Тише едешь – больше проедешь


Комментариев нет

Многие обращали свое внимание на то, что заявленный производителем автомобиля расход топлива не всегда соответствует действительности.

Несмотря на то, что регулировки систем зажигания и топливного распределения соблюдены, расход по каким-то причинам часто оказывается больше, чем заявлено заводом-изготовителем.

Чтобы разобраться, почему так происходит, и понять, как снизить расход топлива, необходимо от практики вождения вернуться к теории работы двигателя в совокупности с коробкой передач.

У любого двигателя есть режим холостого хода и, так сказать, рабочие режимы, когда энергия сгоревшего топлива передается на колеса, т.е. автомобиль находится в движении.

Расход топлива на холостом ходу примерно одинаков и составляет где-то 0,5-1л/час. Поэтому будем считать, что это величина постоянная и на экономию топлива никак не влияет.

Что влияет на расход топлива в движении? Есть смысл выделить два основных фактора и рассмотреть их по отдельности. Ими являются:

  • Режимы работы двигателя (те самые рабочие режимы);
  • Режимы движения автомобиля.

Режимы работы двигателя

Есть три основных режима работы двигателя. Ниже будут приведены соответствующие этим режимам значения оборотов коленчатого вала на примере автомобилей группы ВАЗ.

Но это всего лишь для примера. Для каждого автомобиля эти значения указаны в своем руководстве по эксплуатации.

Режим минимального крутящего момента. Он составляет примерно 2500—2800 об./мин.

Этот режим целесообразно использовать при движении с постоянной скоростью на прямой дороге без частых разгонов и торможений.

С точки зрения устойчивости работы двигателя, запаса мощности и расхода топлива этот режим является оптимальным.

Данные значения минимального крутящего момента выведены практическим путем, поэтому в инструкциях по эксплуатации автомобилей их может не быть.

Режим максимального крутящего момента (МКМ). Он составляет примерно 3500—4000 об./мин.

Режим МКМ целесообразно использовать при движении с постоянной скоростью на подъемах, спусках, в поворотах. В этом режиме двигатель имеет хороший запас тяги и развивает максимальное ускорение.

Режим максимальной мощности (ММ). Этот режим находится примерно в диапазоне 5000—5500 об./мин. И в этом режиме достигается максимальная скорость движения на той передаче, которая используется в данный момент.

 

Отталкиваясь от этих режимов, можно выделить два диапазона оборотов коленчатого вала двигателя: экономичный и скоростной.

Экономичный диапазон: на 1-й и 2-й передачах – от значения холостых оборотов до значения МКМ, и на остальных передачах – от 2000 об/мин до значения МКМ, т.е. до 3500—4000 об./мин.

При разгоне в экономичном диапазоне автомобиль получает умеренное ускорение и снижение расхода топлива.

Скоростной диапазон: от значений МКМ до значений ММ, т.е. диапазон оборотов в интервале от 3500 об./мин. до 5500 об./мин.

При разгоне автомобиля в этом диапазоне двигатель развивает максимальное ускорение и максимально расходует топливо.

Отсюда можно сделать вывод, что с точки зрения расхода топлива наиболее экономичным будет движение в экономичном диапазоне оборотов коленчатого вала двигателя. Это один из ответов на вопрос «как снизить расход топлива».

Для многих бензиновых двигателей экономичный диапазон составляет от 2000 об/мин до 3500 об./мин.

Это значит, что для экономии топлива не следует превышать обороты, соответствующие максимальному крутящему моменту двигателя (МКМ).

Режимы движения автомобиля

В процессе движения автомобиль разгоняется, замедляется, где-то останавливается, затем, снова трогается и так далее. Поэтому принято различать три режима движения автомобиля:

  • ускорение;
  • движение с постоянной скоростью;
  • замедление.

Режим ускорения.

В режиме ускорения расход топлива повышается и даже становится максимальным, в зависимости от того, какие в этот момент обороты у двигателя. И еще важно как он выполняется — плавно или интенсивно.

Оно и понятно – для того, чтобы разогнать автомобиль, потребуется надавить на «газ», т.е. увеличить подачу топлива.

Но для того, чтобы разгон был экономичным, его требуется выполнять в экономичном диапазоне оборотов коленвала, т.е. не стоит повышать обороты выше значения максимального крутящего момента (МКМ) двигателя.

Более того, когда вы переходите на следующую, более высшую передачу по достижении значения МКМ, то автомобиль получает нормальный рабочий разгон и переключение проходит без рывков, без так называемого «дергания», что очень важно, например, во время движения на скользкой дороге.

 

Режим постоянной скорости.

Движение с постоянной скоростью – это самый безопасный режим передвижения. В этом режиме расход топлива – оптимальный.

Но известно, что идеальных ровных прямолинейных дорог не бывает – где-то подъем, поворот, где-то спуск и опять подъем. Поэтому для поддержания постоянной скорости требуется где-то чуть-чуть нажать на «газ» или где-то его «отпустить».

