СИМ. Что это такое в ПДД


4 комментария

В 2023 году в Правила дорожного движения РФ введено новое понятие: средство индивидуальной мобильности, сокращенно СИМ.

Данное нововведение связано с тем, что на дорогах появилось несколько новых видов технических средств одиночного передвижения.

Поскольку они стали полноценными участниками дорожного движения, то возникла необходимость их классифицировать, а также наделить правами и обязанностями.

В рамках этой статьи рассмотрим, что такое СИМ в ПДД, коротко о том, где ПДД разрешают двигаться на СИМ, и также кратко о том, что ПДД запрещают водителям СИМ в процессе дорожного движения.

Далее, по тексту:

Что такое средство индивидуальной мобильности
Где ПДД разрешают ездить на СИМ
Что запрещается водителям СИМ

Что такое средство индивидуальной мобильности

Определение термину СИМ дается в пункте 1.2 ПДД:

«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)».

Что в этой формулировке важное?

А) Средство индивидуальной мобильности (СИМ) — это транспортное средство, т.е. устройство, предназначенное для движения по дорогам.

Это означает, что в отношении СИМ действуют правила движения для транспортных средств.

Повстречаться с СИМ можно в любом месте, где способен передвигаться участник дорожного движения (проезжая часть, вело-пешеходные дорожки, тротуары, зоны, территории).

По определению лицо, управляющее транспортным средством, является водителем. Поскольку СИМ — это транспортное средство, тогда лицо, управляющее СИМ, должно считаться водителем.

Но это не совсем так. ПДД разделяют понятия «водитель» и «лицо, использующее для передвижения СИМ» по аналогии с велосипедами.

 

Велосипед — это транспортное средство, но лицо, передвигающееся на велосипеде, официально называется велосипедист, а не водитель велосипеда.

Примерно такой же подход у законодателей по отношению к лицам, передвигающимся на СИМ. Официально лицо на СИМ не считается водителем.

Тому, что законодатели разделяют водителей и лиц на СИМ, есть косвенное подтверждение в пункте 17.3 ПДД в редакции от 1 марта 2023 года:

«При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения».

Б) СИМ может иметь несколько колес (минимум — одно) и двигатель (двигателей может быть более одного).

Тип двигателя СИМ не уточняется, но в определении СИМ перечислены устройства, приводимые в движение электродвигателем, и иные аналогичные средства. Вероятно, в будущем список будут дополнять.

Важно то, что СИМ НЕ является механическим транспортным средством (см. обновленный с 1 марта 2023 года термин «Механическое транспортное средство», пункт 1.2 ПДД).

Одновременно, СИМ НЕ является пешеходом, если оно выполняет свою функцию, т.е. движется. В то же время, лицо, ведущее (несущее) СИМ, т.е. не едущее на нем, является пешеходом (см. обновленный термин «Пешеход»).

Где ПДД разрешают ездить на СИМ

В области мест передвижения на средствах индивидуальной мобильности ПДД разделяют водителей СИМ на три возрастных категории (до 7 лет, с 7 до 14 лет, старше 14 лет), а транспортные средства СИМ — на две весовые категории (не более 35 кг, более 35 кг).

На СИМ любой массы разрешается ездить по правому краю проезжей части дорог.

По тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, в пешеходных зонах разрешается ездить на СИМ, масса которых не превышает 35 кг.

Скорость движения лиц, передвигающихся на СИМ, не должна превышать 25 км/ч.

При совместном передвижении СИМ и пешеходов по тротуарам и в пешеходных зонах, пешеходы получают приоритет.

Однако, если пешеход идет по велодорожке или пересекает ее, то он обязан уступить дорогу тем, кто по ней движется на велосипеде или на СИМ.

Лица, передвигающиеся на средствах индивидуальной мобильности (СИМ), должны будут рассчитывать свою скорость, исходя из этого приоритета.

 

Ездить по правому краю проезжей части имеют право люди старше 14 лет, и это разрешено только в местах, где:

  • максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч;
  • разрешено движение велосипедистов.

Средство индивидуальной мобильности, передвигающееся по проезжей части, должно иметь тормозную систему, звуковой сигнал, световозвращатель белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, фару (фонарь) белого цвета спереди и световозвращатель красного цвета сзади.

Статус СИМ не распространяется на обычные самокаты и роликовые коньки. Люди, использующие их, по-прежнему приравниваются к пешеходам.

Для пересечения дороги по пешеходному переходу водителям СИМ необходимо будет спешиваться, т.е. становиться пешеходами.

Троица

Что запрещается водителям СИМ

Требования к водителям СИМ предъявляются такие же, как и для велосипедистов.

Водителям средств индивидуальной мобильности запрещается:

  • управлять СИМ не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, мешающий управлению, или выступающий более, чем на полметра за габариты;
  • перевозить пассажира, если это не предусмотрено конструкцией СИМ;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованного для этого места;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайными путями, и на дорогах с двумя и более попутными полосами;
  • переезжать дорогу по пешеходным переходам.

На этом ответ на вопрос что такое СИМ в ПДД в рамках данной статьи можно считать завершенным.

 

В контексте безопасности взаимного участия механических ТС и СИМ в процессе дорожного движения необходимо обратить внимание на следующее:

Несмотря на ограничения по скорости и местам передвижения для средств индивидуальной мобильности, есть вероятность, что некоторые водители СИМ не станут соблюдать предъявленные требования.

