Съезд и поворот с главной дороги


6 комментариев

7-я статья из 9 в серии Главная дорога

Вопрос: Впереди по движению нерегулируемый перекресток, на котором главная дорога поворачивает направо.

Если продолжить ехать прямо, то это будет съезд на второстепенную дорогу.

На проезжей части две полосы, но ширина каждой из них позволяет в одном направлении двигаться двум легковым автомобилям.

До перекрестка посередине есть прерывистая разметка 1.5, перед перекрестком она переходит в сплошную разметку 1.1.

Еду по главной дороге по правой стороне, и мне нужно через перекресток «прямо», т.е. съехать на второстепенную.

Сзади догоняет другой автомобиль, обходит меня слева, и передо мной поворачивает направо, по главной дороге. Мне пришлось затормозить, чтобы в него не врезаться.

Если бы я в него врезался, кто был бы виноват в ДТП?

Ответ на этот вопрос лежит в области расположения транспортных средств на проезжей части в процессе маневрирования.

В условиях задачи, перед перекрестком имеется широкая полоса для одного направления, отделенная от встречной полосы разметкой 1.1.

Создается иллюзия в том, что поскольку полоса одна–единственная, и она «принадлежит» главной дороге, то и ехать в пределах данной полосы можно как угодно.

Такое предположение ошибочно.

Вопрос приоритета

Главная дорога расставляет приоритеты на перекрестке в соответствии с пунктами 13.9 и 13.10 ПДД, когда пересекаются пути машин с разных дорог.

Вопросы приоритета по указанным пунктам рассмотрены в статьях Проезд нерегулируемых перекрестков и Съезд с главной дороги.

При попутном движении действуют правила маневрирования ТС на проезжей части (раздел 8 ПДД), при соблюдении которых опасное пересечение траекторий их движения исключается.

Пункт 8.5 ПДД требует перед поворотом направо, налево или разворотом занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. Не крайнюю полосу (в нашем случае полоса одна — единственная), а именно крайнее положение! Другими словами, следует принять правее или левее в пределах этой единственной полосы, в соответствии со своим маневром.

 

На фото ниже очень подходящая под описание нашего случая ситуация. Пусть не точно такая же, но понятно, о чем идет речь. Главная дорога поворачивает направо, имеется разметка 1.1 и на полосе помещаются два автомобиля.

Левый налево правый направо

Возвращаемся к нашему случаю. Автомобиль, который совершал поворот по главной дороге направо из левого положения, был обязан сначала перестроиться правее, к правому краю проезжей части, и из этого положения повернуть направо.

Водитель это правило нарушил, тем самым создал опасную ситуацию.

Автор вопроса в этой ситуации ничего не нарушил, поскольку из правого положения на проезжей части при отсутствии знаков, определяющих направление движения по полосам, разрешается движение «прямо» и «направо», соблюдая приоритет в соответствии с пунктом 13.10 ПДД.

Кто был бы виновен в ДТП в случае столкновения в этой ситуации? Виноват всегда нарушитель ПДД, по крайней мере, так должно быть.

Но, поскольку одна дорожная ситуация никогда не похожа на другую, аналогичную, целесообразно проводить «разбор полетов» в каждом конкретном случае, когда он уже состоялся.

И лучше, все-таки, стараться столкновения не допускать.

Для этого, в соответствии с направлением движения, следует придерживаться «своего» должного месторасположения на проезжей части. Запомнить это правило не сложно:

В общих случаях, когда знаки направлений движения по полосам отсутствуют (например, на перекрестках двухполосных дорог), а проезжая часть широкая, то от правого края проезжей части разрешено движение «прямо» и «направо», а от левого края (от середины дороги) – «прямо», «налево» и «на разворот».

Один прямо другой поворачивает

Это правило «работает» на любых перекрестках, подходящих под описание выше, включая случаи, когда главная дорога на перекрестке поворачивает направо или налево.

Типичной ошибкой, аналогичной рассмотренной выше, только «зеркально», является поворот по главной дороге налево, от правого края проезжей части – это нарушение пункта 8.5 ПДД.

 

Как избежать ДТП в подобных ситуациях? Нужно своевременно перестроиться на проезжей части в соответствии со своими намерениями, и кроме этого активно следить за обстановкой вокруг автомобиля.

Вообще, универсального ответа на вопрос, как не попасть в аварию, не существует. Нужно стараться прогнозировать возникновение опасности с учетом того, как движутся другие машины, и тогда решение, как поступить, придет интуитивно.

См. статью Прогнозирование дорожных ситуаций. Основные причины аварий изложены в статье Причины возникновения ДТП.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей ситуацией, мы с вами ее разберем, и проведем «работу над ошибками».

В продолжение темы «проезд нерегулируемых перекрестков», в частности «поворот по главной дороге», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Съезд с главной дороги;
Через перекресток по главной дороге;
Выезжая на главную, будь осторожен;
Как безопасно выехать на главную дорогу;
Как безопасно выехать на главную дорогу (продолжение);

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Как определить главную дорогу, если нет знаковПоворот главной дороги и «поворотник» >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

6 комментариев

  1. Андрей

    11.08.2020 12:42

    Не согласен, что нужно занимать правое или левое положение чтобы проехать по главной дороге, пусть она и поворачивает. Ведь это главная дорога, уступать должен тот, кто съезжает с главной дороги.

    На самой первой картинке — красный автомобиль намеревается съехать с главной дороги, и создаёт препятствие черному автомобилю для движения по главной.

    Красный должен был заблаговременно принять крайнее левое положение перед съездом с главной дороги на второстепенную.

  2. Сергей Д.

    12.08.2020 08:22

    Здравствуйте Андрей...

