Разворот вне перекрестка. Приоритет


8 комментариев

5-я статья из 10 в серии Разворот

Ситуация одного из читателей:

Я разворачиваюсь вне перекрестка, и мне не хватило места, чтобы развернуться за один раз.

Пришлось остановиться, и отъехать назад (разворот в три приема).

Когда я сдавал назад, сзади ехал другой автомобиль. Он остановился, как бы уступая мне дорогу, после чего я отъехал назад, и поехал вперед, закончив разворот.

Вопрос. Обязан ли он был мне уступать, я вроде как завершаю свой маневр?

Ответ. Нет, в данной ситуации нет, ваш коллега не обязан вам уступать, но он остановился, и дал вам возможность закончить разворот. Это нормальная практика, водительская солидарность.

Примерно по такой же схеме один водитель может уступить другому водителю в каком-нибудь случае, когда он НЕ обязан этого делать, но у него есть возможность и желание это сделать.

Например, притормозить, и «выпустить» коллегу, который выезжает из двора или с прилегающей территории.

Или «пропустить» вперед себя встречного коллегу, который навстречу вам поворачивает налево: можете притормозить и «моргнуть» дальним светом (махнуть рукой), мол, поворачивай и проезжай.

Часто к таким поступкам располагает рациональный взгляд на ситуацию: когда приостановиться и уступить в данном случае становится выгодно, чем поступить как-то иначе.

Ну и, как бонус, появляется ощущение чувства благородства, или чувства удовлетворения, когда сделал что-то хорошее. Это нормально.

 

Но, не нужно это действо присовокуплять к обязательству, которое ПДД накладывают по случаю «дать возможность завершить маневр». Это обязательство существует только на регулируемых перекрестках.

Оно прописано в пункте 13.8 ПДД. При включении разрешающего сигнала светофора у водителей есть обязанность предоставить возможность завершить движение через перекресток (а пешеходам — пройти).

Например, вам нужно развернуться на регулируемом перекрестке. По зеленому сигналу светофора вы въезжаете на перекресток, и останавливаетесь, чтобы уступить дорогу встречным ТС, как требует пункт 13.4 ПДД.

Встречных машин много. Они едут и едут. Ваш зеленый сигнал сменяется на желтый, затем, на красный, встречный поток машин останавливается.

Но вы, в соответствии с пунктом 13.7 ПДД, должны выехать с перекрестка в намеченном направлении (фактически, имеете право завершить свой маневр (разворот)).

А транспортные средства, которые начинают движение с других направлений на зеленый сигнал, в этом случае обязаны уступить вам дорогу (пункт 13.8 ПДД).

Кто кому уступает при развороте вне перекрестка

Кто кому уступает при развороте вне перекрестка?

В процессе разворота вне перекрестка оговоренное выше право на завершение маневра (пункты 13.7 и 13.8 ПДД) не действует.

Более того, движение задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен, и не создаст помех другим участникам движения (пункт 8.12 ПДД).

Другими словами, когда вы разворачиваетесь вне перекрестка, вы должны уступить встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления, если пересекаете трамвайные пути (пункт 8.8 ПДД).

При выполнении разворота способом в три приема, вы также не должны создавать помех для движения других ТС, когда отъезжаете задним ходом.

В случае, когда ширины дороги не хватает для выполнения разворота из крайнего левого положения, то пункт 8.8 ПДД допускает развернуться от правого края проезжей части (с правой обочины).

При развороте от правого края проезжей части или с правой обочины, вы должны уступить дорогу и встречным транспортным средствам, и попутным ТС (пункт 8.8 ПДД).

Уступить дорогу означает не создавать помех. Технически, это выглядит так, что при развороте вне перекрестка вы должны уступить дорогу всем участникам. Другими словами, процесс вашего разворота никому не должен помешать.

 

Чтобы выполнить это правило, целесообразно выбрать такой участок для разворота, на котором дорога будет хорошо просматриваться в обе стороны.

Еще нужно помнить, что разворот запрещается в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 метров (пункт 8.11 ПДД).

Запрет введен с целью исключить неожиданное появление попутчиков на коротком расстоянии, и предотвратить опасную ситуацию.

Разворот в три приема

Теме разворотов вне перекрестка посвящена статья Выполнение разворота. Часть1.

В тексте, а также в комментариях к той статье, есть ответы на многие вопросы, возникающие в связи с маневром, в том числе на вопрос, кто кому уступает при развороте вне перекрестка.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей ситуацией, мы с вами ее разберем, и проведем «работу над ошибками».