Среди обсуждаемых средств передвижения есть очень скоростные устройства, и редкий участник не захочет полноценно использовать их качества.

Людей, передвигающихся на СИМ можно повстречать и на проезжей части, и далеко за ее пределами. т.е. где угодно.

Самокат или иное устройство передвижения может легко «спрятаться» в слепой зоне зеркал заднего вида, и остаться незамеченным. См. статью О слепой (мертвой) зоне автомобиля.

Поэтому есть смысл это осознать, признать это как данность, и быть внимательным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение обсуждения «что такое СИМ в ПДД», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Уступить дорогу пешеходу;
Автомобиль — велосипед: у кого приоритет во дворе;
Крайнее положение на проезжей части;
О слепой (мертвой) зоне автомобиля;
Что такое безопасный маневр;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Безопасность

Самые читаемые разделы сайта

 

4 комментария

  1. Игорь

    27.02.2023 20:50

    Хочется всё же прояснить, являются ли лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, водителями.

    Из того, что водитель — это лицо, управляющее транспортным средством, а СИМ — транспортное средство, не следует, что использующий СИМ — водитель.

    Во первых, это «лицо» не управляет, а использует. Во вторых, понятия «водитель» и «лицо, использующее для передвижения СИМ» используются параллельно, а не включают одно другое.

    Например, «17.3. При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.»

    Здесь «водители и лица...», то есть это разные категории участников ДД. Велосипедист — также отдельная категория, это не «водитель».

    «При совместном передвижении СИМ и пешеходов, пешеходы получают приоритет» — одно уточнение, в 24.6 действительно «Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.».

    Но «4.1 ... при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности».

    То есть, в определенных случаях допускается движение пешеходов по велосипедным дорожкам, но приоритет имеют велосипедисты и лица, использующие для передвижения СИМ.

    Возможно, ПДД не считают эту ситуацию «случаем совмещенного движения», но по факту пешеходы могут двигаться совместно с другими участниками, но обязаны уступать.

  2. Сергей Д.

    28.02.2023 10:45

    Здравствуйте Игорь. Вы совершенно правильно заметили неточность. Спасибо, исправлено.

    Действительно, в редакции ПДД от 01.03.23 имеют место несоответствия, на которые вы обратили внимание.

    По определению, СИМ это транспортное средство, а лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, считается водителем.

    Однако, в тексте ПДД применяется словосочетание «лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности», т.е. законодатели разделяют эти понятия.

    По всей видимости, понятие «управление ТС» не относится к СИМ по аналогии с велосипедистами.

    Велосипед также является транспортным средством, но лицо, управляющее велосипедом, официально называется велосипедист.

    Если пешеход идет по велосипедной дорожке или пересекает ее, то приоритет у велосипеда и СИМ. На пешеходных дорожках и тротуарах приоритет у пешехода перед СИМ.

    Это касается юридических нюансов в том плане, на кого взвалить вину в случае ДТП между пешеходами и лицами на СИМ.

    Но с точки зрения здравого смысла пешеходам есть смысл уступать всем другим участникам движения, которые движутся «на колесах».

    Насколько эти несоответствия критичны, покажет время.

  3. Игорь

    04.03.2023 09:35

    Сергей, спасибо за ответ и комментарий. Хочу еще добавить, что в главе 12 КоАП, относящейся к ответственности участников дорожного движения за нарушение ПДД, к использующим для передвижения СИМ лицам (а также пешеходам и велосипедистам) относятся статьи 12.29 и 12.30.

    Например, пункт 2 относится к нарушению правил «лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи (пешеходов), а также водителя транспортного средства)».

    Здесь к СИМ относится «другим лицом», не являющимся пешеходом, велосипедистом и водителем транспортного средства.

    При этом, в комментарии к статье 12.1 говорится, что в статьях главы 12 КоАП под транспортным средством следует понимать автомототранспортное средство, на управление которым в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

    Это также подтверждает «Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 „О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“».

    «2. Под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются: ...

    транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).

    При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит.

    Вместе с тем, в предусмотренных отдельными статьями главы 12 КоАП РФ случаях устанавливается административная ответственность и лиц, управляющих иными средствами передвижения (в частности, велосипедами, гужевыми повозками), при нарушении такими лицами ПДД РФ (например, части 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ).»

    То есть, КоАП не относит велосипед и СИМ к транспортным средствам и их касаются статьи 12.29 и 12.30.

    Поскольку КоАП определяет меру ответственности за нарушения ПДД лицами, использующими для перемещения СИМ, для нас это тоже важно знать.

  4. Сергей Д.

    04.03.2023 21:57

    Здравствуйте Игорь. Вы правы.

    К сожалению, чтобы найти необходимую информацию о «предмете» (например, кого считать водителем), иногда приходится найти и сопоставить несколько документов.

    Опять же, считать или не считать водителем ТС в контексте какого вопроса или какого события?

    Если взять только управление ТС (в терминологии ПДД и велосипед, и СИМ это транспортные средства), то можно утверждать, что лица, управляющие велосипедом или СИМ, считаются водителями.

    Если же для обсуждения брать только меру ответственности за нарушения ПДД, или требования к кандидату в водители на получение ВУ, то эти «устройства» уже не дотягивают до полноценных транспортных средств.

    Соответственно, с юридической точки зрения лица, управляющие велосипедом или СИМ, не являются водителями.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.