Памятка

Популярные статьи

Разбор дорожных ситуаций

Интернет-магазин автомобильной литературы

Это может быть интересно

Главная » Вождение

Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 3

Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 3
3-я статья из 8 в серии Проезд перекрестков-2 .

В первых двух частях по теме разворотов на дорогах с разделительными полосами (Часть.1, Часть 2) были рассмотрены несколько примеров выполнения этого маневра на четырехсторонних и Т-образных перекрестках. Посмотрев иллюстрации, размещенные в тех статьях, несложно заметить, что в каких-то случаях можно развернуться по короткой дуге, а в каких-то нельзя или нежелательно выбирать короткую траекторию разворота.

Объединив материал первых двух частей, в этой статье выделим разногласия относительно траектории разворота и составим последовательность выполнения этого маневра на перекрестках дорог, которые имеют разделительные полосы. Но сначала обратимся к теории выполнения левого поворота, а заодно, и разворота на перекрестке.

В ПДД нет четкой инструкции, каким образом данные маневры (левый поворот и разворот) должны выполняться на перекрестках. В пункте 8.6 ПДД есть лишь указание на то, что выезд с пересечения проезжих частей не должен «задеть» встречную полосу. Т.е траекторию левого поворота требуется «строить» таким образом, чтобы выезжая с пересечений, автомобиль не оказался на встречной полосе.

 

Чтобы избежать попадания на встречную полосу, поворот налево должен выполняться через условный центр перекрестка – в этом случае автомобиль будет всегда находиться на своей (правой) стороне проезжей части (она заштрихована), как изображено на рисунке.

Движение через перекресток по своей проезжей части

Когда водителю необходимо развернуться, то он «скругляет» траекторию левого поворота, и едет уже в обратном направлении.

На рисунке (выше) изображена траектория левого поворота и разворота, которая полностью соответствует Правилам. Но дорожная действительность такова, что перекрестки могут быть самых разных размеров, поворот налево может быть разрешен знаками и разметкой с двух крайних левых полос, и одновременно поворачивающих налево машин может быть несколько, т.е. много.

Развернуться же Правила разрешают только с крайней левой полосы, и в зависимости от ситуации ПДД не запрещают разворот как по большой дуге (через центр перекрестка), так и по малой дуге (сразу, как только заехали на пересечение). На схемах ГИБДД даже есть подобные картинки. Но и тем и другим способом (длинный и короткий разворот) можно развернуться только на обычных перекрестках, имеется в виду, дороги которых не имеют разделительных полос, т.е. у перекрестка всего одно пересечение проезжих частей и встречные потоки разделяются разметкой (или вовсе без разметки).

На тех перекрестках, где хоть на одной из дорог есть разделительная полоса, траектории разворота будут отличаться в зависимости от того, как знаками, разметкой и светофорами организовано движение по пересечениям проезжих частей в этом месте, и еще, в зависимости от того, смотря по какой из дорог вы подъезжаете к этому перекрестку.

Обратимся к теории разделения перекрестка на проезжие части. Разделительная полоса, проходящая по одной из дорог, разделяет встречные потоки, но на площади перекрестка она прерывается. Принято считать, что если мысленно продлить разделительную полосу через перекресток, то она разделит его площадь на два условных пересечения проезжей части.

Разделительная полоса делит перекресток на два пересечения (Т и Х - образный)

Обратите внимание на участки перекрестка, которые заштрихованы красным цветом. Когда водитель едет вдоль разделительной полосы, и ему необходимо развернуться, очень часто короткая траектория разворота является самой удобной и самой «быстрой», и водитель выбирает именно короткий путь. На такой маневр в Правилах нет прямого запрета, но очень часто возникают разногласия с инспектором, если тот остановит вас за «короткий» разворот. Судебная практика показывает, что решения в этих случаях выносятся НЕ в пользу водителей, и наказание за короткий разворот на подобных перекрестках – лишение прав за движение во встречном направлении.

Разделительная полоса на дороге может быть очень широкая и очень узкая, и от ее ширины будет зависеть площадь заштрихованного красным цветом участка, который якобы является участком встречного движения на данном перекрестке. Когда этот участок никак не обозначен дорожными знаками или разметкой, то юридического обоснования тому, что этот участок является встречным движением, нет, т.е. обоснование отсутствует, но и опровергнуть этот факт (выезжая с одного пересечения в другое, пересекается этот «кусочек» встречного движения) невозможно. В итоге получается так, что в одних случаях суд идет на уступки, а в других водителя лишают прав за этот маневр.

Чтобы избегать подобных разногласий, линию разворота требуется «прокладывать» относительно центра перекрестка: в одних случаях допускается разворот через центр (около него), в других – только за центром (за линией, проходящей через центр).

Далее составим некую последовательность определения траектории разворота на перекрестке, на дорогах которого есть разделительная полоса. Это не правила разворота на подобных типах дорог, а всего лишь подсказка, на что нужно обратить внимание в первую очередь.

Разворот на перекрестке должен выполняться только с крайней левой полосы. При этом всегда нужно стараться держаться левого края «своей» стороны проезжей части (самый верхний рисунок с заштрихованной частью), поскольку движение у нас в стране правостороннее.

Когда разделительная полоса очень широкая, то заезд в ее разрыв должен выполняться за поперечной линией, проходящей через условный центр перекрестка (если отсутствует дорожная разметка). Когда дорожную разметку хорошо видно на проезжей части, то сориентироваться на таком перекрестке гораздо легче.

