Здравствуйте, уважаемый читатель.
В жизни так складывается, что с ростом числа личного автотранспорта парковочных мест на дорогах все больше и больше становится не хватать.
Поэтому автомобилистам часто приходится упражняться в постановках автомобиля на стоянку в различных условиях. Возможно поэтому, одно из таких «упражнений» внесли в экзаменационную программу.
Называется это упражнение Постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом.
В народе это упражнение получило название Параллельная парковка задним ходом.
Принцип постановки на стоянку параллельно тротуару (краю проезжей части) детально рассмотрен в статье «Парковка автомобиля задним ходом», но при выполнении экзамена потребуется соблюсти некоторые правила.
Эти правила мало отличаются от условий в реальной жизненной ситуации, но экзамен есть экзамен.
Площадка для выполнения упражнения Параллельная парковка изображена на рисунке (ниже). Длина «кармана», в который необходимо заехать, составляет две длины автомобиля, и его ширина — ширина автомобиля + 1 метр.
Места на площадке, на самом деле, более, чем достаточно. В реальных условиях, его, как правило, может оказаться гораздо меньше.
На будущее: если в каких-то обстоятельствах вы видите, что места для парковки недостаточно, то есть смысл поискать для этого действа другое место. Зачем создавать неудобства себе и другим водителям?
Правая или дальняя по ходу движения граница «кармана» это условный задний бампер машины, за которой будете парковаться.
Левая (ближняя по ходу) граница, соответственно, будет имитировать передний бампер автомобиля, перед которым разместите свой автомобиль.
Ну а боковая стена – это условный тротуар или обочина, как хотите.
Правила сдачи экзамена, количество штрафных баллов, а также список нарушений в процессе экзамена периодически корректируют.
Поэтому, нет смысла подробно на них останавливаться. О них вам расскажут в автошколе, а здесь поговорим о технике выполнения упражнения.
Теперь, основные правила, которые необходимо соблюсти, выполняя упражнение «параллельная парковка задним ходом» на экзамене:
- Самое главное, это, конечно же, не сбить и не задеть ни одной стойки, а также суметь «поместиться» в отведенных границах.
- Двигатель во время маневра не должен заглохнуть (это касается всех экзаменационных упражнений);
- Допускается только одно включение задней передачи (в жизни можно пытаться заехать в несколько заходов «взад-вперед», на экзамене это не допускается;
- После заезда и остановки необходимо выровнять колеса в положение «прямо», поставить машину на «ручник», переключить рычаг КП в нейтральное положение.
- После этого, необходимо будет выехать с места условной стоянки.
Далее о том, как выполнять упражнение Параллельная парковка на автодроме.
Целесообразно вспомнить, что такое динамические габариты автомобиля, и в чем различаются траектории движения передних и задних колес.
Если коротко – автомобиль поворачивает, двигаясь по окружностям, центр которых лежит на продолжении задней оси. По этой причине автомобиль считается более маневренным именно при движении задним ходом.
В нашем случае, при выполнении упражнения параллельная парковка задним ходом, задние колеса становятся «передними», т.е. направляющими, а передние колеса будут по-прежнему «чертить» круги.
Для заезда в «карман» потребуется умение вращать руль одной рукой в положении сидя полу боком назад, и обратив свой взор в заднее стекло автомобиля.
Еще потребуется умение вести автомобиль задним ходом, а также работать педалями. Есть смысл ознакомиться с материалом статей Управление автомобилем. Часть 8. Движение задним ходом и Задний ход на парковке.
Как выполнить упражнение параллельная парковка
Теперь, непосредственно о том, как выполнить упражнение Параллельная парковка задним ходом на автодроме
1. Начинаете движение от линии Старт. Новые правила экзамена требуют сначала остановиться перед пунктирной линией (на рисунке — она точечная), а затем продвинуться вперед, полностью заехать за нее и остановиться.
Расстояние между машиной и стойками старайтесь оставить не больше полметра. Это будет положение, с которого вы начнете движение назад.
2. Включите заднюю передачу, повернитесь полу боком назад, смотрите в заднее стекло и отпустите педаль сцепления до точки схватывания.
Автомобиль начинает медленно двигаться назад. Передние колеса пока еще держите в положении «прямо».

3. Как только спинка заднего сиденья пересечет линию первых стоек, поверните рулевое колесо вправо – траектория движения автомобиля пойдет по кругу.
Ориентируйтесь в пространстве – необходимо «поймать» угол примерно в 40-45 градусов. Для тех, кто ориентируется по зеркалам – в левое зеркало заднего вида можно увидеть самую дальнюю угловую стойку.
Заняв такое положение (40-45 градусов), ставьте передние колеса в положение «прямо», и продолжайте движение назад.
Одновременно боковым зрением или поворотом головы «ловите» левый край «кармана» — на рисунке это пунктирная линия. Нужно, чтобы заднее левое колесо машины пересекло эту пунктирную линию.

4. Теперь поверните голову вперед и посмотрите на передние стойки (автомобиль еще расположен под углом на площадке.
Как только правый передний угол бампера пересечет линию первых стоек, поверните колеса влево (передние колеса теперь поедут по другому кругу), и продолжайте медленное движение до тех пор, пока машина не займет положение параллельно длинной стенке площадки.
Остановитесь, одновременно выровняйте передние колеса в положение «прямо», затем поставьте автомобиль на «ручник», и выключите передачу.
5. Включите переднюю передачу, поверните руль влево и выедьте с условного места стоянки по той же линии, как заехали.
Упражнение «параллельная парковка задним ходом» закончено.

Выполняйте упражнение на минимальном постоянном «газе». Остановки перед каждым поворотом колес регулируйте силой нажатия — отпускания педали сцепления, в общем так, чтобы педаль тормоза использовать только в самом конце упражнения для остановки.
Непосредственно в процессе тренировки поупражняйтесь выполнять заезд как сидя в пол оборота и смотря назад, так и ориентируясь по зеркалам заднего вида.
Какой способ освоите лучше, тот и используйте на экзамене, ну а в жизни пригодятся оба варианта.
В реальных дорожных условиях с такой парковки придется выезжать. В реальных дорожных условиях с такой парковки придется выезжать в ситуации, когда по дороге будут ехать другие транспортные средства.
О том, как выехать из положения между машин, припаркованных параллельно тротуару, можно прочитать в статье Начало движения на автомобиле.
Еще будет полезен материал статей Парковка автомобиля передним ходом, Парковка автомобиля задним ходом и Выезд с парковки задним ходом.
Когда получите водительское удостоверение, то помните, что на плошадке в качестве ограничений стояли конусы и стойки.
На реальной дороге или на прилегающей территории вместо них будут стоять чужие машины, а это уже серьезно.
Поэтому, кроме умения рулить, ездить передним и задним ходом, не менее важно развивать в себе чувство пространства.
Пространственное восприятие за рулем неплохо развивает упражнение «старая змейка».
Практикуйтесь и будьте внимательны за рулем.
Вернуться в раздел: Подготовка к экзаменам в ГАИ и к списку упражнений