Упражнение Змейка на автодроме, также как и «Разворот в три приема», относится к серии маневров в ограниченном пространстве.
Змейка на автодроме по-новому введена в практический экзамен ГИБДД с 1 сентября 2016 года взамен традиционной «змейке».
Новая змейка выполняется несколько по-другому, несмотря на то что, в принципе, упражнения схожи.
Смысл упражнения Змейка на автодроме по-новому заключается в том, что нужно проехать по относительно узкому коридору, имеющему плавные закругления, и выполнить при этом два поворота: сначала налево, затем, направо и остановиться у финишной линии.
Требуется «вписаться» в условный коридор, и не сбить при этом ни одного конуса (стойки). Ширина «коридора» составляет почти четыре метра.
Если вы кандидат в водители, то первое, что вам понадобится, это знание и понимание того, как автомобиль поворачивает, и как во время поворотов изменяются его динамические габариты.
Эта тема подробно раскрыта в статье из серии Управление автомобилем, Часть 9. Парковка.
Важно понять такую особенность, что во время выполнения поворота, передние и задние колеса автомобиля движутся по разным окружностям, центр которых располагается на продолжении задней оси автомобиля.
По этой причине задние колеса едут не вслед за передними, а как бы норовят «срезать» путь, т.е. спрямляют свою траекторию поворота.
Поэтому, чтобы не задеть конус с внутренней стороны дуги поворота (внутреннего радиуса), следует делать небольшой «заход» в сторону внешнего радиуса поворота.
Второе умение, которое вам потребуется, это умение работать педалью сцепления. Упражнение выполняется на первой передаче с очень небольшой скоростью (с небольшим «газом») или совсем без «газа», т.е. на включенном сцеплении и холостых оборотах.
«Старт» – «Стоп» автомобиля, а заодно и его скорость, можно регулировать включением – выключением сцепления, также как и в традиционной «змейке», а педаль тормоза понадобится в самом конце упражнения для остановки у финиша.
Еще от вас потребуется умение вращать рулевое колесо двумя руками, и делать это непосредственно во время движения, поскольку угол поворота передних колес «ощущается» именно во время движения.
В конечном итоге, ориентируясь в пространстве, приходит понимание, сколько еще необходимо довернуть руль или наоборот, отпустить его.
Пространственных ориентиров на площадке (ориентиры на конусы или стойки, попытки совместить с ними какую-то часть автомобиля, например, зеркала) лучше избегать.
Дело в том, что на экзамене ориентиров может не быть, а стойки или конусы могут быть низкими, и с водительского кресла их невозможно будет увидеть.
Как выполнить упражнение Змейка на автодроме
Схематичное выполнение упражнения Новая «змейка» представлено ниже, на рисунке. Серые полуокружности внутри «коридора» – это траектории движения передних колес.
r — радиус поворота передних колес. Нетрудно заметить, что центры закруглений «коридора» и центры окружностей, которые описывают передние колеса, совпадают.
Первый способ выполнения (продвинутый).
Подъехали к линии «Старт» примерно по центру «коридора». Закругления «змейки» выполнены таким образом, что центр закруглений условного «коридора» (центр окружностей) лежит примерно на продолжении линий «Старт» и «Финиш». На схеме это хорошо видно.
Автомобиль поворачивает по окружности, центр которой лежит на продолжении задней оси автомобиля.
Следовательно, чтобы вписаться в закругление «коридора», как только задние колеса пересекут линию «Старт», нужно повернуть передние колеса на определенный угол, и доехать до точки перевала (среднее положение «коридора», на схеме оно заштриховано).
Затем, нужно переложить руль направо (передние колеса теперь повернутся на такой же угол, как изначально, но только уже вправо), и подъехать к финишной линии.
Таким образом, если не менять угол поворота колес, рулевое колесо за время этого упражнения поворачивается всего два раза:
Сначала – поворот налево со старта, проезд первого поворота (налево), затем, на середине пути руль поворачиваете вправо и выполняете проезд второго поворота (направо) до финиша.
Далее следует остановка, ставите авто на ручник, выключаете передачу. Упражнение выполнено.
Нужно стремиться именно к такому, как изложено выше, способу выполнения змейки. Во время тренировок нужно постараться выработать у себя ощущение пространства в этом «коридоре».
Второй способ выполнения.
Поскольку глазомер и чувство пространства у всех разные, то с первых разов может быть непонятно, сколько именно нужно крутить руль, чтобы колеса повернулись на необходимый угол.
Этот пробел восполняется практикой. Нужно привыкать вращать руль, в основном, когда автомобиль движется (т.е. НЕ стоит на месте).
В процессе тренировок нужно стараться замечать, по какой дуге едет (поворачивает) автомобиль, если рулевое колесо, например, сделало один полный оборот.
Можно сначала пробовать «прижаться» правым бортом машины к первой внешней стороне «коридора», и проехать примерно треть пути.
Затем, повернуть руль влево, и как бы перевалить от одной дуги к другой, т.е. прижаться теперь уже левым бортом ко второй внешней стороне коридора.
После этого, с поворотом руля вправо снова проехать по дуге, и подъехать к финишной черте.
Нужно почувствовать, на сколько близко следует прижиматься к большим внешним (вогнутым) сторонам коридора, чтобы не задеть конусы внутреннего выпуклого (меньшего) радиуса.
Начинаете медленное движение от линии «Старт» (можно заранее остановиться у линии не посередине, а прижаться правее) и с небольшим поворотом руля влево продвигаетесь вдоль правой внешней стороны коридора.
Нужно продвинуться так, чтобы линия вторых конусов слева и справа дошла приблизительно до середины машины (конус справа внизу будет не виден, но можно примерно сориентироваться по средним стойкам или спинкам передних кресел).
Затем, не останавливая автомобиль, быстро выкручиваете руль почти до упора влево и продолжаете левый поворот примерно до среднего конуса на левой по ходу движения стороне. Это точка перевала (заштрихована на схеме).
В районе этого конуса быстро вращаете руль вправо (автомобиль медленно продолжает двигаться), и теперь, только уже с правым поворотом, продолжаете движение вдоль левой внешней стороны.
Доезжаете до финиша, останавливаетесь: выжимаете сцепление и педаль тормоза, ставите авто на ручник, и возвращаете рычаг КПП в нейтральное положение.
Упражнение Змейка можно считать выполненным.
Грубыми ошибками считаются выезд за границы разметки условного «коридора» и движение задним ходом во время упражнения.
Например, вы не вписались в «коридор» и остановились, чтобы отъехать назад. За эти два нарушения сразу будет присвоена отметка «НЕ сдал».
Допускается 2 раза наехать на линию разметки и сбить не более двух конусов, но, не выезжая, при этом за границы размеченного «коридора».
Вернуться в раздел: Подготовка к экзаменам в ГИБДД и к списку упражнений