Если полоса узкая настолько, что на ней едва помещаются ограничительные столбики, очень часто их закрепляют поверх двойной сплошной линии, в этом случае подобное разделение условно играет роль двойной сплошной линии, разделяя встречные потоки, и разворачиваться можно сразу, как только заехали на пересечение.

Когда разделительная полоса не очень широкая (предположим, ее ширина примерно равна длине автомобиля или около того), т.е. визуально она и не узкая и не широкая, то в этом случае нельзя однозначно утверждать, разрешено ли в этом месте развернуться по короткой дуге. Иногда этот вариант зависит от структуры перекрестка. Например, т-образный перекресток (рисунок ниже). Правила эту ситуацию не объясняют, поэтому, в целях перестраховки, в похожих случаях рекомендуется выбирать длинную траекторию разворота – через центр перекрестка.

Два пересечения проезжих частей и траектория разворота

Движение вдоль разделительной полосы на подъезде к перекрестку.

1  Убеждаемся в том, что поворот налево или разворот на этом перекрестке разрешены в принципе. Условия, при которых эти маневры запрещаются, изложены в первой части группы статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Особое внимание нужно обратить на наличие предписывающих знаков из группы 4.1.1-4.1.6, поскольку дороги могут иметь два и более пересечения проезжих частей, а эти знаки действуют только на то пересечение, перед которыми они установлены;

2  Если разделительная полоса очень широкая (понятие «широкая» у всех людей разное, поэтому невозможно сказать, на сколько она должна быть широкой, предположим, две-три длины автомобиля), то сначала нужно внимательно посмотреть на перекресток, особенно, если проезжаете в этом месте впервые.

Поэтому, еще до въезда на перекресток, ориентируйтесь на условный центр перекрестка и обратите внимание на то, как поворачивают на нем встречные машины. Это будет своего рода подсказкой. Если встречный водитель, чтобы разъехаться, «предлагает» вам правый борт, то доезжаете до условного центра и разворачиваетесь. Если же встречная машина оказалась на ближней к вам стороне в разрыве полосы, т.е. «предлагается» левый борт для разъезда, как на фото ниже, тогда, чтобы развернуться или повернуть налево, потребуется заехать за центр перекрестка.

Необходимо заехать за центр перекрестка

Подводя итог, можно «укоротить» все вышесказанное:

  • если разделительная полоса узкая (приблизительно меньше длины легкового автомобиля), то разворот выполняется через условный центр перекрестка;
  • если разделительная полоса широкая или очень широкая (2-3 длины легкового автомобиля), то траектория разворота должна пролегать только за центром перекрестка, или за поперечной осевой линией, которая проходит через условный центр.

Въезд на перекресток, на котором пересекающая дорога имеет разделительную полосу.

1  В первую очередь, убеждаемся в том, что поворот налево или разворот на этом перекрестке разрешены. Если ограничений для разворота нет, то можно развернуться по короткой дуге сразу, как только заехали на перекресток. Это будет разворот в пределах одного пересечения проезжих частей на перекрестке.

Разворот в пределах одного пересечения проезжих частей на перекрестке.

2  Если перед въездом на перекресток установлен знак 4.1.1 «Движение прямо» или 4.1.4 «Движение прямо или направо» (в зависимости от формы перекрестка, возможно, будет какой-то другой знак из группы 4.1.1-4.1.6, запрещающий поворот налево), то развернуться на первом пересечении нельзя. В разрыве разделительной полосы будет установлен другой знак из этой группы, указывающий направление движения на втором пересечении. Если со второго пересечения будет разрешен поворот налево, значит, разрешается и разворот.

Разворот возможен только со второго пересечения

Эта ситуация была рассмотрена в первой части данной темы. Особенность, а точнее, неудобность разворота со второго пересечения проезжих частей в том, что не всегда удается развернуть автомобиль за один цикл светофора. Т.е., пока водитель уступит встречным, затем, развернется, сигналы светофора поменяются, и те машины, что едут вдоль разделительной полосы, могут начать движение.

Они не станут ждать, пока ваш автомобиль развернется и выедет с перекрестка, а просто начнут движение на свой разрешающий сигнал светофора. В этом случае, после разворота, можно остановиться в разрыве, дождаться свой разрешающий сигнал, и продолжить выезд с перекрестка. Подобная «остановка» не будет являться нарушением.

Теперь, пара рекомендаций по безопасности выполнения разворота на подобных типах дорог, да и вообще, выполнения этого маневра.

Когда вы заезжаете на перекресток для разворота, едущие за вами водители еще не знают, что вы хотите развернуться, они только видят «ваш» работающий левый «поворотник», и скорее всего, предполагают, что ваш автомобиль будет поворачивать налево. Часто бывает, что едущие сзади «срезают» угол своего поворота на перекрестке, таким образом, пытаясь быстрее проехать через него, поэтому особое внимание на ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.

Чтобы избежать подобного случая с подрезанием (полностью исключить такой случай невозможно), следует держаться на своей полосе как можно левее, т.е. ближе к продольной оси дороги, ну и посматривать в зеркала заднего вида, чтобы случайно не подставиться.

Находясь в разрыве разделительной полосы и пропуская встречный транспорт, который едет «прямо», поворачивая, нужно помнить о выступающем вперед переднем бампере вашего автомобиля. Если обзор перекрестка частично закрыт, например, габаритами другого автомобиля, т.е. вы не уверены в 100%-ной безопасности маневра, то спешить не нужно. Через несколько секунд ситуация «прояснится», и можно будет продолжить маневр.

Более подробно о других опасных ситуациях, связанных с выполнением левых поворотов и разворотов на перекрестках, можно прочесть в одноименной статье.

Навигация по серии статей<< Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 2Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации >>

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.