В продолжение темы «кто должен уступить при развороте вне перекрестка», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Разворот на дороге вне перекрестка через обочину;
Разворот через въезд во двор слева. Приоритет;
Разворот на Т-образном перекрестке;
Хватит ли места для разворота?
Разворот на трамвайных путях;
Причины возникновения ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Разворот на перекрестке. Задний ходРазворот на Т-образном перекрестке >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

8 комментариев

  1. Александр

    02.04.2018 17:51

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста, ответ на данный вопрос.

    За сколько метров до начала перекрёстка разрешёны манёвры, как перестроение и разворот, при отсутствии разметки и знаков направления движения, на дороге с трамвайными путями в одной плоскости с 2 полосами движения в каждую сторону. Заранее спасибо.

  2. Сергей Д.

    03.04.2018 22:19

    Здравствуйте Александр.

    Вы для примера привели слишком «общую» обстановку, а в каждом случае дорожная ситуация всегда конкретна.

    Правила не регламентируют интересующие вас расстояния. Перестраиваться нужно заблаговременно, с учетом пункта 8.4 (уступает тот, кто перестраивается).

    Разворот в вашем случае должен выполняться с попутных трамвайных путей. См. статью Разворот на трамвайных путях.

    Видимость дороги при развороте должна быть и впереди и сзади автомобиля не менее 100 метров.

    При выполнении маневров не должны создаваться помехи другим участникам движения. При нарушении этих условий разворот запрещен.

  3. Олег

    07.11.2023 19:21

    На проезжей части 2-ух полосного движения, ехал ближе к краю полосы и зацепил обочину. В это время разворачивалась машина со встречной полосы, произошло ДТП.

    В суде говорят, что я виноват, так как двигался с нарушениями, зацепив обочину. А как на самом деле?

  4. Сергей Д.

    07.11.2023 21:10

    Здравствуйте Олег.

    У меня к вам встречный вопрос: что значит «зацепил обочину», на сколько зацепил, одним бортом или всеми колесами?

    ПДД запрещают движение по обочине (пункт 9.9), но какое отношение к ДТП имеет ваш проезд по обочине?

    Вы ехали прямо, ваш оппонент, который разворачивался, был обязан уступить вам дорогу (пункт 8.8). Он этого не сделал, и по этой причине вы столкнулись.

    Возможно, ваш оппонент решил, что вы будете съезжать на обочину для остановки, тогда это объясняет почему он не стал ждать, пока вы проедете. Но он все равно был должен уступить вам. Не уступил, значит, виноват в ДТП.

    Если ваш проезд по обочине каким-то образом стал причиной ДТП (при том, что у вас приоритет), тогда можно рассуждать об обоюдной вине.

    Но если произошло так, как вы написали, то в ДТП вашей вины я не усматриваю. А, вот, за проезд по обочине вам могут выписать штраф.

    Но, не увидев полную картину события, трудно рассуждать кто прав, а кто виноват. Легко ошибиться.

  5. Олег

    08.11.2023 05:12

    Здравствуйте Сергей Д.

    Обочину цеплял частью правого борта машины (даже не целым колесом, только частью), в суде сказав что уходил от столкновения, на что мне сказали «ага за 2 машины вперед».

    В полосе двигалось 2 ряда машин, водитель, который был в левом ряду, решил пропустить машину для разворота, в это время я двигался в правом ряду, и не успел остановиться произошло ДТП.

  6. Сергей Д.

    08.11.2023 14:21

    Здравствуйте Олег.

    Теперь ситуация проясняется.

    В вашем случае факт движения по обочине не является причиной ДТП. Похоже на то, что этот факт, который вам предъявили как нарушение, притянут «за уши».

    Подтверждаю свой предыдущий ответ: автомобиль, который разворачивался, должен был уступить вам дорогу.

    Тот факт, что его пропустил ваш коллега, едущий в левом ряду, юридически НЕ дает ему преимущества. Это всего лишь жест доброй воли пропускающего.

    Продолжив разворот, он должен был убедиться в том, что вы тоже его пропускаете, или что он не создаст вам помех (пункт 8.8 ПДД). Могу предположить, что он вас не видел за габаритами пропускающего.

    Расстояние «две машины» автомобиль проедет за 1 секунду, судья не мог этого не знать. Поэтому, ваш уход от столкновения и проезд по обочине — это нормальная реакция.

    А, вот, почему судья занял обвинительную позицию по отношению к вам, трудно сказать.

    ДТП произошло НЕ потому, что вы съехали на обочину, а потому что оппонент не уступил вам дорогу, когда был обязан уступить. На вашей стороне — пункт 8.8 ПДД.

  7. Олег

    08.11.2023 15:01

    Огромное спасибо, завтра на повторном суде будем пытаться отстоять свою правоту.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.