Главное для экономичной езды, т.е. чтобы снизить расход топлива, это необходимость поддерживать обороты двигателя в экономичном диапазоне (от 2000 об./мин. до значения МКМ), сохраняя при этом его тягу.

Поддержание оборотов двигателя в экономичном диапазоне достигается путем переключения КП на «нужную» передачу.

Помните, в автошколе, на уроках вождения, инструктор говорил – «переключайся», если машина «не тянет»? Вот это самое «оно» и есть.

Когда двигатель «не тянет» — необходимо поднять ему обороты в экономичный диапазон путем переключения КП на низшую передачу.

Режим замедления.

В процессе движения обязательно потребуется снижение скорости или остановка, например, перед светофором или пешеходным переходом.

Здесь вроде бы все понятно — нужно остановиться. Но автомобиль можно замедлить несколькими способами:

  • пустить в накат, т.е. выключить передачу и автомобиль, двигаясь по инерции и работая на холостом ходу, через какое-то время остановится;
  • во время движения накатом затормозить принудительно, нажимая на педаль тормоза;
  • тормозить двигателем, т.е. отпустить «газ» не выключая передачи;
  • торможение двигателем с одновременным плавным нажатием на педаль тормоза (комбинированное торможение).

Способ движения накатом (на нейтральной передаче) целесообразно полностью исключить из практики вождения, так сказать, вообще от него отказаться.

Разве что, кроме одного случая, когда накат на скорости менее 5-10 км/час позволяет спокойно подкатиться к точке остановки, например, перед стоп-линией.

Дело в том, что на нейтральной передаче (в процессе качения) вы не сможете контролировать режим движения автомобиля путем изменения режимов работы двигателя.

Во время движения накатом двигатель работает на холостых оборотах, а это 800-900 об./мин., и бесспорно расходует топливо.

При этом автомобиль, двигаясь вниз, по уклону дороги на нейтральной передаче, будет постепенно ускоряться и вам, чтобы замедлить движение, придется прибегать к педали тормоза.

Тормозить на спуске во время движения накатом очень неэффективно, а иногда даже опасно. Происходит неконтролируемый разгон, и еще при этом повышенный износ тормозных колодок.

 

Торможение двигателем. При движении на включенной передаче с отпущенной педалью «газа» топливо в двигатель не поступает вообще, т.е. его подача перекрывается, и включается так называемый режим принудительного холостого хода.

Вращение коленчатого вала в этот момент поддерживается колесами автомобиля и расход топлива практически равен нулю.

Режим принудительного холостого хода отключается при падении оборотов двигателя ниже определенного значения, которое для каждого двигателя индивидуально, и составляет примерно 1500 об./мин.

Как только обороты двигателя упадут ниже этого значения — включается режим обычного холостого хода.

Отсюда можно сделать вывод, что на торможении двигателем можно немного экономить топливо. Чем большее расстояние перед остановкой автомобиль пройдет на включенной передаче или при комбинированном торможении, тем экономичнее будет движение.

Это, собственно, еще один ответ на вопрос «как снизить расход топлива» на автомобиле.

Какие можно сделать выводы из всего вышеизложенного?

Наиболее экономичным будет движение с постоянной скоростью в экономичном диапазоне оборотов двигателя.

Чем быстрее вы разгоните автомобиль до нужной скорости и продолжите движение с постоянной скоростью на самой высокой передаче, возможной для этой скорости, тем больше топлива вы сэкономите.

Разгон должен выполняться в экономичном диапазоне оборотов двигателя, а переход на следующую передачу – при достижении значения близкого МКМ.

Чем выше скорость движения, тем больше расход топлива. К тому же с увеличением скорости возрастает лобовое сопротивление встречного потока воздуха.

В свободных условиях движения нужно стараться применять плавное торможение с большим тормозным путем. Вместо движения накатом есть смысл использовать движение по инерции на включенной передаче.

Плавное замедление достигается торможением двигателем или комбинированным торможением с легким нажатием на педаль тормоза.

На автомобилях с автоматической КП нужно просто убрать ногу с педали «газа» и плавно нажимать на педаль тормоза.

Еще необходимо понять, что расход топлива также зависит и от многих других факторов, никак не связанных со стилем или манерой вождения.

Это может быть конструктивная особенность автомобиля (тяжелый авто, большое лобовое сопротивление и пр.), его техническое состояние (исправность систем зажигания и питания, сход-развал, давление в шинах и пр.), дополнительное оснащение, условия движения (грязь, снег и др.) и еще многие другие причины.

Но когда вы начнете практиковать равномерное движение, стараясь поддерживать постоянную скорость, а во время движения обращать внимание на обороты двигателя (почаще смотреть на тахометр) и держать их в экономичном диапазоне, то через какое-то время обнаружите, что в бензобаке вашего автомобиля появилась пара-тройка «лишних» литров топлива.

И заметьте, это без всяких присадок для экономии топлива и без разных изобретений автомобильной индустрии.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «как снизить расход топлива» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

О дистанции, скорости и приемах вождения;
Движение на нейтральной передаче КП;
Что такое безопасная скорость;
Скоростной режим;
Опасное вождение.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Эксплуатация

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.