Памятка

Популярные статьи

Разбор дорожных ситуаций

Интернет-магазин автомобильной литературы

Это может быть интересно

Главная » Эксплуатация

Тише едешь – больше проедешь

24 августа 2014Комментариев нет
Тише едешь – больше проедешь

Многие, наверное, обращали свое внимание на то, что заявленный производителем автомобиля расход топлива не всегда соответствует действительности. Несмотря на то, что все регулировки системы зажигания и топливной аппаратуры соблюдены, расход почему-то всегда оказывается больше, чем должен быть на самом деле, вернее, как заявлено заводом-изготовителем.

Попробуем разобраться, почему так происходит. Но для этого от практики вождения необходимо вернуться к теории работы двигателя в совокупности с коробкой передач.

У любого двигателя есть режим холостого хода и, так сказать, рабочие режимы, когда энергия сгоревшего топлива передается на колеса, т.е. автомобиль находится в движении. Расход топлива на холостом ходу примерно одинаков и составляет где-то 0,5-1л/час. Поэтому будем считать, что это величина постоянная и на экономию топлива никак не влияет.

Что влияет на расход топлива в движении? Выделим два основных фактора и рассмотрим их по отдельности. Ими являются:

  • Режимы работы двигателя (те самые рабочие режимы);
  • Режимы движения автомобиля.

 

Режимы работы двигателя

Есть три основных режима работы двигателя. Ниже будут приведены соответствующие этим режимам значения оборотов коленчатого вала на примере автомобилей группы ВАЗ. Но это всего лишь для примера. Для каждого автомобиля эти значения указаны в своем руководстве по эксплуатации.

Режим минимального крутящего момента. Он составляет примерно 2500—2800 об./мин. Этот режим целесообразно использовать при движении с постоянной скоростью на прямой дороге без частых разгонов и торможений. С точки зрения устойчивости работы двигателя, запаса мощности и расхода топлива этот режим является оптимальным. Данные значения минимального крутящего момента выведены практическим путем, поэтому в инструкциях по эксплуатации автомобилей их может не быть.

Режим максимального крутящего момента (МКМ). Он составляет примерно 3500—4000 об./мин. Режим МКМ целесообразно использовать при движении с постоянной скоростью на подъемах, спусках, в поворотах. В этом режиме двигатель имеет хороший запас тяги и развивает максимальное ускорение.

Режим максимальной мощности (ММ). Этот режим находится примерно в диапазоне 5000—5500 об./мин. И в этом режиме достигается максимальная скорость движения на той передаче, которая используется в данный момент.

Отталкиваясь от этих режимов, можно выделить два диапазона оборотов коленчатого вала двигателя: экономичный и скоростной.

Экономичный диапазон: на 1-й и 2-й передачах – от значения холостых оборотов до значения МКМ, и на остальных передачах – от 2000 об/мин до значения МКМ, т.е. до 3500—4000 об./мин. При разгоне в экономичном диапазоне автомобиль получает умеренное ускорение и снижение расхода топлива.

Скоростной диапазон: от значений МКМ до значений ММ, т.е. диапазон оборотов в интервале от 3500 об./мин. до 5500 об./мин. При разгоне автомобиля в этом диапазоне двигатель развивает максимальное ускорение и максимально расходует топливо.

Отсюда можно сделать вывод, что с точки зрения расхода топлива наиболее экономичным будет движение в экономичном диапазоне оборотов коленчатого вала двигателя. Для многих бензиновых двигателей этот диапазон составляет от 2000 об/мин до 3500 об./мин. Это значит, что для экономии топлива не следует превышать обороты, соответствующие максимальному крутящему моменту двигателя (МКМ).

Режимы движения автомобиля

В процессе движения автомобиль разгоняется, замедляется, где-то останавливается, затем, снова трогается и так далее. Поэтому принято различать три режима движения автомобиля:

  • ускорение;
  • движение с постоянной скоростью;
  • замедление.

Режим ускорения.

В режиме ускорения расход топлива повышается и даже становится максимальным, в зависимости от того, какие в этот момент обороты у двигателя. И еще как он выполняется — плавно или интенсивно. Оно и понятно – для того, чтобы разогнать автомобиль, потребуется надавить на «газ», т.е. увеличить подачу топлива. Но для того, чтобы разгон был экономичным, его требуется выполнять в экономичном диапазоне оборотов коленвала, т.е. не стоит повышать обороты выше значения максимального крутящего момента (МКМ) двигателя. Более того, когда вы переходите на следующую, более высшую передачу по достижении значения МКМ, то автомобиль получает нормальный рабочий разгон и переключение проходит без рывков, или так называемого «дергания», что очень важно, например, во время движения на скользкой дороге.

Режим постоянной скорости.

