. В противном случае есть риск потери нескольких шипов еще в процессе их «приработки», особенно на пробуксовке при трогании назад.

В процессе «обкатки шипов» не следует также увлекаться высокими скоростями на поворотах.

Если география ваших поездок не выходит за границы населенного пункта, то за один раз проехать 500 километров сложно, для этого нужно время.

Поэтому, есть смысл переобуться раньше, и в режиме спокойной езды обкатать зимние шины еще до наступления серьезных заморозков, чтобы на стадии обкатки исключить пробуксовку на гололеде.

Если устанавливаете б/у шины с шипами

Когда вы ставите на свою машину колеса с шипами уже бывшие в эксплуатации, например, ездили на них в прошлом сезоне, или купили б/у резину с шипами, то устанавливать такие шины нужно по направлению вращения колеса так, как они уже катились в прошлом.

В противном случае, если поставите колесо или переобуете шину наоборот, шипы расшатаются, и есть риск их «потерять». Не все, конечно, кое-что останется, но работать на льду должным образом такие шины уже не будут.

Если процесс замены шин проходит в шиномонтажной мастерской, целесообразно заранее пометить направление вращения б/у шины, и подсказать мастеру, в каком положении ее нужно забортировать на диск.

Если же меняете колеса целиком, с дисками, тогда задача стоит проще – достаточно их установить так, как они катились ранее.

 

Определить направление вращения колеса не сложно. Если рисунок протектора направленный (на таких шинах направление качения может быть обозначено стрелкой), то ошибиться трудно, но можно, по невнимательности.

Если протектор шины не направленный (например, «шашки» — такое колесо можно поставить и так и обратно), то внимательно смотрите на шипы – обратите внимание, как они изношены.

Угол наклона шипов заметить почти невозможно, а вот рабочая часть шипов, т.е. сами концы, могут это подсказать – их более изношенная часть будет с той стороны, куда колесо катилось.

А вообще весной, во время переобувки с «зимы» на «лето», есть смысл пометить шины с шипами так, как колеса стояли на машине, например левое переднее, левое заднее, правое переднее, правое заднее.

На будущий сезон нужно будет установить их так, как они стояли в этом сезоне. При правильной эксплуатации шипованные шины будут служить долго.

Как ездить на шипованных шинах

Что еще нужно знать об эксплуатации шипованных шин? Речь пойдет о том, как ездить на шипованных шинах.

Любые автомобильные шины начинают «работать» только после того, как резина «разомнется» и прогреется.

Под словом «работать» подразумеваются сцепные качества. При одинаковых дорожных условиях «холодные» шины цепляются за дорогу плохо, и чаще буксуют, у «разогретых» шин качество сцепления намного лучше.

Эту особенность необходимо учитывать, особенно тем, кто по утрам спешит на автомобиле на работу.

Для того, чтобы разогреть шины после долгой, например, ночной стоянки, нужно в спокойном режиме проехать пару-тройку километров, чтобы застывшая резина разогрелась.

Шины с шипами в этом плане не исключение. Чем холоднее (сильнее мороз), тем больше времени потребуется, чтобы размять шины. Тогда колеса и катиться будут мягче, и цепляться за поверхность дороги будут лучше.

Управление автомобилем на шипованных шинах имеет свои особенности. Трогаться с места на шипах, особенно на подъемах дороги, лучше всего «в натяг», чтобы ведущие колеса не буксовали.

Когда ведущие колеса буксуют, то шипы прорезают ледяную корку на поверхности асфальта, и эффективность работы шипов резко снижается.

Во время движения по асфальту шипы вдавливаются в резину не полностью и, тем самым, уменьшают силу сцепления колес с дорогой.

На небольших скоростях это почти не ощущается, напротив, создается впечатление, что шипованные колеса намного лучше цепляются за асфальт, нежели без шипов.

Так происходит за счет того, что рабочая часть шипов успевает зацепиться за неровности дорожного полотна.

С увеличением скорости, зацепление несколько ухудшается. Для сравнения, на скорости 90 км/ч на чистом асфальте коэффициент сцепления у шипованных шин на 10-15% ниже, чем у таких же, но без шипов.

 

Длина тормозного пути «на шипах» зависит от совокупности дорожных и технических факторов.

К числу дорожных факторов относится состояние дороги: утрамбованный снег, чистый лед, сухой на вид асфальт, мокрая снежная каша или что-то еще, здесь же уместна температура окружающей среды.

К числу технических факторов относятся наличие на автомобиле АБС, исправность тормозной системы, скорость в данный момент, манера торможения, т.е. здесь уже подключается человеческий фактор.

В различных сочетаниях перечисленных выше факторов тормозной путь будет разный.

Многочисленные эксперименты показали, что наличие шипов НЕ делает тормозной путь короче. Более того, в некоторых случаях тормозной путь «на шипах» может быть длиннее ожидаемого (при работе АБС на скользкой дороге).

Тормозить на зимней скользкой дороге следует очень плавно, не допуская блокировки колес. Если необходимо затормозить резко, но ваш авто не оборудован АБС, то целесообразно использовать быстрое прерывистое торможение.

Данный прием поможет, если нужно и тормозить, и рулить, независимо от того, есть ли на шинах шипы, или их нет. Он рассмотрен в статье Для чего тормозам нужна система АБС.

Вот, собственно, весь необходимый минимум того, как ездить на шипованных шинах, чтобы ваше движение было относительно комфортным, и шины прослужили долго.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «как ездить на шипованных шинах» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Подскользнулся;
Осторожно, скользкая дорога;
Пришла пора «переобуваться»;
Как не «улететь» со скользкой дороги;
Пришли холода – меняем стиль вождения;
Вождение автомобиля зимой. Маневрирование.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Эксплуатация

Самые читаемые разделы сайта

 

4 комментария

  1. Николай

    13.03.2016 07:04

    До какого месяца можно ездить на шипованной резине?

  2. Сергей Д.

    13.03.2016 07:44

    Здравствуйте Николай.

    Согласно пункту 5.5 техрегламента ТС: «Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август)».

    До июня можете ездить смело.

  3. Андрей

    09.10.2018 07:49

    Каким нормативным документом можно руководствоваться при замене (сроке эксплуатации) зимних шипованных шин а/тр кат. М1?

  4. Сергей Д.

    12.10.2018 06:26

    Здравствуйте Андрей.

    Интересующий вас документ — это ПДД. Раздел — Перечень неисправностей, при которых эксплуатация тс запрещена. Пункт 5 — Колеса и шины.

    С 1.09.2023 года вступила в силу новая редакция ПДД (новый Перечень неисправностей). Подробности в статье Обзор изменений ПДД РФ с 1 сентября 2023 года.

    Зимние шины считаются пригодными к эксплуатации, если остаточная глубина протектора составляет 4мм и более (п.5.5).

    Соответственно, срок их эксплуатации определяется указанным нормативом при условии, что отсутствуют внешние повреждения, указанные в п.5.6.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.