    Вы имеете полное право не соглашаться с требованием перестроиться перед поворотом, но ПДД требуют занять соответствующее положение на проезжей части.

    См. статью Крайнее положение на проезжей части.

    Поскольку отсутствуют знаки или разметка, определяющие направление движения по полосам, проезд «прямо» допускается по всей ширине полосы данного направления.

    Перед поворотом направо (в том числе в рассматриваемой ситуации, по главной дороге) пункт 8.5 обязывает перестроиться на правую сторону проезжей части.

    Перед поворотом налево (не важно, по какой дороге, главной или второстепенной) также необходимо перестроиться на левую сторону пр.части.

    Ваша интерпретация по расстановке приоритетов на этом перекрестке ошибочна. Во избежание будущих ЧП предлагаю пересмотреть свои представления.

    И еще предлагаю ознакомиться с материалом статьи Поворот направо не по своей полосе. Ситуация несколько другая, но смысл тот же.

  3. Андрей.

    21.06.2022 10:53

    Добрый день.

    А не могли бы автор дать определение что есть поворот согласно ПДД?

    И тогда мы разберем, кто из авто совершает поворот и кто кому должен уступать.

  4. Сергей Д.

    21.06.2022 17:17

    Здравствуйте Андрей.

    В ПДД не дано официального определения термину «поворот» (а также «разворот»), несмотря на то, что в тексте Правил данные термины упоминаются часто.

    Почему составители Правил об этом не позаботились, мне неведомо.

    Я дал свое толкование процессам «поворот» и «разворот», а также понятию «маневр» ТС.

    Понятия с описанием изложены в статьях Что такое «маневр» в ПДД, Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота, Выполнение разворота. Часть 1.

    Кратко о процессе «поворот»: поворот автомобиля (ТС) — это сознательное изменение направления движения от первоначального (в т.ч. от прямолинейного) в результате вращения рулевого колеса.

    Считаю, что в рамках материала, предоставленного на страницах сайта, моего изложения достаточно для понимания «предмета», о котором идет речь.

    В мире все относительно. Но даже детям понятно, что есть правая и левая рука, правая и левая сторона. Мы можем идти прямо, и поворачивать (изменять направление движения) направо или налево.

    На транспортном средстве делается то же самое, только это происходит в процессе управления им путем вращения руля.

    Для чего, собственно, требуется точное определение терминам, понятие которых людьми усваивается с детства? Ведь, до этих пор как-то ездили, и вопросы не возникали. — Разное на ум приходит.

    Относительно того, кто кому и в каких случаях должен уступать, в ПДД есть четкие указания. Порядок дан в разделах 8, 13, 17, 18.

    Может быть вас интересует что-то конкретное? Пишите, обсудим.

  5. Андрей.

    21.06.2022 23:12

    Вот тут с вами не соглашусь...

    Если бы было определение что это есть такое, то многие ситуации бы разбирались легко.

    И да... Тогда по вашему определению, на серпантине необходимо включать поворотники. Мы ведь там сознательно крутим рулевое колесо?

    Чем же вам не нравится определение из конвенции о дорожном движении?

    Ведь там сказано что поворот, это маневр связанный с выездом на другую дорогу.

    Не явно, но сказано...

    И если следовать советам этой самой конвенции, а наше законодательство не может ей противоречить, то на рисунке выше красный автомобиль как раз и совершает маневр поворота. При этом он обязан уступить черному.

  6. Сергей Д.

    22.06.2022 16:36

    Соглашусь, что нечто подобное формулировке из конвенции не помешало бы в отечественных ПДД. Ключевой вопрос: для чего это нужно?

    Смысл предмета «выполнение поворота» может изменяться (дополняться) в зависимости от контекста, в который помещен предмет «выполнение поворота».

    Условно можно выделить два контекста: безопасность и требования ПДД.

    1). Безопасность выполнения поворота с точки зрения физики (изменение габаритной ширины, изменение действующих сил, влияющих на качество сцепления колес с дорожным полотном и т.д.);

    В таком случае, общее понятие «поворот» может быть рассмотрено как изменение траектории от прямолинейного направления в математическом и физическом смысле (направо и налево, правее и левее, в т.ч. движение по серпантину или крутому изгибу).

    Сюда же можно отнести поворот направо или налево для: (цитирую из конвенции) «выезда на другую дорогу или для въезда в придорожное владение».

    2). Выполнение требований ПДД при осуществлении поворотов (включить соответствующий указатель поворота, соблюсти приоритет: при повороте уступить дорогу).

    Для этого контекста вполне подойдет выдержка из конвенции: «поворот направо или налево для выезда на другую дорогу или для въезда в придорожное владение».

    Может быть составители ПДД когда-нибудь обратят на это внимание.

    На серпантине поворотник будет вводить других в заблуждение, поэтому его не нужно включать. Но при перестроении на том же серпантине ПДД обязывают включить соответствующий указатель поворота;

    по конвенции «перестроиться» — это принять вправо или влево на проезжей части дороги, в частности, чтобы переменить полосу движения, + обязательно поворотник.

    Еще см. статью Одиночное перестроение. Теория и практика, можно всю серию статей Перестроение.

    Теперь, по картинке в статье. Красный авто съезжает с главной дороги, но НЕ поворачивает. Физически он движется в прямом направлении и не изменяет траекторию.

    Назвать «поворотом» автомобиля его физическое прямолинейное движение только на основании того, что данный автомобиль съезжает «прямо» с поворачивающей направо главной дороги, было бы странно.

    Черный авто поворачивает направо не выполнив требование пункта 8.5 ПДД занять крайнее правое положение.

    В этой ситуации у него нет преимущества. См. статью Крайнее положение на проезжей части.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.