Движение с постоянной скоростью – это самый безопасный режим передвижения. В этом режиме расход топлива – оптимальный. Но идеальных ровных прямолинейных дорог не бывает – где-то подъем, поворот, где-то спуск и опять подъем. Поэтому для поддержания постоянной скорости требуется где-то чуть-чуть нажать на «газ» или где-то его «отпустить». Главное для экономичной езды, это поддержание оборотов двигателя в экономичном диапазоне (от 2000 об./мин. до значения МКМ), сохраняя при этом его тягу. Это достигается путем переключения на «нужную» передачу КП.

Помните, в автошколе, на уроках вождения, инструктор говорил – «переключайся», если машина «не тянет»? Вот это самое «оно» и есть. Когда двигатель «не тянет» — нужно поднять ему обороты в экономичный диапазон путем переключения КП на низшую передачу.

Режим замедления.

В пути любому автомобилю потребуется снижение скорости или остановка, например, перед светофором или пешеходным переходом. И здесь вроде бы все понятно – нужно остановиться, но автомобиль можно замедлить несколькими способами:

  • пустить в накат, т.е. выключить передачу и автомобиль, двигаясь по инерции и работая на холостом ходу, через какое-то время остановится;
  • во время движения накатом затормозить принудительно, нажимая на педаль тормоза;
  • тормозить двигателем, т.е. отпустить «газ» не выключая передачи;
  • торможение двигателем с одновременным плавным нажатием на педаль тормоза (комбинированное торможение).

Следует обратить особое внимание на то, что способ движения накатом (на нейтральной передаче) нужно исключить из практики вождения вообще. Кроме одного случая, когда накат на скорости менее 5-10 км/час позволяет спокойно подкатиться к точке остановки. А ведь некоторые водители используют режим движения накатом, например, на спусках, в целях экономии топлива – это заблуждение. Более того, это опасно.

Во время движения накатом двигатель работает на холостых оборотах, а это 800-900 об./мин., и бесспорно расходует топливо. При этом автомобиль, двигаясь вниз на нейтральной передаче, будет постепенно ускоряться и водителю, чтобы замедлить движение, придется прибегать к педали тормоза. А при длительном торможении на спуске возможен перегрев тормозных барабанов и, как один из вариантов, отказ тормозов.

Торможение двигателем. При движении на включенной передаче с отпущенной педалью «газа» топливо в двигатель не поступает вообще, т.е. его подача перекрывается, и включается так называемый режим принудительного холостого хода. Вращение коленвала в этот момент поддерживается колесами автомобиля и расход топлива практически равен нулю. Режим принудительного холостого хода отключается при падении оборотов двигателя ниже определенного значения, которое для каждого двигателя индивидуально, и составляет примерно 1500 об./мин. Как только обороты упадут ниже этого значения — включается режим обычного холостого хода.

Отсюда можно сделать вывод, что на торможении двигателем можно экономить топливо. Чем большее расстояние перед остановкой автомобиль пройдет на включенной передаче или при комбинированном торможении, тем экономичнее будет движение.

Какие напрашиваются выводы из всего вышесказанного?

Наиболее экономичным будет движение с постоянной скоростью в экономичном диапазоне оборотов двигателя. Чем быстрее водитель разгонит автомобиль до нужной скорости и продолжит движение с постоянной скоростью на самой высокой передаче, возможной для этой скорости, тем больше топлива он сэкономит. Разгон должен выполняться в экономичном диапазоне оборотов двигателя, а переход на следующую передачу – при достижении значения близкого МКМ.

Верхний предел скорости. Чем выше скорость движения, тем больше расход топлива. К тому же с увеличением скорости возрастает лобовое сопротивление встречного потока воздуха. Цифры ограничения скорости 90-110 км/час выбраны не случайно. На этих скоростях и ниже расход топлива минимальный, при соблюдении вышеперечисленных условий. Выше этих скоростей расход топлива сильно увеличивается. Поэтому, для оптимизации расхода топлива, лучше всего ограничить скорость этими значениями, при условии, что это не будет противоречить ПДД.

В свободных условиях движения нужно стараться применять плавное торможение с большим тормозным путем (торможение двигателем или комбинированное торможение с легким нажатием на педаль тормоза; на автомобилях с автоматической КП нужно просто убрать ногу с педали «газа» и плавно нажимать на педаль тормоза). А вместо движения накатом рекомендуется использовать движение по инерции с включенной передачей.

Расход топлива, безусловно, также зависит и от многих других факторов, никак не связанных со стилем или манерой вождения. Это может быть конструктивная особенность автомобиля (тяжелый авто, большое лобовое сопротивление и пр.), его техническое состояние (исправность систем зажигания и питания, сход-развал, давление в шинах и пр.), дополнительное оснащение, условия движения (грязь, снег и др.) и еще многие другие причины.

Но когда вы начнете практиковать равномерное движение, стараясь поддерживать постоянную скорость, а во время движения обращать внимание на обороты двигателя (почаще смотреть на тахометр) и держать их в экономичном диапазоне, то через какое-то время обнаружите, что в бензобаке вашего автомобиля появилась пара-тройка «лишних» литров топлива.

И заметьте, это без всяких присадок для экономии топлива и без разных изобретений автомобильной индустрии.

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.